Продюсеры Дмитрий Литвинов и Владислав Северцев, работали над хитом «Невеста» режиссера Святослава Подгаевского, потом сделали весьма жирный фильм «Пиковая дама. Зазеркалье» и стильно оглядывающийся на советский модернизм «Рассвет», хороший не количеством «мяса», а больше атмосферой. Их новое кино – «Бывшая». Не сказать, что это уверенный шаг вперед, но смотреть можно.
История про четырех друзей, двое из которых – Саша и Катя решили пожениться. Все шло нормально, пока в жизнь молодых не вторглась женщина из прошлого, фото которой Саша закинул в соцсети еще в школьные годы. Поначалу «бывшая» использует трюки как в обычном триллере, а потом раскачивается до нормальных демонских проделок. Достается при этом больше не самому герою, его окружению.
Как это все получилось, на мой взгляд, расскажу по порядку. Сначала минусы, а потом – удачные вещи, ради которых стоит и посмотреть.
Про проблемы
«Бывшую» снимал дебютант в полном метре Евгений Пузыревский по сценарию Владимира Батрамеева, ранее с хоррором не работавшего. Возможно, не хватило усидчивости и логики. Кроме того, что достойно отыгрывающие молодежную бытовуху актеры не всегда хороши там, где пора бояться, разочаровывают некоторые детали.
В сцене с ночным бассейном, отличающейся от десятков подобных из США только паром над водой, героиня начинает нервничать рановато, когда формально ничего странного не было. Подумаешь, кто-то решил после бани выйти на воздух и прыгнуть в бассейн... А видение в душевой анатомически не соответствует истории, которую расскажут в финале.
Другая хоррор-сцена завалена концовкой с совершенно бытовым падением на ламинате в квартире. Не тянет на дальнейшую госпитализацию, могли поиграть с предметами, чтобы падать, так падать. Удивляет, как явные представители среднего класса оказываются в такой облезлой больнице. Это ведь до ужаса необъяснимо.
Есть кадр, после которого хочется пожелать авторам аккуратнее обращаться с огнем, который не так просто подделать. Также стоило серьезнее разобраться с физикой инфернального. Например, был ли юный сосед по палате в больнице, и при чем тут он? И что за черная жидкость везде льется, да еще и горит? Слабо связано с сюжетной линией антагонистки, и это не эко-хоррор про разлив нефти.
Часто плюсуют женщины
На невысокую оценку в Кинопоиске не смотрим: опускать рейтинги, не посмотрев, проще простого. Это у нас умеют. Среди посмотревших в блогах и соцсетях преобладают положительные отзывы. Меня это даже удивило. Во-первых, подозреваю, что уже сформировалась приличная группа поклонников Литвинова и Северцева. Во-вторых, фильм, кажется пришелся по душе женской аудитории.
Тут есть харизматичный протагонист, которого играет Константин Белошапка, знакомый зрителю по другому мелодраматическому хоррору, уже Подгаевского – «Приворот. Черное венчание». Парень явно добрый, почти с ходу зарекомендовавший себя как порядочный человек, противник абьюза, например.
Тут же – тема женской дружбы и конкуренции, тревог при появлении темы «бывшей», сомнения в своей внешности и прочие детальки. Есть даже минутка кулинарии с кексиками.
А что еще хорошего?
Достоинства у фильма есть, несмотря на сырость, массу клише (могли хотя без банок с формалином обойтись) и близость к уровню бэшки. Например, кино интересно первой главной ролью в полнометражке Веры Кинчевой, появившейся в титрах под фамилией отца.
Есть моменты, особенно ближе к развязке, когда выдаваемые актрисой эмоции слегка избыточны (виноват тут больше режиссер), но в целом роль удалась. Также поддержу всех, кто хвалит оператора, работу с шумами и музыкой. Изящно, мрачно, тревожно.
Очень хороши лаконичные проявления инфернального в квартире подруги и в подземном паркинге. По сравнению с ними грубоватая и малоэстетичная развязка в усадьбе выглядит почти провалом.
А вот кульминационная сцена в церкви очень даже радует. Тут продюсеры возвращаются к тому, с чего начинали с Подгаевским – к русской готике. В сцене венчания, которой пытается помешать нечисть, при желании можно обнаружить родственность «Вию».
Правильный и выбор натуры – Церковь Владимирской иконы Божией Матери в селе Быково, весьма нарядный памятник русской готики XVIII века. С усадьбой тоже все правильно, старенькие усадьбы классно работают на атмосферу русской готики, в которую примерно с середины фильма вынуждены окунуться молодые люди, похожие на безбедно живущий московский средний класс.
В общем-то, русская готика и спасает, так как от действия в столичных лофт-жилищах и барах по схемам американизированного j-хоррора кино не получает ни капли национальной самобытности. А это важно.
Достойные уважения российские фильмы ужасов (часть 6)
Постсоветские хорроры (ч.7). Американцы в Грузии в «Пусть идет снег»
Чем хорош американский треш-хоррор «Дрон» от студии Бекмамбетова