Найти в Дзене
Гараж Автоклассика

Позабытая история о КРаЗе и Карсане. Украинская попытка сборки турецко-французского микроавтобуса

Кременчугский автозавод известен своими грузовиками – тяжеловесами, которые до сих пор встречаются на дорогах стран бывшего СССР. После распада Союза на заводе, впрочем, как и на остальных автозаводах настали мрачные времена, и начались попытки делать более востребованную в новых условиях технику.

фото Ивушкин В.Э.
фото Ивушкин В.Э.

В конце девяностых на КРаЗе пытались собирать турецкий автобус Otoyol, в свою очередь построенный на шасси Iveco, но дело не пошло. Спустя несколько лет делается еще одна попытка поработать с турками, на этот раз с Karsan Otomotiv, производившими лицензионную копию микроавтобуса Peugeot J9.

Karsan J9
Karsan J9

Маршрутки в те годы были очень популярным транспортом во всех украинских городах, да и сейчас много где еще бегает неудобных для городских перевозок тесных микроавтобусов, в которых люди еще и стоя умудряются ехать. Вот и подумали в Кременчуге – а не организовать ли сборку турецкого «Карсана» уже у себя по месту. В конце 2003 года была готова предсерийная партия из нескольких машин, для прохождения сертификации.

Оригинальный Peugeot J9
Оригинальный Peugeot J9

На Карсане выбор остановился неспроста, дело в том, что турецкие копии Пежо, да и оригинальные французские микроавтобусы уже колесили по украинским дорогам. Их в частном порядке но приличным количеством ввозили в страну. Для «нулевых» машина была уже морально устаревшей, но свою основную функцию она выполняла, была довольно простой и неприхотливой в техническом плане и экономичной по топливу. Официально в салоне было 12 посадочных мест, в реальности в маршрутку набивалось до 20 человек.

-4

Из современных решений эти микроавтобусы могли похвастаться лишь передним приводом, всё остальное было архаичным, родом с конца семидесятых.

Karsan J9 в естественной среде обитания (Турции)
Karsan J9 в естественной среде обитания (Турции)

Четырёхцилиндровый атмосферный дизель выдавал 72 лошадиных силы, которых для езды по городу и в ближний пригород вполне хватало. Руль без усилителя, но исправная машина рулилась легко. 11-12 литров топлива расходовалось на сотню в городском режиме с частыми остановками, светофорами и разгонами.

-6

Производство кременчугского «Карсана» всё же началось, но массовым оно не стало. В Борисполе, Часов Яре и Чернигове начали массово клепать «Руты» и «Дельфины» на шасси «Газели». Они в лучшую сторону отличались ценой, доступностью запчастей в любой сельской лавке, да и пассажирам было удобней, всё же местные «барбухайки» на базе «Газели были выше, чем турецкий клон Пежо.

-7

Так что история Кременчугского «Карсана» закончилась, можно сказать, ничем, редкие её отголоски еще колесят по некоторым украинским городам, но едва ли их пару десятков наберется.

Я на Драйве

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам
Авто
5,66 млн интересуются