Эта полезное изобретение появилось ненамного позже, чем сами автомобили. Когда, в начале XX в. на улицах европейских столиц их количество начало стремительно увеличиваться, пешеходы стали активно жаловаться в муниципалитеты, на то, что проезжающие вдоль тротуара «адские повозки» окатывают их грязью с мостовых.
Естественно, брызги с мокрой после дождя дороги, часто вместе с камнями летели на тротуар в ни в чем не повинных пеших граждан. Надо сказать, что они и без этого сразу невзлюбили автомобилистов, а грязь, летящая из под колес, добавляла изрядную каплю масла в огонь их ненависти.
Массовые жалобы сделали свое дело, в 1912 году префектурой Парижа был проведен конкурс боковых брызговиков для колес авто. Те устройства и приспособления выглядят на современный взгляд совершенно нелепо и смешно. Их эффективность в том конкурсе оценивалась установленными вдоль дороги белыми щитами, а вернее количеством грязи, оставленной на них, проезжающим автомобилем.
Суровые механические приспособления в стиле стимпанк, в результате не прижились. Их место по праву заняли гениальные и простые колесные фартуки. Сейчас они остались на грузовых машинах и спецтехнике, а еще лет 30 назад полоски резиновой ленты были самым борзым элементом на любых советских авто, мотоциклах и даже велосипедах. Причем, умельцы меняли штатные изделия на более широкие и длинные. Особым шиком считалось повесить на такие ленты еще и катафоты. Чем больше катафотиков, тем лучше! А если на куске резины красуется еще и значок «Мерседеса», то совершенным чувством вкуса обладателя «Жигулей» или «Москвича» можно было восхищаться бесконечно.
Современные брызговики совсем не похожи на те странные изобретения из начала прошлого века. И похоже, канули в лету прекрасные фартуки с катафотами. На большинстве легковых автомобилей теперь пластиковые, резиновые или же комбинированные элементы, закрепленные на подкрылках в задней части колесных арок.Да и задача у современных брызговиков изменилась. Теперь, главное - обезопасить кузов дорогого автомобиля от камней и грязи. Конечно, те, что закреплены в задних арках, все таки препятствуют попаданию всего перечисленного и в попутные машины, двигающиеся следом.
А о защите прохожих на тротуарах от брызг воды и грязи - сегодня никто и не вспоминает. Гуманная идея прошла полный цикл - развитие,пик,деградация. И пешеходы вернулись туда, откуда начинали - к навыку держатся подальше от луж на проезжей части.