Найти тему
Отцы-молодцы

Откуда берется безнравственность?

Худ. Ф. Решетников
Худ. Ф. Решетников

Современные проблемы российской жизни (алкоголизм, наркомания, преступность, терроризм, высокая заболеваемость и смертность) аналитики консервативного толка, как это им и положено, связывают с плохим (или ухудшающимся) экономическим состоянием страны, с неэффективностью деятельности правоохранительных органов и системы здравоохранения. В соответствии с этим, приоритетное внимание в стране уделяется совершенствованию экономической стороны жизни или ее поддержанию, укреплению системы правопорядка и улучшению медицинского обслуживания населения. Но можно ли такие подходы к названным проблемам действительно считать приоритетными, если первопричины сложившегося положения лежат совершенно в другой области – в сфере воспитания (педагогики) ? Например, ложным является утверждение, что коррупция имеет в основном экономические корни. На самом деле коррупция обусловлена прежде всего деформациями личности человека, доминированием у него ложных мотивов и смыслов , которые напрямую связаны с особенностями пройденного им курса воспитания в школе и семье. То же самое можно сказать относительно вредных привычек и различного рода заболеваний. Ведь ни учителя в школе, ни родители в семье не побуждают детей с раннего возраста вести здоровый образ жизни и не обучают этому должным образом. И это является основной причиной того, почему у большинства российского населения не сформирована устойчивая установка на здоровье. В этой связи (поскольку лживость, вороватость, злобность, циничность и другие отрицательные черты личности, а также вредные привычки достаточно типичны для современного российского населения) есть все основания говорить об ущербности (точнее – банкротстве) сложившейся в России системы воспитания.

«ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ» ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ

<Традиционным средством воспитания в России является мат. Давно пора изучить его национально-педагогическое значение >.

Из тезиса следует, что мат, как средство воспитания, может использовать, например, учитель, чтобы обуздать агрессивно-грубых учащихся. Из тезиса также следует, что такое средство воспитания больше подходит для учителя мужского пола.

Вот только сегодня в школе учителей-мужчин почти нет, а есть либо тихие учительницы (их немного), либо «училки» с командным голосом (их большинство). А поскольку система школьного образования зашла в тупик, и ученики это почувствовали, то многие из них стали наглеть , проявлять агрессивность и материться .

… В одной школе завелся ученик подросткового возраста (переросток ), который стал сильно прогрессировать в этом занятии – «посылать» всех , и прежде всего, «училок» .

Директриса не знала, что делать, пока не вспомнила, что среди ее учителей появился мужчина, учитель истории, которого она взяла на работу согласно последним директивам министерства и не очень его жаловала, ибо он был отставным офицером, как она считала, с «военно-полевым» образованием.

Почему не жаловала? Потому что отставник (на самом деле у него было военно-политическое образование) проводил уроки не так, как принято. Однако, как ни странно, на его уроках этот пацан не ругался и даже проявлял, как и все, учебную активность.

Вот директриса и попросила отставного военного разобраться с учеником-матерщинником .

На следующий день учитель истории оставил пацана после уроков в классе, закрыл ключом дверь, посадил его на учительское место, и стал ругать матерными словами (ну, как в армии ). Пройдя один круг спокойно, он пошел по второму кругу уже грозно, а потом стал размахивать кулаками и ударил по столу так, что пацан съежился от страха.

После этого, не говоря ни слова и сделав паузу, учитель вызвал ученика к доске и потребовал написать все услышанные матерные слова.

Когда они были написаны, учитель попросил ученика объяснить их значение. А они, как известно, касались главным образом половой жизни. Понятно, что пацан не смог объяснить смысл матерных слов и за него это сделал учитель.

Потом учитель спросил, как ученик относится к своей матери и своему отцу, ведь матерные слова касались косвенно и их половой жизни.

И вот тут-то обнаружилось, что отца у мальчика практически не было (сбежал, «сучок» ), а «мамашка» пьет и водит домой мужиков.

