Прочитав намедни статью про мотоциклы,о которых мечтали пацаны при "советах",вспомнил отроческие увлечения мопедами,как первое механизированное т.с.,с наличием двигателя.Не беру ребят которых мы называли "старшаками",с разницей 5-8 лет.У них тогда уже были мотоциклы-"Мински","Восходы","ИЖи".Мы еще гоняли на велосипедах...И вот одному из приятелей родители подарили на день рождения мопед-новенькую "Ригу-13"!!!
Для нас,мелкой пацанвы-это был крутой агрегат!И товарищ этот был крут в кругу общения."Дай прокатится",не умолкало.С места можно было тронуться благодаря педалям,как на велосипеде,выжав сцепление.Потом отпуская его заводился двигатель.Предварительно конечно открыв краник поступления топлива под баком и понажимав "подсос".))Через некоторое время у другого приятеля появилась "Рига-11"
Через некоторое время мопеды начинали претерпевать некоторые изменения.Так сказать модернизировались.Педали становились неудобными и теряющими свою актуальность.А по сему удалялись,и вместо них вставлялись деревянные подножки.Заводские сидения тоже были "таким себе" удобством.Поэтому снимались тоже.И заменялись седухами с "Минска" или "Восхода".На таких уже комфортно можно было ехать и вдвоем.Заводили с толкача и просто запрыгивали.Бензин АИ-76 стоил тогда 30 коп.(ДТ,к слову-10 коп.) Но с постоянными покатушками бензина естественно всегда не хватало.Жили мы в небольшом поселке.АЗС по месту не было.Приходилось просить кого из старших привезти бензин.На что они не всега заморачивались.И не смотря на казалось бы небольшую стоимость топлива,покупалось оно либо из денег на карманные расходы,или на заработанные каким-либо трудом.Даже родители владельцев мопедов много им на бензин не выделяли.И вот однажды появилась схема легального(ну почти) отбора топлива у населения.Не помню кто это предложил и откуда появилась сама мысль,но тем не менее...Мы отъезжали на пару километров от деревни,на одном мопеде.Сливали остатки топлива из бачка в старую добрую канистру,емкостью 20л.
И один-два человека ныряли с ней в "засаду" за ближайший от дороги бугорок.Еще два человека оставались у мопеда.Предварительно откручивались крепления топливного бака и начиналось ожидание первой проезжающей машины,в любом направлении.Личных авто было конечно не такое обилие,как сейчас,но они были.Да и ряд больших машин были бензиновыми.Завидев автомобиль,махали рукой,прося остановиться.Проезжали мимо не так уж часто.Большинство,увидев подростков на дороге в лесу,останавливались узнать в чем дело.Следом шли пояснения о том,что в пути закончился бензин и надо как-то доехать до дома.При этом указывались населенные пункты в 15-20 км от родного поселка.Просили выручить хоть литром бензина,поскольку мопед "кушает" не много.Люди тогда были вполне отзывчивыми.Шланги в машинах были почти у всех.Ну не бросать же малолеток,под вечер в такой ситуации.Поэтому брался шланг,засовывался в топливный бак автомобиля и "отсасывался" бензин в подставленный бачок от мопеда.Именно литром это почти никогда не ограничивалось,наливали по пол бачка(весь объем его-5 литров).Пару раз бывало,что и до крышки наливали.Слова благодарности,машина уезжала восвояси.А пара с бачком шла за тот самый бугорок.Топливо сливалось в канистру и они,как ни в чем ни бывало возвращались к мопеду,ожидая следующий автомобиль.За сравнительно небольшой промежуток времени можно было нацедить по полному баку на оба,а впоследствии и на три мопеда.Иногда добивали целую канистру.Бывали конечно и комичные ситуации.Когда водитель выручивший бензином ехал уже в обратном направлении,а пара все стояла у мопеда в том же месте с открученным бачком.Бывали короткие профбеседы об обмане,но все сводилось почти к смеху.Поскольку все когда-то были детьми, и каждое поколение развлекалось по своему.Когда драйва мопедов стало не хватать,они претерпевали еще некоторые изменения,но это отдельная история...Приходило время мотоциклов...Пишите,бывали ли у вас подобные истории ,и как чудили вы в своем отрочестве?