Найти тему

Ап. Иоанн о евангельских событиях: «да сбудется Писание»

Оглавление

.

Н. Кошелев. Вход Христа в Иерусалим. 1890-1918 г.
Н. Кошелев. Вход Христа в Иерусалим. 1890-1918 г.

.

Одна из самых существенных особенностей Евангелия от Иоанна, прямо связанная со смыслами и целями книги Откровение, заключается в том, что четвертое Евангелие буквально исполнено ссылками на различные пророчества и пророческие образы Ветхого Завета. Причем в это множество ссылок входят не только прямые упоминания ап. Иоанном тех или иных утверждений из книг ветхозаветных пророков. Образных и аллегорических связей с ветхозаветными писаниями в Евангелии от Иоанна никак не меньше, чем буквальных, — так что в полноте этих прямых и косвенных ссылок связь новозаветных событий с писаниями Ветхого Завета представляется не фрагментарной, а практически непрерывной.

В частности, можно отметить, что многие события, описанные в Евангелии от Иоанна, сопровождают слова «да сбудется Писание» или утверждения с аналогичным смыслом (Ин.1:15-36; Ин.2:17-22; Ин.5:39; Ин.6:45; Ин.7:38; Ин.12:14-16; Ин.13:18-19; Ин.14:29; Ин.15:25; Ин.17:12; Ин.19:33-37 и т.д.). Причем в некоторых эпизодах подобные утверждения принадлежат Самому Спасителю, — а в других исходят от ап. Иоанна, который использует их и как сопровождающие комментарии, и как авторские послесловия.

(Очевидно, что ап. Иоанн отмечает соответствие происходящего ветхозаветным образам и пророчествам выборочно, то есть не приводит подобные утверждения везде, где это возможно. Однако даже с учетом этой оговорки частота подобных свидетельств такова, что евангельские события предстают единым мистическим процессом, в ходе которого ветхозаветные писания сбываются во всей своей полноте.

С другой стороны, если бы утверждения «да сбудется Писание» сопровождали каждый эпизод, где это допустимо по смыслу, — они звучали бы как рефрен, и утратили бы свою акцентированную значимость в тех местах, где их приводит ап. Иоанн)

Множественные ссылки на тексты и образы ветхозаветных писаний, свойственные четвертому Евангелию, необходимо отметить еще и по той причине, что столь явного смыслового акцента нет ни у ев. Марка, ни у ев. Луки, — а в Евангелии от Матфея этот аспект выражен меньшим количеством прямых ссылок (хотя общий объем текста и количество описанных событий в Евангелии от Матфея значительно больше, чем в Евангелии от Иоанна). При этом ап. Иоанн и ап. Матфей в обращениях к ветхозаветным пророчествам практически не повторяются, — и это обстоятельство убедительно подтверждает, что ап. Иоанн создавал свое Евангелие с учетом уже известных всей Церкви евангельских повествований синоптиков.

(Общими для ап. Иоанна и ап. Матфея «ветхозаветными» ссылками являются только свидетельство о «гласе вопиющего в пустыне» из книги пророка Исаии, Ис.40:3, Мф.3:3, Ин.1:23, — и упоминание Зах.9:9 при въезде Спасителя в Иерусалим «на молодом осле», Ин.12:14-16 и Мф.21:4-5)

Соответственно, нет сомнений, что Евангелие от Иоанна представляет каждое из новозаветных событий неотъемлемой частью глобального, непрерывного и всестороннего исполнения образов и пророчеств Ветхого Завета. А поскольку подобное разумение раскрывает не только образные и иносказательные смыслы ветхозаветных пророчеств, но и подлинный масштаб Личности и Миссии Иисуса Христа (Который не просто «пришедший» согласно пророчествам, но Исполнитель всех библейских пророчеств), — авторские ссылки на ветхозаветные тексты звучат в четвертом Евангелии как прямые свидетельства об Иисусе из Назарета и Его Совершенном Завете, а сами ветхозаветные пророки предстают не только прозорливцами своего времени, но и полноценными новозаветными свидетелями на все времена и для всех народов (сравн. – «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей», Евр.12:1).

Что касается общей панорамы исполнения во Христе и Христом всех возвещенных в ветхозаветные времена мессианских пророчеств, — ап. Иоанн собирает ее из великого множества отдельных фрагментов. Причем в это число входят и эпизоды, где об исполнении древних пророчеств свидетельствуют «второстепенные» детали и обстоятельства, которые как бы «случайно» сопровождают основные события, полностью исключая вариант, что подобное может происходить в соответствии с замыслами человека. Например, именно как свидетельство свыше выглядит неожиданный отказ Пилата изменять надпись на кресте (Ин.19:19-22); и решение о жребии, который бросали римские воины, не пожелавшие разрезать хитон Спасителя (Ин.19:23-24); и тот факт, что воины вопреки своим обязанностям не перебили Его голеней, но пронзили Его ребра копьем (Ин.19:33-37), и т.д. То есть ап. Иоанн раз за разом дает понять, что обстоятельства, которые прямо указывают на исполнение в евангельских событиях тех или иных ветхозаветных пророчеств, могли сложиться таким образом только подчиняясь Божественному Замыслу, — поэтому и воспринимать подобные «совпадения» возможно только как промыслительные небесные свидетельства о Самом Господе и о Его Совершенном Завете.

Причем, как будет проясняться в ходе дальнейших рассуждений, книга Откровение и в этом аспекте в точности соответствует Евангелию от Иоанна: все ее образы и сюжеты прямо и иносказательно свидетельствуют об исполнении в новозаветные времена всех малых и великих ветхозаветных пророчеств.

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Пророческие образы Св. Писания: как будущее предопределило прошлое

Предыдущая статья: Библейские особенности верного свидетельства

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #богословские особенности Евангелия от Иоанна #единство и общность Евангелия от Иоанна и Апокалипсиса #Иоанн Богослов об исполнении ветхозаветных пророчеств #Откровение Иоанна и исполнение пророчеств