Найти тему

Как я отвезла бабушку в дом престарелых. И почему считаю это правильным решением.

Моей бабушке недавно исполнилось 90 лет. Мы собрались всей семьей на ее юбилей в конце зимы, и я поймала себя на мысли, что мы собираемся так - когда она всех узнает - последний раз.

Уже несколько лет у бабушки прогрессирует демеция, но не так, чтобы она терялась во дворе или забывала своих детей. Но она забывала, что я звонила ей пару часов назад, обижалась, если я начинала убираться в ее квартире, отказывалась мыться всю зиму ("я моюсь частями, а целиком боюсь простудиться"), могла выкинуть хорошие свежие продукты в помойку. Ее состояние стало ухудшаться после карантина, введенного из-за коронавируса, хотя несмотря на запреты мы с родственниками приезжали к ней постоянно, она не оставалась одна дольше, чем на день.

С осени мы стали приезжать к ней каждый день, чтобы кормить ее горячим обедом, потому что поняли, что она уже не справляется: еще год назад бабушка сама варила себе суп. Она всегда отлично готовила и даже в старости не отступала от правила, что суп на столе должен быть обязательно. Мы перекрыли ей газ в квартире и включали вентиль, только когда сами грели ей еду.

Зимой я обнаружила, что бабушка выкидывает использованную туалетную бумагу в мусорное ведро на кухне. Она объяснила это тем, что боится засорить унитаз. Лет 20 назад она залила соседку с дорогим евроремонтом и потом всегда боялась повторения потопа. Сейчас этот страх проявился в такой странной форме. После моей просьбу бумажек в ведре я не видела, зато спустя месяц случайно обнаружила целый ворох за стиральной машиной. Выгребла два больших пакета. На сей раз уговоры, просьбы, попытки убедить, что бумага не может засорить канализацию, не помогли, и я просто прекратила разговоры, убиралась и все.

Последний раз, на прошлой неделе, мы с бабушкой отлично посидели за чаем, она съела на третье свое любимое мороженое. Бабушка сказала, что наконец-то стало тепло и на следующей неделе надо устроить баню. Я прикидывала, что надо будет позвать на помощь мою маму, потому что у ванны высокие бортики, да и я одна не удержу бабушку, если что.

После полдника она посмотрела вверх и вдруг сказала: "Как интересно ты раскрасила потолок, такие интересные узоры, надо же, у тебя прям дизайнерский вкус!" У бабушки очень плохое зрение, глаукома, я подумала, что такие видения у нее из-за этого. При этом она полностью осознавала, что с ней рядом я, что она у себя дома. Был уже вечер. Я расправила ей постель, дала ей на ночь выпить кефир и уехала домой. Она закрыла дверь и сказала, что завтра в обед ждет меня.

На следующий день я приехала к часу. Увидела распахнутую входную дверь, на площадке на полу - бабушкино пальто. Кинулась в квартиру - она стояла в темном коридоре. В уличной одежде, но колготки спущены до колен. Вся мокрая - обмочилась.

Открыла дверь в комнату - квартира вверх дном. Стол на кухне отодвинут, на полу лужи, в гостиной на полу разлит кефир, вывернуты валики кресел, дверцы шкафа открыты. Осмотрела бабушку - ни синяков, ни ссадин, но совершенно отсутствующий и непонимающий взгляд. Попыталась усадить ее на диван - она не могла сесть, стала падать на пол. Бормотала себе что-то под нос. Сначала я подумала, что в квартире побывали воры - но документы и кошелек с пенсией оказались на месте. Бабушка, как мне показалось, пыталась найти туалет, я хотела отвести ее в ванну, но она не понимала, что я делаю.

Я пыталась ее расспросить, был ли кто-то тут, обижали ли ее, вообще пыталась понять, что произошло, но она только говорила: "Не маши топором", "мне надо пописать".

Я вызвала скорую: приехала бригада психиатров, быстро посмотрела на бабушку, сказала, что госпитализировать не будут потому что "вы знаете, что будет в больницах, если всех госпитализировать". Посоветовали обращаться в психдиспансер по месту жительства, а также набраться терпения.

"Обычно либо определяют в интернат, либо берут сиделку, либо кто-то один посвящает себя в режиме 24/7 уходу за пожилыми человеком".

Я задала наивный вопрос: может ли она вернуться в прежнее вменяемое состояние, чтобы ее можно было хотя бы иногда оставлять ее одну, потому что я работаю. Врач с сожалением посмотрел на меня и заключил: "Ну вы же не оставите трехлетнего ребенка одного дома".

Они уехали, а я осталась одна с несущей бред, обмочившейся бабушкой, мокрым диваном и перевернутой вверх дном квартирой (удивительно, откуда у старушки взялось столько сил). Дома с моей мамой оставался маленький ребенок, муж до вечера на работе в ста километрах от Москвы.

