«Казаки в Париже» – известный исторический сюжет, напоминающий нам о славных днях победы русского оружия в войне против Наполеона Бонапарта. 19 марта 1814 года армия антинаполеоновской коалиции вступает в Париж; на её штыках во Францию возвращается изгнанная в результате революции 1789 года старая аристократия – династия Бурбонов и поддерживающие её эмигранты-роялисты. В городе формируется новая/старая власть и возвращается мирная жизнь.
Что представлял из себя в то время Париж? Несмотря на революцию и последовавшие после неё десятилетия войн Париж не потерял статус культурной столицы Европы. Полумиллионный город являлся законодателем мод, центром светской жизни, развлечений и досуга. Кафе, рестораны, магазины, рынки, салоны и, конечно, знаменитые бордели Парижа были открыты для желающих их посетить. Улицы Парижа в выходные дни заполнялись совершающими променад горожанами. Среди всего воинского контингента союзников наибольшим вниманием у парижан пользовались казаки. Колоритные бородатые всадники заметно отличаются от всех остальных солдат армий союзников.
Первоначальные опасения относительно поведения казаков в городе были рассеяны – строжайшие приказы царя Александра I о соблюдении дисциплины в занятых населенных пунктах сыграли свою роль. Казаки настроены дружелюбно по отношению к местным жителям, а заинтересованные парижане стараются извлечь для себя из общения с ними выгоду. Рисунки и карикатуры, появившиеся в прессе, показывают быт казачьего бивака.
Оказавшийся в то время в Париже известный австрийский художник , являвшийся, к слову, ещё и мастером эротического рисунка Георг Эммануэль Опиц, известный также под псевдонимом Bohemus, делает несколько десятков акварелей, повествующих о незамысловатых историях, происходящих с казаками.
Вот на парижской улице казаки жарят мясо, а повар, из находящегося рядом французского ресторана наблюдает за ними. Для парижского меню, увы, такое блюдо оказалось слишком радикальным – chachlik во французской гастрономии не прижился.
Казаки, гуляющие по парижским улицам, зазываются в дома терпимости. Недвусмысленность ситуации подчеркивают торговки, предлагающие купить презервативы.
Русский казак чем-то не угодил старухе, которая замахивается на него клюкой, а тот подставляет под удар ружье.
Казаки рассматривают карикатуры на самих себя. Рядом французский военный – сторонник Бурбонов, чей мундир украшен белой роялистской символикой.
Вопреки наполеоновской пропаганде, рисовавшей казаков жестокими варварами, русские воины показали себя иначе и быстро нашли общий язык с обитателями французской столицы. Несмотря на колоритный внешний вид и диковатость в общении, казаки оказались непритязательны и незлобливы. На рисунках того времени они готовят пищу, едят и пьют, живо торгуются, любезничают с дамами, играют с детьми – демонстрируют простоту и естественность нравов.
Если для простых солдат жизнь Парижа была просто в диковинку, то европеизированное русское дворянство, из которого состоял офицерский корпус армии Александра I, желало видеть в ней культурный идеал. Однако, как и казаки, русские офицеры в Париже также стали объектом подтрунивания и сатиры, о чём повествует наша следующая статья
"Русские в Париже": французские карикатуры 1814 года".
Д.М.
Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.