В последнее время на волне критики всего «совкового» всё чаще стали говорить, что, мол, СССР копировал многие вещи, включая автомобили, у Запада. Так ли это было на самом деле? Разберемся.
По большому счету это:
1) правда. Началось с 1-х же легковушек от Ford.
Научно-исследовательский автомобильный институт СССР приобретал лицензии и (или) закупал в других странах модели для изучения, а потом у нас производился собственный почти-аналог.
Так было:
- с ГАЗ А, сконструированным по образцам американского Ford-A;
- ГАЗ-М1 – советским «братом» заграничного Ford Model B (Model 40A);
- Ленинград-1 – «близняшкой» зарубежного Buick-32-90;
- и др.
При этом, впрочем, чаще бывало, что изначальный западный образец уже убирали с производства, а советский аналог выпускали годами;
2) неправда. Поскольку не всегда полезно обобщать.
Да, в Советском Союзе бывало, что и копировали. Но:
- в СССР конструировались и собственные разработки;
- надо правильно понимать, что такое копия вообще. Ведь, если не вдаваться в смысл понятия, получится, что абсолютно любая машина – это копия самой-самой 1-й модели.
И тогда получается, что все страны благополучно воровали друг у друга технические решения и по автомобилям, и по другому транспорту, и вообще по любой технике… вплоть до микроволновок.
Настоящая же копия авто – это когда оно полностью повторяет образец во всем, от размера деталей до их взаимозаменяемости (условно говоря, это когда в «копию» можно без доработок поставить кузов от «оригинала»).
Так, эксперты утверждают, что 1-й английский Land Rover был как раз такой настоящей копией американского Willys. Или вот 1-ые микроавтобусы в США тщательно копировали компоновку немецких Volkswagen Transporter;
- сам Запад копировал у нас.
Тому явный пример – FSO Warszawa. Это была та самая настоящая копия советского ГАЗ М-20 «Победа».
Читайте об этом, к примеру: Назаров Р. А. Русские автомобили. М., 2015.
В этом смысле «Победу» можно назвать донорским образцом.
Причем поляки производили свою лицензированную копию, во-первых, массово (254 471 экземпляр за все время производства, из них 72 834 – на экспорт); во-вторых, целых 22 года (с 1951 по 1973 г.).
Там были:
- 2 мотора 2.1 л мощностью 50 и 70 сил;
- 2 бензиновых рядных 4-цилиндровых двигателя с рабочим объемом 2120 куб. см;
- 3-ступенчатые механические коробки передач;
- изначально 4 двери, а с 1965 г. – 5 дверей.
Спустя какое-то время этот автомобиль был переработан FSO.
С 1958 г. с конвейера выпускался пикап.
Также на основе этой модели конструировались:
- полицейские и почтовые машины, кареты скорой помощи и фургоны, дрезины и другой специальный транспорт;
- Żuk, Nysa и Tarpan.
Уже выйдя из производства, эта машина уступила место Polski Fiat.
Еще один яркий пример – «Москвич 412». Это разработка собственно советских конструкторов. Автомобиль у нас выпускали с 1967 по 1976 г. Поначалу он почти целиком уходил на экспорт.
Также «Москвичи» прославились участием в международных гонках. (Подробнее об этом читайте статью ««Москвич», обогнавший «мерс», «лотус» и другие импортные авто на ралли».)
И за границей этой машиной заинтересовались. А чтобы не выкупать (?), решили просто воссоздать.
В результате за рубежом начали собирать «Москвич»:
Об этом см., например: Петров С. Автомобили Болгарии // Техника за рубежом. 1969. № 2.
- в Болгарии – как марку Rila;
- в Бельгии – как марку Scaldia.
Вспомним также ГАЗ-69. В СССР этот внедорожник пользовался большим уважением. Кроме того, его экспортировали в более чем 50 (!) стран, причем с адаптацией под разный климат.
(Читайте интересные сведения в посте «Какие машины экспортировал СССР».)
Так вот техническая документация на массовое производство этой авто-легенды была в свое время передана:
Об этом см., в частности: IMS M461. Автолегенды СССР и Соцстран. № 168.
- в Румынию, где начали производить IMS-57 и ARO-M461;
- в Северную Корею.
Наконец, вспомним известный УАЗ-469, в свое время, помимо прочего, поставивший мировой рекорд по вместимости легковушки (32 человека).
Его вместе с ГАЗ-69 скопировали, лишь незначительно переработав «чисто внешне», китайцы для своего внедорожника Beijing BJ 212/BJ 2020. Между прочим, они выпускали эту модель аж с 1965 по 2005 г.
См.: Китайские копии авто, которые слегка не похожи на оригиналы // Авторамблер. 2018. 17 марта.
Итак.
В наши дни напрасно посмеиваются над тем, что якобы СССР не сделал ничего нового в автомобилестроении, лишь копируя у Запада. Но слепого копирования или плагиата у нас никогда не было, а опыт друг у друга перенимали все государства, в том числе остальные страны – у нас.
Увы, на волне критики мало кто упоминает, что другие страны перенимали, заимствовали и копировали (порой с лицензиями, порой – без них) советские разработки.
А все почему? Потому что уж в чем – в чем, а в талантах в нашей стране недостатка никогда не было. В том числе это касается разработок автомобилей.
В результате все мы – родом из отечественного транспорта благодаря достижениям советских конструкторов.
П. с. Также читайте про 12 лучших водителей из фильмов разных времен и народов (включая советских).