Найти в Дзене
FIT BLOG

Плюсы и минусы различных коробок передач

Оглавление

Что лучше: «механика» или «автомат»? Чего боится вариатор и почему все больше автомобилей оснащаются преселективными «роботами» с двумя сцеплениями?

Механическая коробка передач

«Трехпедальные» сдают позиции: их можно встретить на сравнительно доступных легковых моделях и у начальных комплектаций либо на внедорожниках и утилитарных пикапах. Нередко они применяются на спорткарах, дабы пилот полностью контролировал процесс управления.

-2

Одно дело — автоспорт, и совсем другое — гражданская эксплуатация. Для начинающих водителей процесс освоения «механики» и ее специфических особенностей типа риска заглохнуть или откатывания на уклоне может быть неприятным и болезненным, в чем автопроизводители, конечно, не заинтересованы. Для больших городов с их бесконечными пробками механическая коробка передач не удобна. От необходимости постоянно выжимать-отпускать педаль сцепления и переключать передачи устают даже опытные и ко всему привыкшие автомобилисты.

Надо отдать МКП должное, ибо сильных сторон у нее достаточно. Агрегат можно сломать неумелыми действиями, но при грамотном обращении его ресурс очень большой. Потребление топлива у автомобилей на «механике» при прочих равных ниже, чем у машин с автоматом. Разрядилась аккумуляторная батарея? Не проблема — двигатель можно запустить «с толкача», да и буксировать автомобиль допускается сколь угодно долго. Спуск с крутого подъема сподручнее исполнять на трехпедальной коробке передач, применяя эффективное торможение двигателем, особенно на внедорожниках с понижающей передачей. Наконец, при застревании МКП позволяет выбираться раскачкой.

Эволюцией «механики» является КП iMT (Intelligent Manual Transmission) концерна Hyundai-KIA, у которой отсутствует механическая связь между сцеплением и его педалью. Водитель традиционно переключает передачи вручную, отдавая при этом команды актуатору. При движении накатом iMT умеет размыкать сцепление и таким образом экономить топливо.

Автоматическая коробка передач

-3

Старый добрый «автомат» имеет как всем известные, так и не вполне очевидные преимущества. Он лоялен к новичкам и объективно очень удобен в городской эксплуатации. Водителю не нужно постоянно дергать «ручку» и работать с педалью сцепления.

Касаясь «узкоспециализированных» сильных сторон, то здесь следует отметить удобство «автоматных» внедорожников на слабых несущих грунтах, когда тяжело тронуться с места: агрегат позволяет плавно начать движение, разумеется, на пониженной передаче. Если предстоит подъем в заснеженную или обледеневшую гору, то АКП опять же может быть предпочтительнее «механики», так как обеспечивает ускорение без провалов, которые происходят при смене передач с участием педали сцепления.

-4

Недостатков, впрочем, тоже хватает. Ремонт может оказаться недешевым удовольствием, так как в ее состав входят не только шестерни, но также фрикционы, соленоиды, гидротрансформатор и электронный управляющий блок.

«С толкача» двигатель «автоматной» машины не запустить. Правила буксировки следует уточнять в инструкции по эксплуатации, так как автоматические трансмиссии могут довольно сильно отличаться друг от друга.

Принято считать, что автоматы менее надежны, чем МКП, но все не так однозначно. Существуют как откровенно слабые, так и очень выносливые модели, достаточно устойчивые к перегреву в некоторых эксплуатационных ситуациях (например при движении в горах), способные выдерживать высокие нагрузки и даже халатное отношение владельцев.

Роботизированная коробка передач

-5

Противоречивые «роботы» с одним сцеплением, в которых электронные «мозги» управляют электрическим или гидравлическим приводом, избавляют водителя от необходимости выжимать третью педаль и оперировать рычагом коробки передач и демонстрируют достаточно высокий ресурс сцепления. Вместе с тем концепция автоматизированной механической коробки передач не то что лишена недостатков, а имеет ощутимые минусы.

Характер работы агрегатов данного типа таков, что смена ступеней сопровождается рывками и «клевками», порой делающими езду дискомфортной. На подъеме машина с «роботом» откатывается, поэтому водитель всегда должен быть готовым удержать машину тормозами. Впрочем, эту особенность вряд ли можно назвать серьезным минусом, в отличие от медлительных реакций на команды водителя.

Преселективная роботизированная коробка передач

-6

Чем дальше, тем популярнее становятся преселективные роботизированные коробки передач с двумя сцеплениями. В числе неоспоримых преимуществ преселективных «роботов» очень высокая скорость смены передач и отличная динамика разгона, плавность работы и хорошие показатели топливной экономичности.

Некоторые модели преселективных коробок передач, в частности с «сухими» сцеплениями, не блещут надежностью, хотя считать их все «ломучими» и проблемными несправедливо. Кроме того, они чувствительны к сложным эксплуатационным условиям.

Бесступенчатая коробка передач (вариатор)

-7

Агрегат с гидротрансформатором и раздвигающимися шкивами существенно отличается по конструкции. Как правило, вокруг него ходит немало слухов и вымыслов. Что из них правда, а где народная молва перегибает палку?

Вариаторы обеспечивают очень высокую плавность движения, отличную динамику разгона и низкий расход топлива. Бесступенчатые коробки передач не любят агрессивный стиль вождения и пробуксовку. Не любят долгое пребывание в пробках, поскольку ремень из стальных пластин, обеспечивающий связь между шкивами, быстрее изнашивается. Резкое сцепления колес после проскальзывания тоже вредно: появляются задиры на поверхности шкивов — в итоге вариатор начинает пробуксовывать при ускорениях. Наконец, с большими и мощными двигателями эти КП не уживаются.

Авто
5,66 млн интересуются