Веломоторы - небольшие двигатели внутреннего сгорания, которые можно установить на велосипед. Многие помнят их со времен СССР. Как и в случае многих других товаров, их производство в нашей стране закончилось вместе с СССР. С 2000х годов в продаже есть веломоторы только китайского производства.
Итак, основные мифы о веломоторах:
1. "Лучше купить электровелик или мотор-колесо, чем эту тарахтелку".
Для кого-то лучше, а для кого-то нет.
1.1. Деньги, деньги. Веломоторы покупают люди, как правило, не богатые, в основном сельские жители или жители малых городов. Комплект самого популярного веломотора 80 (двигатель, бензобак, звезда, цепь, глушитель, установочная площадка и прочее) стоит на сегодня 8000 руб. Если велосипед уже есть, как правило веломотор ставят на дорожные велосипеды с колесами 28" (велосипед типа "Урал" в советские времена), то установить его покупатель может самостоятельно.
Сравните это со стоимостью электровелосипедов, тем более в сезоне 2021 года - средний электровелосипед стоит от 50 тр - для жителей обычной российской деревни это серьезные деньги. Электрическое мотор-колесо - от 30 тр. и с установкой надо будет очень серьезно повозиться.
1.2. Условия применения. Велосипеды, на которые чаще всего устанавливают веломоторы - дорожники типа Урал с колесами 28", применяются в утилитарных целях для перемещений по обычным российским деревням и малым городам, проще говоря, по работе или по хозяйственным делам. Вспомните деревенского почтальона на таком велосипеде с большими колесами. Можно, конечно и на электровелосипеде за 50 тр. развозить почту по грязным грунтовкам в деревне, но, далеко не везде.
1.3. Расходники. Заряжать аккумулятор электровелика, пожалуй, дешевле, чем лить бензин и масло в ДВС. Но, аккумулятору рано или поздно придет конец (а возможно и контроллеру), и замена будет стоить очень серьезных денег - аккумулятор "в сборе" в среднем 15 тр., если замена отдельных элементов - еще надо поискать в деревне мастера, который это грамотно сделает. Ремонт электровелосипеда требует квалификации.
Расходники ДВС - детали цилиндро-поршневой группы, стоят относительно недорого - например, цилиндр с поршнем и кольцами веломотора 80 стоит на сегодня 1250 руб., весь веломотор 80 в сборе (так сказать, "голый") стоит 4900 руб., карбюратор - 600 руб. Ремонт веломотора, например, замена поршня/цилиндра - работа доступная и для деревенского механика, да и, как правило, для хозяина велосипеда.
2. "Лить масло с бензином в двигатель - прошлый век".
Может и так, но каждое лето многие по прежнему достают триммеры и бензопилы с ДВС и льют в них масло с бензином. Да, и то и другое есть электрическое со шнуром и без шнура - на аккумуляторах, но опять же, до полного исчезновения дешевых 2х тактных двигателей в России еще очень далеко. Приготовить смесь масла с бензином - для сельского жителя дело не сложное, в деревне много куда более сложных дел. Также есть 4х тактные веломоторы, куда надо лить просто бензин (масло в отдельном маслобаке), но стоят они дороже - 12-15 тр., и пока не популярны.
3. "Их никто не покупает"
Напротив, спрос на веломоторы стабилен с 2000х годов, в России их продается десятки тысяч штук в год.
4. "До первого гаишника"
Формально, для езды по дорогам общего пользования, на велосипед с мотором как минимум нужны права, как минимум категории М (мопеды до 50 куб.см.). Но по факту, их покупают, как правило, для езды в сельской местности и малых городах, где к данному транспорту относятся "лояльно".
5. "Наверное, еле тащится"
Велосипед с веломотором ездит очень бодро. Имеет значение, конечно, нагрузка, вес наездника. Но в целом, для своих параметров, это очень резвый транспорт.
6. "Китайское ..авно" (низкое качество).
Качество дешевого 2х тактного веломотора можно оценить на 4ку. - это не самый качественный продукт, но вполне годный для того применения, для которого он предназначен, и за эту цену. Статистика - десятилетия продаж.
7. "Шумит, дымит, вибрирует"
Если сравнивать веломотор с другими всем известными 2х тактными устройствами - триммером или бензопилой, то, пожалуй, веломотор работает более комфортно. Да, 2х тактный двигатель дает и шум повыше, и вибрацию, а сгорание масла с бензином выдает из глушителя характерный выхлоп с дымком, но все это в пределах годного для обычного перемещения из точки А в точку Б.
8. Сложно установить
Чаще всего веломоторы устанавливают на дорожные велосипеды с колесами 28" типа "Урал". Например, на STELS NAVIGATOR GENT 300 его можно установить за час, без доработок. В интернете много примеров, как это сделать. На какие-либо другие велосипеды, не типа "Урал", скорее всего потребуются доработки или веломотор установить может быть невозможно.
9. "Д-6, Д-8 в моем детстве были лучше".
Может и так, только это было в прошлом. Сейчас в России веломоторы, к сожалению, не выпускаются. Китайские - дешевые и нормального качества, ездить на них вполне можно. Постепенно веломоторов, наверное, не станет вообще, как их нет, например, в самом Китае - их должны вытеснить электрические двигатели, но в России в обозримом будущем это мало вероятно.
10. "Лучше купить мопед/скутер"
Да, для кого-то это так, а для кого-то нет. Это слишком разные товары, для разных покупателей, веломотор стоит 8000 руб., по конструкции простой, как табуретка, вместе с велосипедом весит около 30 кг. Мопед/скутер стоит от 50 тр, весит от 80 кг, и по конструкции он далеко не так прост, как веломотор.