Найти в Дзене
Теории и практики

10 правил цифрового этикета: в зуме, мессенджерах и просто в интернете

Оглавление

Источник: istockphoto.com
Источник: istockphoto.com

Невольно хочется отделить интернет от всех остальных сфер деятельности, но социальные сети, мессенджеры и почта все же неразрывно связаны с понятием «реальная жизнь». Особенно сейчас, когда многие работают удаленно и взаимодействуют преимущественно письменно. Собрали инструкцию, которая поможет грамотно общаться с коллегами, друзьями и незнакомыми людьми в цифровом пространстве.

Общие правила

Интернет не равно личное общение

Когда вы общаетесь в комментариях под постом, в личной переписке или посредством почты, помните о том, что вы для другого человека по большему счету всего лишь текст. В реальной жизни не всегда понятно, с какой интонацией или с каким умыслом было сказано то или иное слово, в интернете же определить точно настроение еще сложнее. Для одного короткое сообщение «Ок» означает «Увидел, понял, согласен», в то время как другой может воспринять это как холодность и недовольство.

Так что помните о двух вещах:

  • Не факт, что другие люди имели в виду то, что вам показалось. Не понимаете или не уверены — задайте вопрос.
  • Вас тоже могут понять неправильно. Формулируйте свои сообщения так, чтобы их было сложно понять двусмысленно.

Уважайте личные границы другого человека

Если человек указывает, что связаться с ним можно только по почте, не нужно ему названивать, особенно если он не давал на это согласия заранее. Не пишите по рабочим вопросам в личные аккаунты, если есть бизнес-профили или другой оговоренный способ для деловой переписки.

Правило работает и в обратную сторону: когда с вами пытаются связаться неудобным для вас способом или звонят в нерабочее время, вежливо сообщите человеку о том, что это нарушает ваши личные границы, и предложите другой вариант.

Что смешно вам, не смешно другим

Чувство юмора не универсально, как бы вы ни пытались другим доказать, что ваша шутка действительно смешная. Более того, некоторые фразы могут быть понятны только определенному кругу людей, а другие и вовсе требуют личного общения, но никак не постинга в социальных сетях или переписки в мессенджере.

Однако это совершенно не означает, что нужно срочно перестать шутить, — просто убедитесь, что ваш юмор действительно уместен. Либо будьте готовы нести ответственность за то, что ваша шутка кого-то оскорбит, обидит или разозлит. Возможно, среди недовольных окажется ваш близкий человек, коллега по работе или кто-то еще, чье мнение для вас важно. Следите за тем, как вы ведете себя в интернете.

Задайте себе вопрос «зачем?»

Коммуникация может быть разной — от личного общения до деловой переписки. В интернете особенно сложно определить черту, через которую лучше не переступать. Уместно ли шутить в общении с клиентом? Или написать комментарий человеку, с которым вы не особо близки? Чтобы ответить на эти вопросы, подумайте о 4 аспектах: цель вашего обращения, о чем оно будет, в какой форме лучше сказать и какая может быть реакция.

Если вы заранее проиграете в голове несколько сценариев, вы сможете выбрать наиболее подходящий в конкретной ситуации. Главное — остановиться и немного подумать, прежде чем что-либо писать.

Что делать на видеоконференции

Проверьте оборудование

Убедитесь, что у вас стабильный интернет, работает микрофон и камера. Обязательно проверьте звук: точно ли можно разобрать то, что вы говорите? Если возникают проблемы, лучше перестраховаться и воспользоваться, например, наушниками для улучшения связи. Также не забудьте проверить, заряжен ли ваш ноутбук или телефон.

Помните о времени

Или, по крайней мере, предупредите участников конференции, что вы задерживаетесь. Но лучше уважать время других людей и точнее планировать свой график. Будет совсем идеально, если вы не только появитесь вовремя, но еще и сообщите коллегам, как долго будет длиться видеоконференция. Придерживайтесь установленных сроков.

Выключайте микрофон или камеру

Если ваша семья ходит на заднем плане, собака лает на дверь или сосед внезапно затеял ремонт, звуки будут отвлекать от сути и нервировать остальных участников. Поэтому вовремя отключайте микрофон или камеру, чтобы никому не мешать и не нарушать рабочий процесс. Когда понадобится ваше слово, включите и извинитесь за возникшие проблемы, если они никак от вас не зависят. Но лучше, конечно, максимально избавиться от всего, что может мешать вам проводить онлайн-встречу.

Больше советов о том, как вести себя во время видеоконференций и не только, — в нашей статье совместно с директором компании «Програмота. Русский язык для работы» Юлией Андреевой.

Как общаться в мессенджерах

Пишите все в одном сообщении

Когда вы пишете по слову за сообщение, это может сильно раздражать вашего собеседника. Особенно если мы говорим про групповые чаты, где и без вас может быть очень много сообщений.

Формулируйте мысли конкретно, не отвлекайтесь от сути и постарайтесь уместить ее в одно сообщение, максимум — в два-три, если понимаете, что требуются уточнения. Но лучше просто перечитать сообщение перед тем, как отправлять.

Не отправляйте голосовые сообщения

Безусловно, это очень удобный, быстрый и живой формат общения, но не всем он подходит. Старайтесь важные вещи, особенно если мы говорим про работу, писать текстом, потому что переслушивать голосовое сообщение в поисках нужного фрагмента никто не захочет. Да и к тому же это лишняя трата времени.

Прежде чем начать разговаривать голосом, спросите собеседника о том, устраивает ли его такой формат. В групповых чатах лучше вовсе отказаться от голосовых сообщений.

Будьте вежливы

Во-первых, всегда здоровайтесь. Можно позволить себе просто начать что-то рассказывать только в переписке с другом, с которым общение просто никогда (или очень редко) не заканчивается. Но если речь идет об общении с коллегами, будет вежливо поздороваться, прежде чем давать задание или задавать вопрос, связанный с работой.

Во-вторых, постарайтесь без особой надобности не сокращать слова, особенно если это «спасибо» или «пожалуйста». Вероятно, вы делаете так просто ради экономии времени, но другой человек может воспринять сокращение как пренебрежение. Уважайте труд других людей и найдите минуту своего времени, чтобы искренне и дружелюбно поблагодарить, вместо того чтобы отправлять шаблонное «спс».

Кстати, в еще одной нашей статье мы отдельно рассказали о нюансах деловой переписки на английском языке, которые стоит учитывать и в обычном деловом общении.