Когда люди видят, как асфальт укладывается зимой, а иногда — прямо в снег, у всех возникает логичный вопрос, можно ли так делать. Отвечаем: можно, если выполнять работы строго по технологии. Предлагаем разобраться со специалистами компании «Альфа Асфальтирование», как вообще должен проходить процесс асфальтирования дорог , и почему в одних случаях разрешается укладывать асфальт в мороз, а в других — нет.
Что говорят нормативы?
По СНиП проводить асфальтирование дороги можно при температуре не ниже +5 градусов. Сложность в том, что 6–7 месяцев в году в стране стоит холодная погода, когда температура воздуха падает ниже +5 градусов. Но ведь асфальтное покрытие портится не по графику. Поэтому были разработаны новые технологии и асфальтобетонные смеси.
Укладка асфальта в зимний период стала возможна благодаря тому, что в состав стали включаться различные пластификаторы и отвердители. Их задача в том, чтобы сделать смесь максимально текучей и не позволить ей замерзать в мороз. Такой способ позволяет заделывать выбоины и трещины на дорогах, даже когда в них есть вода, грязь, снег, лед. Для точечного ремонта используются холодные смеси, которыми можно заделывать трещины в дождь и снег.
Если вы видите, что строительная компания кладет асфальт прямо в снег, не пугайтесь. Так можно, но только при условии, что компания использует высококачественные смеси и придерживается всех стандартов.
Смесь и температура укладки
Если асфальт укладывается в зимнее время, по стандартам покрытие должно быть очищено от снега, льда. При этом погода должна быть сухая. Запрещено проводить работы в снегопад или сильный дождь.
В зависимости от смеси температурные нормы будут разными:
- горячие и холодные смеси кладутся при температуре +5 градусов и выше;
- вибролитные смеси — при температуре от +15 градусов и выше;
- горячие смеси с температуропонижающими добавками — от -10 градусов и выше.
Особое внимание нужно обратить на количество осадков. Желательно, чтобы в момент укладки асфальтобетона дождя, снега, града не было. Но если погода стоит дождливая, а ремонт или обустройство нового участка дороги необходимы, небольшое количество осадков допускается:
- количество жидких и смешанных осадков ≤ 0,2 мм за 12 часов;
- количество твердых осадков ≤ 0,1 мм за 12 часов.
Что касается укладки холодных асфальтобетонных смесей, тут все работы стоит завершать за 15 дней до начала сезона дождей. Но, как всегда, имеются некоторые исключения.
Горячие смеси и особенности зимней укладки
Обычные горячие смеси можно укладывать при температуре до 0 градусов, а при наличии температуропонижающих добавок — от -10 градусов мороза и выше.
При этом обязательно соблюдать ряд ключевых требований:
- толщина слоя — от 5 см и выше;
- в состав должны включаться адгезионные присадки или активированные минеральные порошки;
- верхний слой укладывается на свежеобустроенный нижний слой или выравнивающий слой, но только до их остывания (температура нижнего слоя должна сохраняться в рамках +20 градусов).
Если не следовать правилам, результат будет очевидным. Смесь остывает быстрее, чем нужно, и качество покрытия резко падает.
Плюсы:
- когда смесь заливается, она автоматически уплотняется, поэтому прокатывать ее вибрационным катком не требуется;
- горячие смеси с пластификаторами показывают уникальные адгезионные свойства, способны образовать прочное сцепление даже в мороз, снег и дождь.
Минусы:
- температура смеси должна поддерживаться на уровне +200 градусов, а чтобы этого добиться, приходится задействовать дорогостоящую технику для транспортировки;
- ремонтные работы требуют оперативного и высокопрофессионального подхода, поскольку асфальтобетон не должен замерзать или остывать.
Еще несколько нюансов:
- если сразу же после укладки покрытия по дорогам будут перемещаться транспортные средства, асфальтобетон нужно подбирать поплотнее;
- перед укладкой асфальтобетона нижний слой сначала очищается от пыли, грязи, снега, льда, а потом обрабатывается битумной эмульсией или битумом;
- этап обработки нижнего слоя битумом можно пропустить, если между созданием нижнего и верхнего слоя проходит не более двух дней, а по дороге не ездит построечный транспорт;
- укладка проводится асфальтоукладчиком во всю ширину покрытия, но в некоторых случаях нижний слой может создаваться с помощью автогрейдеров (дороги местной сети), а в местах, куда асфальтоукладчик не проходит, допускается ручная укладка смеси.
Заключение
Полноценное асфальтное покрытие дороги может создаваться в холодное время года. Главное, чтобы температура не понижалась ниже -10 градусов, не было метели или града. При этом обязательно использовать горячие смеси с теплопонижающими добавками, учитывать временные рамки укладки верхнего и нижнего слоя. И в этом случае результат будет не хуже, чем если бы вы занимались обустройством дороги летом!