Найти в Дзене
Христианство и смысл жизни

О тщеславии. Почему не стоит искать славы человеческой?

Оглавление

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Мф. 6: 1-4).

Тщеславие – это страсть, которая характеризуется исканием человеческой земной славы, но слава эта тщетна, так как не даёт ничего душе, а напротив вредит ей. Да ещё и такая слава тщетна, потому что сегодня есть, а завтра её нет, потому что отношение людей может меняться, сегодня хвалят, завтра злословят. Вспомним иудеев, которые сначала кричали: «благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21: 9), а потом те же иудеи кричали: «распни, распни Его!». (Ин. 19: 6). А человек, подверженный влиянию этой страсти очень зависит от людского мнения. И если отношение людей меняется, сначала они хвалят, а потом критикуют, это может привести человека к унынию и депрессии. Тщеславный человек болезненно реагирует на то, когда не признают его заслуги, когда недостаточно хвалят его. Он тратит много времени на то, чтобы заслужить похвалу от людей. Таким образом он попадает под власть этой страсти, становится рабом греха: «всякий, делающий грех, есть раб греха.» (Ин. 8: 34). Эта страсть может повлечь за собой и другие грехи, такие как ложь, лицемерие, человекоугодие, стыд исповедовать свои грехи. Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Тщеславие – искание славы человеческой, хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей… Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам, гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские». А душа страдает из-за этого. Человек забывает о Боге, ища славы от людей, не думает каков он в Очах Божиих, думает о суде человеческом, забывая о Суде Божием. Ища похвалы от людей, славы человеческой можно впасть и в серьёзные грехи. Вот примеры из Библии. Примером тому является Понтий Пилат, распявший Христа из боязни потерять власть, человекоугодия и тщеславия: «Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царём, – противник кесарю.» (Ин. 19: 12). В итоге Пилат предал Христа на распятие. «Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.» (Мк. 15: 15). Также поступил и Ирод четвертовластник, который обезглавил Иоанна Крестителя. Не хотел убивать его, но уступил страстям человекоугодия, гордости, тщеславия. «Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице.» (Мф. 14: 6-10).

Иоанн Креститель и Ирод
Иоанн Креститель и Ирод

«Тщеславие ко всему льнет: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым; побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь; стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, опять им же побежден бываю. Как ни брось сей трезубец, все он станет верх острием.» Преподобный Иоанн Лествичник.

Этой страсти подвержены люди самые разные, и в том числе верующие. Такие люди могут тщеславиться не властью, одеждой и внешностью, например, а добродетелями. Например, они считают себя смиренными, и называют себя перед людьми первыми грешниками. Но стоит кому-то обличить их, то они могут гневно ответить обличающему, что указывает на то, что это ложное смирение. Например, обличений перед народом не терпели фарисеи, сговорившиеся против Христа, потому что им нужна была слава от людей, важно было, что подумают о них люди. Господь говорил о фарисеях: «все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!»». (Мф. 23: 5-7). Но что им дало, то, что перед людьми, они казались праведными, но были далеки от Бога, и Бог осудил их, потому что Он знает наши помышления, чувства, намерения?: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.» (Мф. 23: 27-28). Тщеславие является смертным грехом, с которым надо бороться. Также и любой человек за исканием славы от людей, может удалиться от Бога: «Се, оставляется вам дом ваш пуст.» (Мф. 23: 38); «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16: 26). Тщеславие говорит также о маловерии, или же мёртвой вере: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5: 44). « В тщеславии, мы делаемся наглыми перед Богом и трусливыми перед людьми; потому что тщеславный человек, это человек, который ищет одобрения от людей, который предает себя человеческому суду, забывая о том, что над ним – суд Божий, суд вечной правды.» Преподобный Иоанн Лествичник.

Посредством тщеславия враг расхищает душу. Тщеславный человек, который любит похвалу, может лишиться мудрости. «От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.» (Иез. 28: 17). Поэтому надо равнодушно относиться к похвале: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых.» (Исх. 23: 8). Также хвастовство признак глупости. Всячески нужно избегать хвастаться чем-либо перед людьми, потому что чем похвалились, это может быть похищено врагом. Вот пример царя Езекии. «В то время Меродах Валадан, сын Валадана, царь Вавилонский, прислал к Езекии письмо и дары, ибо слышал, что он был болен и выздоровел. И обрадовался посланным Езекия, и показал им дом сокровищ своих, серебро и золото, и ароматы, и драгоценные масти, весь оружейный свой дом и все, что находилось в сокровищницах его; ничего не осталось, чего не показал бы им Езекия в доме своём и во всем владении своём. И пришёл пророк Исаия к царю Езекии и сказал ему: что говорили эти люди? и откуда они приходили к тебе? Езекия сказал: из далекой земли приходили они ко мне, из Вавилона. И сказал Исаия: что видели они в доме твоем? Езекия сказал: видели все, что есть в доме моем; ничего не осталось в сокровищницах моих, чего я не показал бы им. И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господа Саваофа: вот, придут дни, и все, что есть в доме твоем и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь.» (Исаия 39: 1-6). Также и духовными дарами не нужно хвалиться, потому что мы получаем их от Бога, они не наши. Всё что есть у человека хорошего даёт ему Господь. «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1-е Кор. 4: 7).