С этого дня офицер взял пацана «в оборот»: пригласил к себе домой, познакомил со своими взрослыми детьми, записал в Дом Творчества и спортивную секцию. А на занятиях по истории сделал его своим ассистентом (поручал найти жизнеутверждающую, интересную информацию об исторических деятелях). И пацан не только перестал матерится, но и начал преуспевать в учебе и не только по истории.

<Многие беды с детьми происходят от того, что их воспитанием занимаются не мужчины, а женщины с командным голосом >.

Для подкрепления утверждения о банкротстве традиционной педагогики приведем мысль одного из авторитетнейших людей нашего времени – академика Д. С. Лихачева, которого однажды спросили, что он думает об утечке мозгов . Его ответ: «Что утечка?! Усыхание мозгов – вот проблема!» – ясно указывает на рост безнравственности в обществе и, соответственно, характеризует безнравственность современной педагогики.

Заметим, что Д. С. Лихачев не оригинален в своей оценке. Много ранее о безнравственности воспитания в России говорил А. С. Пушкин. Нет сомнения, что со времен Н. В. Гоголя заметно прибавилось в России и число дураков .

КОГДА МИНИСТР БЕЗ КОНЦЕПЦИИ

Новый министр просвещения взошел на пост без идеи и, следовательно, без программы .

И решил он обратиться «по цепи» – может, внизу знают, как улучшить систему школьного образования.

Первые для него «в цепи» – начальники управлений образованием. Вот он и обратился к ним: «Пишите предложения …»

А что может предложить, например, начальник районного управления образованием, бывший директор школы, всю жизнь исполнявший бюрократические директивы, не жизнеутверждающие и поэтому не исполнимые? И вдруг ставший сам бюрократом?

Но для проформы он (начальник РУО), естественно, обратился к директорам школ. А те, в свою очередь, – к учителям.

А что хочет учитель? Известное дело – повысить зарплату и уменьшить, а лучше совсем исключить бумажную работу.

Про зарплату… «Ладно, поддержим, но распределять денежки будем все же сами… административно, иначе зачем нужны чиновники ».

А вот с бумагами не получится. Ведь отчеты для учителей специально и придуманы, чтобы показать важность чиновников.

Ну, а чем занимаются чиновники районных управлений образования? Сидят в креслицах и ждут, когда в какой-нибудь из школ случится очередное ЧП, чтобы с серьезным видом приехать на место и найти виновных. И конечно, находят. Чаще всего это бывают сами ученики и их родители, плохо их воспитывающие.

Но вернемся к учителям.

Понятно, что предложения учителей банальны и не могут устроить местных чиновников. Вот и просят они «по цепи» поспрашивать еще и учеников, «что им надо? » и «как лучше? »

А что хочет ученик? Известное дело – отменить домашние задания, уменьшить количество контрольных, чтобы не вызывали к доске, чтобы не заставляли, не наказывали, не ставили «двоек».

Но без этого, извините, нельзя. Ученики тогда совсем ничего делать не станут, вообще распустятся… «Знания» – это главное. А значит, знания надо проверять и оценивать.

P . S . Вспомнилась картина художника Федора Решетникова «Опять двойка!».

Безжалостная учительница поставила мальчику (по лицу видно, что он хороший) очередную «двойку». За что? Ясное дело, за то, что он не выполнил ее задание. А почему не выполнил? Не потому ли, что ему было неинтересно? Но учительница (хотелось бы, конечно, увидеть ее «нехорошее» лицо) не задается лишними вопросами.

С тяжелым сердцем ученик пришел домой. Мама очень недовольна. Сестра и младший братик смотрят на него с укоризной.

И только пес «Дружок» ему очень рад. Сейчас они пойдут вместе гулять, и мальчик забудет про несправедливую «двойку», ненавистную школу, вредную «училку» и даже про маму, неспособную жалеть…

Почему мы не слышим мудрецов, не внимаем их наставлениям и ничего не меняем в собственной жизни? Причина та же – неполноценное воспитание, следствием которого является личностная незрелость (консерватизм и отсутствие стремления к самосовершенствованию; физическая, психическая и половая недоразвитость) или, что еще хуже, деградация (склонность к вредным привычкам и асоциальному поведению).