Найти тему

Какой датчик взять с собой в дорогу

126 прочитали

Неоднократно сталкивался с тем, что владельцы инжекторных автомобилей возят с собой "на всякий случай" запасные датчики системы управления двигателем. В основном это люди старшего поколения, привыкшие в багажнике своего Москвича или Копеечки возить и шаровые и трамблёр и свечи.

Неоднократно сталкивался с тем, что владельцы инжекторных автомобилей возят с собой "на всякий случай" запасные датчики системы управления двигателем.

Давайте разберёмся вкратце какой датчик инжекторного бензинового двигателя за что отвечает и какие из них действительно есть смысл положить в багажник.

Начать нужно с того, что не всё то датчик, что водители называют датчиком. Датчик – это устройство, которое считывает какой-то сигнал и передаёт его блоку управления двигателем (ЭБУ). Кроме этого существуют исполнительные механизмы – это устройства, которые по сигналу блока управления выполняют какое либо действие. Сейчас объясню подробнее на примерах.

Датчики

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)

Датчик положения коленчатого вала ВАЗ
Датчик положения коленчатого вала ВАЗ

Это один из самых важных датчиков в автомобиле. Для многих автомобилей, это единственный датчик, без которого двигатель не заведётся. Этот датчик считывает сигнал с задающего диска, расположенного на шкиве коленвала либо на маховике. Этот сигнал передаётся в ЭБУ и по нему определяется положение коленчатого вала и рассчитывается момент подачи топлива и искры.

К счастью, выходит из строя этот датчик очень редко. Намного чаще бывают проблемы с проводами, которые ломаются возле разъёма датчика и с контактами самого разъёма, которые разгибаются и окисляются.

Датчик положения распределительного вала (ДПРВ)

Датчик положения распределительного вала ГАЗель
Датчик положения распределительного вала ГАЗель

Этот датчик показывает положение распределительного вала (валов, в случае 16 клапанного двигателя). В более простых двигателях, он обеспечивает фазированный впрыск, в двигателях с фазовращателями по его сигналу корректируется момент открытия клапанов в зависимости от оборотов двигателя и нагрузки. Этот датчик может останавливаться на одном распредвале или на обоих, если их два.

ДПРВ не является жизненно важным для работы двигателя и блок управления прекрасно управляется без него, в случае отказа. За редким исключением. Например на Мицубиси Ланцер девятого поколения при выходе из строя ДПРВ мотор не заведётся. Но если завести мотор и затем отключить датчик - он продолжит прекрасно работать без него.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

Датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ
Датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ

Этот датчик устанавливается на корпусе дроссельной заслонки, в случае с тросовым приводом заслонки и вмонтирован в саму заслонку, в случае с электронным дросселем. По сигналу этого датчика контроллер видит на какой процент открылась заслонка и сколько воздуха должно поступить в двигатель.

При отказе этого датчика, его показания берутся из таблиц, записанных в ЭБУ и двигатель продолжает работать практически без изменений. Могут поменяться обороты холостого хода. На моей практике был всего один случай, когда двигатель не запускался из-за ДПДЗ. Тогда датчик при закрытом дросселе показывал 100% открытия и включался так называемый режим продувки. Этот режим реализован на некоторых блоках управления и подразумевает то, что при прокрутке двигателя стартером с полностью открытой дроссельной заслонкой не подаётся топливо, для просушки свечей зажигания если из "залило".

Датчик содержания кислорода в отработавших газах (лямбда зонд)

Этот датчик устанавливается в выхлопной системе. Внутри него находится электролит, начинающий вырабатывать электрический ток при взаимодействии с кислородом. По его сигналу блок управления определяет состав смеси - бедная или богатая. В зависимости от норм токсичности автомобиля датчик устанавливается один либо два ( на современных V-образных двигателях может быть и 5, но это не наш случай). По первому ДК блок управления производит более точную коррекцию топливо-воздушной смеси.

На запуск и работу двигателя датчики кислорода значительного влияния не оказывают и при их выходе из строя двигатель работает без изменений. Основное назначение ДК это обеспечение экологических норм токсичности выхлопных газов.

