Найти в Дзене
Герои Истории

Как король Пруссии всеобщее школьное образование вводил

Известно, что всеобщее начальное образование впервые в Европе было введено королём Пруссии Фридрихом II в 1763 году. В этом году в Пруссии был издан указ, согласно которому все девочки и мальчики в возрасте от 5 до 14 лет должны были посещать занятия в школах, финансируемых из королевской казны или муниципалитетом.

Однако первый шаг к введению всеобщего школьного образования был сделан ещё раньше. В 1717 году Фридрих Вильгельм I – «король-солдат» и отец будущего Фридриха II, ввел для своих подданных школьную повинность.

Ирония заключается в том, что Фридрих Вильгельм I вошёл в историю как грубый солдафон и ненавистник наук, плохо владевший грамотой и стремившийся превратить своё государство в огромную казарму. Милитарист и аскет, чьим кумиром был русский царь Пётр Первый, Фридрих Вильгельм разогнал Академию наук, посчитав, что толку от неё нет.

Своего утончённого, интересовавшегося музыкой и философией сына, будущего Фридриха Великого, король заточил за непокорство в крепость. От буйного нрава монарха доставалось и берлинским прохожим, которых он мог запросто поколотить, посчитав праздношатающимися бездельниками.

Фридрих Вильгельм I и его гвардия. Художник Р. Кнотель
Фридрих Вильгельм I и его гвардия. Художник Р. Кнотель

Зато на гвардию Фридрих Вильгельм денег не жалел. Гвардейцев ростом выше 1,9 метра подбирали со всей Европы. Пётр Первый пожаловал германскому государю 400 рекрутов нужной комплекции.

Однако, создавая боеспособную армию и централизованное государство, прусский монарх понимал, что пользы от грамотных людей больше, чем от неграмотных.

Портрет короля Пруссии Фридриха Вильгельма I. Художник А. Песне
Портрет короля Пруссии Фридриха Вильгельма I. Художник А. Песне

«Добрых христиан и хороших подданных должно воспитывать государство», – решил король. 28 сентября 1717 года Фридрих Вильгельм I издаёт Генеральный эдикт, согласно которому все подданные королевства обязаны были отправлять своих детей в городские и сельские школы для обучения чтению, письму и арифметике. Посещать школу детям в возрасте от 5 до 12 лет нужно было зимой ежедневно, а летом, во время сельских работ, хотя бы один или два раза в неделю.

Фридрих Вильгельм I в начальной школе. Художник А. Менцель, 1858 г
Фридрих Вильгельм I в начальной школе. Художник А. Менцель, 1858 г

Нововведение короля столкнулось с большими трудностями. Многие крестьяне отказывались отправлять детей из-за нехватки рабочих рук в хозяйстве. Школ не хватало, а те, которые существовали, находились в плачевном состоянии. Не хватало и подготовленных учителей. Роль учителя в сельской местности чаще всего исполнял протестантский пастор, готовый делиться, прежде всего, религиозными наставлениями.

Однако начало было положено. После кончины Фридриха Вильгельма I в 1740 году его сын Фридрих II получает в наследство вымуштрованную армию, полную денег казну и государство, которому предстояло стать в XVIII веке одной из пяти великих европейских держав наряду с Францией, Англией, Россией и Австрией. При Фридрихе II Пруссия стала образцовой монархией, соответствующей идеям века просвещенного абсолютизма. Государь заботился о благе своих подданных, а подданные отвечали ему любовью и преданностью.

Фридрих II и школьники Потсдама. Король ругается на гуляющих детей, забыв, что по средам после обеда в школе занятий нет.
Фридрих II и школьники Потсдама. Король ругается на гуляющих детей, забыв, что по средам после обеда в школе занятий нет.

В 1748 году Иоганн Геккер создает первую учительскую семинарию в Пруссии. В 1763 году указом Фридриха II вводится новая система обязательных школ volksshchule, финансируемая за счет специально введенных налогов.

Прусская система состояла из начального восьмилетнего курса для детей от 6 до 14 лет. В школах преподавались арифметика, письмо, чтение, пение, а изучение Библии должно было прививать подданным христианские ценности и представления о долге, трезвости и дисциплине. Дальнейшее образование могло было быть получено за счет родителей в гимназиях и в университетах.

Аналогичные реформы были проведены во Франции и Великобритании только в 1880-х годах, а в других государствах ещё позже. К началу ХIХ века 60% прусских подданных прошло через школу. Полного охвата начальным образованием можно было добиться только запретив детский труд, что в Германии произошло во времена Веймарской республики в 1919 году.

Денис Маевский

Рекомендую к прочтению:

Картофель вместо трюфелей. Стратегический ресурс Фридриха Великого

Как появилось слово "бистро". Реальная история

Русские в Париже": французские карикатуры 1814 года

Казаки в Париже в 1814 году: карикатуры со смыслом

Как появился торт "Наполеон"

"Фанера над Парижем" или торжество авиации в 1909 году

Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.

Будет интересно!