На нашем канале уже выходила статья о том, как грамотно доносить до окружающих свои мысли и потребности при помощи ненасильственого общения (она здесь). Но что делать, если ваши слова так и остаются неуслышанными? Эта тактика может работать не во всех ситуациях. Поэтому сегодня мы поговорим о правильном ведении конфликта: как выйти из него с победой и не перенервничать?
Когда нужно применять тактику грамотного ведения конфликта:
- когда у вас с оппонентом разные мнения;
- когда отношения с тем или иным человеком очень важны для вас и проговорить проблему просто необходимо;
- когда вы чувствуете прилив негативных эмоций, которые могут разрушить отношения.
Почему важно учиться грамотно конфликтовать?
Неразрешенный вовремя конфликт имеет накопительный эмоциональный эффект и может привести к непоправимым последствиям: распаду семьи, увольнению, к травмам психологического и физического характера. Внутренняя нерешительность начать разбирать ситуацию не даст вам разрешить конфликт и не позволит хотя бы сдвинуть его с мертвой точки. Конфликт продолжит жить.
Этапы грамотного ведения конфликта:
- Подготовительный: что я на самом деле хочу получить для себя в результате этого конфликта, а что для оппонента? Чего я хочу добиться для наших отношений? Важно ответить на эти вопросы обдуманно, продумав свои истинные желания (пример: на самом деле вы хотите не выйти замуж, а быть счастливой, нужной и чтобы ваше будущее было определено).
- Конфликт: на данном этапе важно следить не только за тем, что вы говорите, но и какую эмоцию в этот момент вы транслируете, что позволит вам создать атмосферу безопасности и доверия. Только так ваш оппонент раскроется и захочет идти на уступки. Важно! Замечать момент, когда диалог из спокойного и доверительного переходит в агрессивный, в результате чего один из собеседников закрывается. Чтобы не уходить в агрессию или замалчивание, отмечайте тот момент, когда вам хочется начать кричать, вешать ярлыки, обвинять и обзывать оппонента. Всегда поддерживайте атмосферу безопасности в диалоге!
3. Что делать, если атмосфера безопасности все-таки была утрачена?
- Доверие. Спросите себя, доверяет ли вам ваш собеседник: думаете ли вы о его целях и ценностях или только о своих?
- Уважение. Верит ли ваш собеседник в то, что вы его уважаете?
- Извинения. Если вы все-таки прибегли к агрессивному тону разговора (повысили голос, навешали ярлыков, беспочвенно обвинили человека) - извинитесь, как бы стыдно вам ни было. Так вы покажете собеседнику, что способны признавать ошибки и уважаете его.
- Метод контрастирования. Вы словесно даете оппоненту понять, что не хотите от него то, чего он боится, а наоборот, хотите помочь (“Ни в коем случае не подумай, что я хочу затащить тебя под венец любой ценой, чтобы использовать. Я лишь хочу, чтоб наши отношения улучшились”).
- Распознать цель за стратегией. Зачастую мы путаем цель, которую хотим достичь, с тем, как мы ее добиваемся. Дело в том, что у вас и вашего оппонента может быть разное понимание стратегии , но одинаковая цель . Важно обозначить ее и совместно двигаться к ее достижению.
- Как оставаться в диалоге, если вы испытываете сильные негативные чувства (страх, обида). Они могут искажать действительность и привезти вам к неверным действия или выводам (если над вами властвует чувство злости, то вы обозначите человека как плохого - это и будет сильным искажением). Как можно убрать эти эмоции? Поразмышляйте: что заставило человека так поступить? Не преувеличиваю ли я его недостатки и не преуменьшаю ли свои? Может быть, я агрессивен, чрезмерно требователен к оппоненту? Сделал ли я все, что мог или могу еще что-то сделать, чтобы выйти из это ситуации? Таким образом вы проявляете эмпатию к человеку и начинаете понимать мотивы его поступков.
Как говорить в конфликте?
В ненасильственной форме опишите оппоненту ситуацию и предоставьте факты , подтверждающие вашу позицию. Собеседник не сможет отвертеться, если вы ставите перед ним факты. Избегайте категоричности и оценки! Затем предложите собеседнику рассказать о его видении ситуации.
Как слушать собеседника, чтобы его понять?
1. Постарайтесь не слушать, а слышать!
- Важно уметь поставить себя (хотя бы частично) на место собеседника, стремиться понять его! Здесь вам помогут любопытство и интерес: представьте, что вы на его месте. Постарайтесь принять его эмоции, мотивы и поступки. Проявив эмпатию, вы меняете свое отношение к человеку - теперь он не кажется вам таким глупым.
- Предложите ему поговорить в спокойной форме. Попробуйте перефразировать его внутренний страх: “Ты думаешь, что я хочу затащить тебя под венец, да?”. Этим вы как бы ликвидируете этот страх, и человек начинает больше вам доверять.
- Соглашайтесь. Парадоксально, но чаще всего люди согласны друг с другом по ключевым вопросам, но продолжают конфликтовать. Найдите общие мотивы и цели и скажите, что вы тоже этого хотите.
2. Сравните вашу и точку зрения собеседника и найдите общее - это и будет вариантами решения конфликта. Забавно, но как правило, результатом вашего разговора станет принятие ни той, ни другой точки зрения, а создание совершенно нового варианта.
3. Как реализовать? Поговорить - еще не значит сделать. Важно четко обозначить полномочия каждого члена конфликта, чтобы он точно знал, какие действия ему предстоит предпринимать.
Грамотная коммуникация - один из ключевых навыков построения отношений, совершенствовать который приходится постоянно. Последствия грамотного решения конфликтов ощущаются в жизни здесь и сейчас и поэтому так важны.
Автор: Юлия Суворова
❓ А как вы действовали в ситуации, когда конфликт был неизбежен? Что помогло в разрешении конфликта?
👉 Советуем прочитать:
Если статья была полезна для вас, ставьте лайки и подписывайтесь на канал! У нас приготовлено еще много интересного.