Датчик массового расхода воздуха ДМРВ либо датчик абсолютного давления

Это два разных датчика, устанавливаются они на разных типах систем управления двигателем, но выполняют одну функцию - показывают количество воздуха, поступившего в двигатель. На основании их показаний ЭБУ рассчитывает количество топлива, которое необходимо подать в двигатель.

Это одни из самых важных датчиков для системы управления, но как без ДМРВ, так и без ДАДа автомобиль нормально заводится и работает. Обычно ДМРВ не полностью выходит из строя, а начинает давать неверные показания.

Датчик детонации (ДД)

Датчик детонации
Датчик детонации

Как и следует из названия, этот датчик отслеживает детонационные стуки в двигателе и меняет угол опережения зажигания в позднюю сторону, для недопущения детонации.

При его выходе из строя двигатель будет работать.

Это основные датчики, установленные на любом инжекторном автомобиле. Существуют и другие датчики, но их мы рассматривать не будем.

Исполнительные механизмы

Регулятор холостого хода (РХХ)

Регулятор холостого хода ВАЗ
Регулятор холостого хода ВАЗ

Пожалуйста, не называйте его датчиком холостого хода! Он не датчик. Регулятор холостого хода представляет собой шаговый электродвигатель, на штоке которого расположен клапан, частично либо полностью перекрывающий байпасный канал в дросселе, через который проходит воздух на холостом ходу, когда заслонка полностью закрыта.

При выходе РХХ из строя, автомобиль может не заводиться без "подгазовки" педалью, может пропасть или быть завышенным холостой ход. Но доехать до места ремонта с вышедшим из строя регулятором холостого хода не составит труда.

Клапан продувки адсорбера

Как понятно из его названия, устанавливается он на адсорбере. Адсорбер это бачок частично заполненный адсорбирующим веществом - активированным углём. Двигателю он совершенно не нужен, а нужен экологам. К нему подходит две трубки, одна из которых идёт в бак, а вторая во впускной коллектор. Между ними и установлен клапан продувки адсорбера, который по команде ЭБУ полностью либо частично открывает путь для паров бензина во впускной коллектор.

При неисправности данного клапана двигатель будет работать без изменений.

Катушка зажигания

Катушка зажигания
Катушка зажигания

Зачем нужна катушка (катушки) зажигания на двигателе я думаю понятно всем. Она преобразовывает низковольтный сигнал от ЭБУ в высоковольтное напряжение, способное с помощью свечи зажигания воспламенить топливо-воздушную смесь.

При полностью неисправной катушке зажигания двигатель не заведётся. В случае с индивидуальными катушками зажигания, при выходе из строя одной из катушек двигатель работать будет и доехать до места ремонта можно, но крайне не желательно.

Топливные форсунки

Служат для своевременной подачи топлива в нужном количестве в цилиндры двигателя. Выходят из строя очень редко. Несколько разом - вообще очень маловероятно. Замена трудоёмка, поэтому возить с собой смысла нет.

Ещё многие водители любят возить в запасе свечи зажигания. Я в этом смысла не вижу. Если устанавливать качественные свечи и своевременно их менять, они очень редко доставляют беспокойство. Даже если свеча выйдет из строя, она вряд ли резко откажет полностью, скорее всего двигатель будет какое то время "подтраивать". За это время спокойно можно вычислить и устранить неисправность.

Вывод

По моему мнению, если вы так уж сильно боитесь остаться на недвижимом автомобиле посреди дороги, то положите в багажник датчик положения коленчатого вала и катушку зажигания. Без всего остального двигатель хоть как-то заведётся и довезёт вас до места ремонта.

Чтобы проверить мои слова, можете отключить на своей машине разъёмы со всех датчиков, кроме коленвального и катушки зажигания и двигатель заведётся.

Конечно, в этой статье имеются в виду ВАЗовские модели и недорогие иномарки.

На этом буду заканчивать. Надеюсь статья будет кому нибудь полезна или хотя-бы интересна. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки.

Всем пока.