Не знала, за что браться. Квартира очень убитая - бабушка много лет не разрешала делать в ней ремонт, говорила: "Дайте мне дожить, оставьте мою квартиру в покое, у меня все нормально и чисто"). Какая сиделка пойдет сюда жить? И что делать прямо сейчас?

Я вспомнила, что моя подруга вывозила своего дедушку на лето в частный пансионат, так как сама до осени уезжала с детьми на море. Позвонила ей, она сказала, что осталась довольна услугами, дала телефон - это сеть пансионатов "Забота и уход".

Я зашла на сайт, посмотрела на фото домов - это загородные коттеджи - почитала информацию. Позвонила без особой надежды, что мне быстро смогут помочь. Девушка рассказала об услугах и условиях проживания, но было понятно, что вот прямо сейчас ничего сделать нельзя. И все же я спросила, могут ли нас принять сегодня. Может быть, мой голос был настолько отчаянный, что девушка произнесла: "Подождите, я попробую что-нибудь сделать, я вам перезвоню через полчаса".

Позвонила быстрее и сказала, что к нам приедет сотрудник и возьмет тест на коронавирус у бабушки. И если он отрицательный, то ее смогут принять сегодня. Я очень благодарна руководству пансионата "Красногорский" и управляющей Марии за помощь, оперативность и бережное отношение к бабушке. Экспресс-тест сделали у нас на дому через три часа после моего звонка, затем нас перевезли в пансионат.

Он находится в частном секторе Красногорска - большой загородный коттедж. Внутрь мне не разрешили войти из-за карантинных мер, но медсестра, которая сопровождала бабушку, позвонила мне из ее комнаты по Whatsapp и показала условия. Первые три дня постояльцы живут одни в комнате, потом переводят в двух- или трехместну комнату. Тут же пришла сиделка с ужином, покормила бабушку - она с удовольствием поела, потому что весь день была, по сути, без нормальной еды.

Я жутко волновалась, что для бабушки поездка в пансионат станет стрессом. Ей я сказала, что везу ее в санаторий с лечением. Она не особо поняла, что произошло, заметила только, что мы долго ехали - с юго-запада столицы на северо-запад. Она пошла с сиделкой Сашей спокойно, а у меня были глаза на мокром месте.

Подписала договор с управляющей на две недели и поехала домой.

На следующий день созвонилась с Машей - бабушку помыли, мне прислали фото из ванной. Осталось приятное впечатление - видно, что вся сантехника новая, ванна с низким бортиком, в ванной - стул для мытья маломобильных больных. К сожалению, проблема с туалетом усилилась - при сиделке бабушка ходит на санитарный стул, а стоит отвернуться - может сходить прямо на пол. Пришлось купить в аптеке впитывающее белье.

Бабушку осмотрел психиатр, мы созвонились и долго разговаривали. Доктор сказал, что у бабушки деменция, но неплохая физическая форма. Я рассказала всю нашу историю, особенно про погром дома, он сказал, что это классическая картина. Выписал рецепты на лекарства, назначил терапию.

Мы с моими мамой и дядей приехали к бабушке через день: бабушку одели, вывели ее к нам на улицу - пока из-за коронавируса заходить внутрь нельзя. Очень жаль, но я понимаю, что в доме живут очень пожилые ослабленные люди и инфекция может быть для них смертельна.

Бабушка узнала нас, хотя и перепутала меня и мою маму. Но самое удивительное - она сказала, что сейчас находится на отдыхе на озере Стерняй в Литве. Туда она с дедушкой и детьми часто ездила в отпуск на машине - в 70-е годы. Потом, когда я еще раз спросила ее, где она, сказала, что мы гуляем по Красной площади.

Сказать, что это шок для родственников - ничего не сказать. Видеть, как человек физически рядом с тобой, а сознание его уже не здесь - это очень непросто. Я знаю, что все шло к этому уже давно, но все равно не могу принять, что неделю назад она вполне понимала, что где она и кто перед ней, а теперь - не понимает. И очевидно, что скоро она совсем забудет нас. Она не тревожится, говорит, какой прекрасный тут воздух.

Такая ситуация произошла и по нашей вине - вине родных. Сейчас очень много вопросов к самим себе: почему не отвели к психиатру раньше? Почему не подумали, что такое может случиться? Почему не настояли, чтобы сделать ремонт у нее в квартире? Я знаю, что деменция (тем более, в 90 лет) не лечится, что бабушка человек с непростым характером и нельзя было просто так, против ее воли, куда-то ее вывезти и начать в ее квартире ремонт.