-3

Тщеславием отравляются все добрые дела. Поэтому Господь и говорит о том, что даже левая рука не должна знать, что делает правая. Надо сразу забывать о добрых делах. А тем более стараться не делать их на глазах людей и не рассказывать о них. Победить тщеславие можно памятованием о Страшном Суде, и о том, что придётся предстать перед Богом. Поэтому надо читать Слово Божие и стараться поступать по Нему. Вот что говорит Господь: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.» (Лк. 6: 26). «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.» (Мф. 5: 10-12). Если человек совершал добрые дела ради Бога, а не ради мнения людей, то ему будет слава от Бога: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.» (Мк. 4: 22). К похвале человеческой надо стараться относиться равнодушно и укорять себя при этом воспоминанием своих грехов, чтобы избежать тщеславия. «От тщеславия бегать надо, а не предаваться ему. Если хвалят тебя, то мысленно грехи свои вспоминай и нерадения. Показности при людях избегай.» Иосиф Оптинский (Литовкин). А когда критикуют, надо всё принимать, как от руки Божией, смиренно и почитать себя достойным этого, размышляя в этом момент о Суде Божием: «достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем», потому что лучше в этой жизни пострадать, чем там. Вот как принимал царь Давид оскорбления от Семея, который злословил его и кидал в него камни: «оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение моё, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие.» (2–Царств 16: 11-12). «Какое Вам дело до других людей, для чего Вам нужно, чтобы о Вас думали только хорошо, что пользы, если весь мир будет хвалить Вас, а Господь скажет: не знаю вас… Зачем и Вы сами себя хотите видеть во всем хорошей по-мирскому? А по-духовному хорош только тот, кто искренне от всей души считает себя хуже всех.» Игумен Никон (Воробьев).

-4

Славить надо Бога, и тогда Бог прославит нас. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Мф. 5: 16). Господь Иисус Христос искал славы не Себе, а прославлял Отца, поэтому и Отец прославил Его: «Не принимаю славы от человеков, но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня.» (Ин. 5: 41-43). «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.» (Ин. 17: 4-5). А антихрист придёт, чтобы прославить себя, поэтому будет унижен Богом: «а если иной придёт во имя своё, его примете.» (Ин. 5: 43). «Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошёл, и вот нет его; ищу его и не нахожу.» (Псалом 36: 35-36). Тем, что Господь прославлял Отца, а не Себя, Он показал нам пример, как мы должны поступать, чтобы не быть униженными, а, чтобы Бог прославил нас. Все добрые дела надо совершать во Славу Божию, стараться прославить Бога и сделать добро людям по любви. А если человек желает прославить себя перед людьми, то он действует по этой душевредной страсти, по тщеславию. «Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нём.» (Ин. 7: 18). Господь не заботится, что подумают о Нём люди, а ищет пользы людей, в Нём нет страстей, свойственных человеку. Вот, что говорит Господь: «Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нём волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем.» (Исаия 27: 4). И такое понятие как гнев Божий, Он использует для нас. «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы.» (1-е Ин. 1: 5). И от нас Он хочет, чтобы мы были подобны Ему. Славящий себя перед людьми, действует по страсти и имеет временную человеческую тщетную славу, которая сегодня есть, а завтра нет. А славящий Бога, будет иметь вечную неизменную славу от Бога. «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.» (Гал. 5: 25-26). Что толку складывать о себе хорошее мнение и пытаться добиться этого от людей, если Господь осудит? Лучше не иметь здесь славы от людей и не хвалить себя, чтобы похвалил Господь. «Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.» (2-е Кор. 10: 17-18). «Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.» (1-е Кор. 4: 5); «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6: 14)»; «ибо придёт Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.» (Мф. 16: 27).

«Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены.» (1-Царств: 2: 30).

А Вы как думаете?

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!