Приветствую Вас, читатели! Сегодня расскажу о проективным методах обследования ребёнка в семье. Эти методы я почерпнула, в основном, из лекций практикующего психолога, которая преподаёт в нашем Университете. Так же, многие факты взяты из книги Маргариты Шевченко "Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых". Очень советую на досуге почитать.
Думаю, многим родителям будет очень интересно узнать, как ребёнок ощущает себя в семье и что можно подправить для его счастья и комфорта .
Напомню, что эти проективные методики лучше выполнять тогда, когда ребёнок эмоционально и физически расслаблен. Итак, приступим!
Методика - «Моя семья в образах животных»
Ее ценность заключается в том, что позволяет увидеть наличие конфликта и подавляемые чувства в обход защитных механизмов психики ребёнка. А так же позволяет рассмотреть отношение ребёнка ко всем членам семьи, отношения между ними и ребёнком, и выявления главного носителя семейных конфликтов в глазах малыша.
Процесс проведения методики такой же, как и во многих других : ребёнку дается чистый лист, цветные карандаши, резинка, простой остро отточенный мягкий карандаш. Потом объясняют задание, замаскировав его в игровой манере : «Представь, что всех членов твоей семьи заколдовали, и они превратились в животных».
После того, как ребёнок закончит рисунок, его просят рассказать об этих животных, о их характере и повадках.
При интерпретации результатов очень важно анализировать весь рисунок, не оставляя без внимания силу нажима, толщину линий, размер животных и многое многое другое.
К примеру, маму очень часто изображают в образе кошки, папу - в образе медведя, а бабушек и дедушек в виде черепах. Так дети отмечают сходство своих близких с этими животными. Но нужно обязательно уточнять, какие есть схожие черты у родных и их "животных" образов.
Методика «Барашек в бутылке»
Данная методика рассчитана на работу с детьми , начиная с 6-ти лет и со взрослыми.
Набор материалов для проведения очень прост : лист бумаги формата А4 и простой карандаш. Далее просят нарисовать барашка в бутылке. После того, как рисунок будет закончен, то можно задать следующие вопросы:
1. Как чувствует себя барашек?
2. Как чувствует себя бутылка?
3. О чем мечтает барашек?
4. О чем мечтает бутылка?
5. Чего тревожит барашка?
6. Что может тревожить бутылку?
На рисование отводится 5-7 минут, так же 5-7 минут на ответы на вопросы.
Интерпретация результатов диагностики
Барашек – символизирует автора работы. Если барашек пушистый, улыбающийся и чётко прорисованный, то можете быть спокойны - автор довольно хорошо и позитивно ощущает себя. Если рожки и ножки прорисованы чётко – это знак упрямства, борьбы и отстаивания своего мнения, возможность наличия сопротивления ребенка по отношению к родителям. Рога и копыта частенько встречаются в работах подростков, когда происходит процесс психологического и эмоционального отделения от родительской семьи. Бывает , что барашек нарисован в негативном образе. Это означает, что автор не принимает себя.
Бутылка – символ родительской семьи. Очертания бутылки имеют свое значения. Мягкие, плавные, округлые формы бутылки – может трактоваться как близость автора работы к маме, и символизирует потребность в ее внимании и ее заботе, оценке. Более резкие, угловатые формы бутылки – в характере автора работы преобладают отцовское начало, отцовские черты характера.
Большое значение придается положению барашка в бутылке . Если барашек твердо стоит на ногах на дне бутылки это означает, что автор работы находится в семье, в которой испытывает стабильность, устойчивость.
Так же, нужно обратить особое внимание на горлышко , сопоставить с размерами барашка. Соответствуют ли размеры барашка величине горлышка бутылки? Сможет ли барашек при желании выйти из бутылки? Или может барашек крупнее горлышка? И хочет ли вообще барашек выйти из бутылки?
Методика «Живой дом» (По Елене Тарариной)
Эта техника позволяет работать с детьми от 3 лет , с подростками и взрослыми.
Для работы понадобится 2 листа формата А4 и простой карандаш.
Далее объясняют инструкцию : запишите (или , если ребёнок ещё маленький, то записывает взрослый) имена 8 членов вашей семьи и близких друзей, тех, кто сейчас наиболее важен для Вас (для автора рисунка). Теперь нужно нарисовать дом, который бы состоял из следующих элементов: стены, окна, двери, порог, фундамент, крыша, чердак, труба.
Потом нарисуйте дом и подпишите (либо подписывает взрослый со слов ребёнка), какой из элементов дома соответствует близкому Вам человеку.
Ответьте на вопрос, где в этом доме Вы?
Итак, самое интересное - объяснение результатов.
Фундамент – это основа. Это человек, который ассоциируется у автора с основой построения семейных отношений. Или человек, который даёт, а другие потребляют. Это может быть тот, на которого все давят, требуя от него что-то.
Стены символизируют тело семьи. Это человек, который учит любви, заботе, радости, огорчениям. Это человек, который выстраивает эмоциональные отношения в семье.
Дверь – портал для коммуникации с внешним миром. Человек, который символизирует дверь, является для автора средством построения коммуникации с внешним миром, учит автора общаться с миром.
Порог выполняет функцию аналогичную двери. Человек, ассоциирующийся с порожком, помогает выстраивать отношения с внешним миром, уважать границы другого человека.
Окно ассоциируется с поговоркой «Свет в оконце». Окно символизирует человека, с которым ассоциируется будущее для развития семьи. Это тот, от кого семья ждёт результатов, успехов. Тот, с кем связаны ожидания.
Крыша ассоциируется с защитой. От человека, ассоциирующегося с крышей живого дома, автор ждёт или получает материальную или эмоциональную поддержку. В ассоциации может проявляться реальное или ожидаемое.
Чердак отражает человека, с которым хочется посекретничать, хочется быть ближе.
Труба олицетворяет человека максимально эмоционально нам близкого. Человека, который уделяет больше внимания, чем надо или чем нам хотелось бы. Человек заботящийся, защищающий.
Все три интерпретационных метода довольно просты в исполнении и не требуют много времени. Однако, результаты позволят Вам понять, как чувствует себя ребёнок дома, что его может тревожить и как он относится к своим близким. Плюс, эти техники рисования являются арт-терапевтическими, что тоже положительно сказывается на психике "испытуемого"
Однако, не стоит делать поспешных выводов, если вы не уверены в своих умозаключениях касательно рисунков. Часто люди, не имеющие достаточно знаний в психологии, могут делать ошибочые выводы. В таких рисунках много нюансов и потому не всегда получается верно их все расшифровать.
Для того, чтобы правильно интерпретировать значение рисунка, лучше обратиться к психологу в саду или школе (учитывая возраст ребёнка).
Если Вам понравилась статья, то ставьте пальчик вверх, подписывайтесь на канал и делитесь в комментариях своим мнением!
До встречи!