Я знаю, что пансионат - непопулярное решение в нашей стране. Наверное, если бы у меня было очень много денег, я бы наняла сиделку, а лучше двух, чтобы они сменяли друг друга, потому что один человек даже с проживанием не может быть с больным в режиме 24/7. Но если нанять не просто тетю, которой негде жить и которая из-за безвыходного положения соглашается ухаживать за тяжелобольным человеком, а профессиональную сиделку, которая понимает, что это за болезнь, как обращаться с такими пациентами, то это будет соизмеримо со стоимостью хорошей няни. И пансионат получается выгоднее и удобнее. Потому что там персонал может сменять друг друга и отдыхать. Там у людей есть выходные. Там не надо спускаться с пятого этажа, чтобы подышать свежим воздухом (а моя бабушка живет на пятом этаже без лифта).

Квартиру мы с семьей решили отремонтировать и сдать. Вырученные деньги тратить на уход и лекарства. Пока непонятно, сможем ли мы получать бабушкину пенсию - потому что ее всегда приносили ей домой и сейчас у нас нет доверенности. А сделать ее, наверное, не удастся, потому что нотариус, посмотрев на бабушку, не заверит ее. Остается только лишение бабушки дееспособности, но тогда мы представителем интересов бабушки станет опека и вполне вероятно, не позволит сдавать квартиру или тратить деньги на наше усмотрение. За эти дни я перерыла десятки форумов, читала, как мучаются люди, попавшие в подобные ситуации. Надеюсь, этот вопрос нам все же удастся решить.

Когда разбирала старые бабушкины вещи, сортировала, что выкинуть, что оставить, (а выкинуть надо процентов 90 всего, что есть в квартире, настолько все пришло в негодность), натыкалась на предметы, которые тут же возвращали в детство. Я нашла очки моего дедушки - любимого деды - которого уже 20 лет нет с нами. Нашла бабушкину нарядную клетчатую юбку, которую она носила в конце 80-х. Нашла ее шелковый шарфик - кажется, он до сих пор пахнет ее духами. Забрала все это себе на память. Сидела в опустевшей квартире и рыдала. Если кто-то рассказывает вам про то, что старичков в пансионат отдают бездушные родственники, которым бы только сплавить с рук и получить наследство - не верьте, пока не узнаете детали. Я уверена, что это почти всегда не так. Я бесконечно думаю о том, можем ли мы поступить иначе? Я рассматривала даже такой вариант: сдать бабушкину квартиру-"двушку", снять рядом с нами "однушку" и туда перевезти бабулю и взять ей сиделку. Но кто пустит в квартиру дементную бабушку с недержанием? И хватит ли денег и на аренду, и на сиделку, и на лекарства?

Есть моя мама, которая могла бы взять свою мать к себе. Но она сама уже не юная девочка и болезней у нее больше, чем у бабушки в 90. Я жутко боюсь за маму, за ее физическое и моральное здоровье, если она станет няней для психически нездорового человека. Сын еще старше моей мамы. У него больная спина, он работает. У меня ребенок, семья и очень много работы. И я не могу с нее уйти. Я даже не могу выделить бабушке отдельную комнату, потому что их всего две. А в квартире у нас живут четверо.

Я думаю, что поступила правильно. Нужно думать и о своих близких, об их здоровье и о психологическом климате в семье. И самое главное - я вижу, что бабушке в пансионате хорошо. Она не вспоминает свой дом. Маша сказала, что она "командирша" (мы-то дома это отлично знаем!), "строит" сиделок и считает, что сиделка Саша - это я. Я невероятно благодарна пансионату "Красногорский" за то, что они берут на себя уход за нашими бабушками и дедушками. Мария, управляющая пансионата, присылала сегодня в вотсап фото с прогулки и я увидела и бабулиных соседок - все чистые, опрятные, причесанные. Они там читают стихи и поют песни. И глядя на них, не стыдно и не больно за свое решение.

Если сегодня ваш близкий узнает вас и довольно самостоятелен, помните, что все может измениться очень быстро. Соберите семейный совет, обдумайте заранее, что вы будете делать в случае его ухудшения, позаботьтесь о том, чтобы вам потом не пришлось обивать пороги судов и опеки. Обговорите, кто будет ухаживать за больным, как вы будете действовать - обратитесь в пансионат, скинетесь на сиделку, возьмете больного к себе. Хорошо все продумайте, оцените свои силы, потому что пожилой человек с деменцией - это сложнее, чем младенец или трехлетний ребенок. Тех хотя бы можно посадить в коляску и поехать по своим делам. Пусть вас никогда не коснется то, о чем я написала. Просто имейте в запасе "план Б".

Сеть частных пансионатов «Забота и уход» в Подмосковье возьмет на себя уход и реабилитацию пожилых людей, в том числе, уход за пациентами с деменцией и болезнью Альцгеймера. +7 (495) 744-34-61