Найти в Дзене
Top of the Rocks

10 превосходных бас-гитаристов, которые отличились не только техникой своей игры

Оглавление

Бас-гитара - не менее значимый, если не главный, инструмент в любой рок-группе, чем все остальные. Об этом я уже писал в одной своей статье, где привел несколько примеров известных и наиболее влиятельных басистов:

Поэтому некоторые моменты из статьи выше будут так или иначе перекликаться с данным рейтингом.

Но сегодня я предлагаю поговорить не о значимости бас-гитары в целом, а уже о конкретных проявлениях ее звучания в рок-музыке. Разумеется, проявлениях наиболее успешных и знаковых. Иными словами, поговорим о 10 лучших бас-гитаристах за всю историю рока. В который раз спешу заметить: на мой личный субъективный взгляд, так как в этом рейтинге я буду брать во внимание не только техничность музыкантов.

Зачастую бас-гитара выступает этаким незаметным инструментом - на фоне громогласных гитар, гремящих барабанов и кричащего вокала ее партию не всегда отчетливо слышно, а сам бас-гитарист очень часто незаслуженно оказывается в тени своих коллег. Но все это не относится к тем, о ком речь пойдет дальше. Они - настоящие звезды от мира бас-гитары, которые прославились не только своей техникой, чувством ритма и экспрессией, но и тем, что стали одними из наиболее ярких фигур в тех коллективах, где они играли.

10. Джон Дикон

Помимо того, что Джон Дикон замечательный бас-гитарист, хорошо держащий ритм, он еще и весьма талантливый автор песен. В Queen он всегда являлся своего рода "секретным оружием". На сцене на фоне мегахаризматичного Фредди Меркьюри и яркого Брайана Мэя он был слегка незаметен, в том числе и из-за довольно скромного нрава. Но вот в студии он частенько творил самые настоящие чудеса.

Писали песни в Queen все. Однако произведения Дикона отличались какой-то особой изюминкой. Чаще всего он выступал автором красивых и мелодичных баллад по типу "Spread Your Wings" или "You're My Best Friend". Но что по части бас-гитары - Джон Дикон придумывал настолько простые, но в то же время гениальные басовые риффы, что они цепляли с первых же секунд и еще долго не вылезали из головы. Бас-партии к таким хитам Queen, где бас-гитара, по сути, центральный инструмент, как "Another One Bites The Dust" и "Under Pressure", не дадут соврать.

9. Клифф Бёртон

-2

Клифф Бёртон - больше, чем просто басист. Человек, прекрасно знавший музыкальную теорию и обучавший ей своих коллег по группе, никогда не боявшийся идти на самые смелые эксперименты и, естественно, великолепно владевший своим инструментом. Клифф воплощал своей фигурой образ очень многогранного и разнопланового музыканта. И это не говоря о его общих интеллектуальных способностях, которые проявлялись в тематике и текстах песен. Безусловно, Бёртон лучший басист Металлики. С ним группа записала череду убойных альбомов и проложила себе путь к всеобщей славе.

По части игры Клифф являлся больше солирующим басистом, хоть и не был в этом новатором. Но то, как он это делал... Игра Бёртона полностью соответствовала его личности: незаурядная, сложноустроенная, яркая и мощная. Будучи, казалось бы, всего лишь басистом, Бёртону удавалось задавать тон всей музыке Металлики тех лет. И если бы он не ушел так рано, кто знает, как бы сложилась дальнейшая судьба группы. Ясно только одно: останься Клифф в живых, он бы продемонстрировал еще больше мастерства и креатива, так как за свою короткую жизнь, очевидно, успел показать далеко не все, на что был способен.

8. Роджер Гловер

-3

Роджер Гловер стал неотъемлемой частью классического состава Deep Purple Mark II, хотя именно из-за него под напором Блэкмора этот состав вскоре развалился. Однако Гловер органично вписался в музыку группы того периода и, более того, стал примером для всех последующих басистов в рок-музыке. На его фигуру равнялись, а его знаменитое басовое соло из песни "Pictures of Home" все начинающие басисты разучивали наизусть.

Впрочем, как музыкант Роджер Гловер был очень разносторонним. Помимо своей мастерской игры в рамках DP, он получил известность и как неплохой продюсер, выведя в свет такие группы, как Nazareth и Whitesnake.

Также Гловер мог и идею для песни подкинуть, и название для культовой "Smoke on the Water" придумать. А сочиненный им рифф для "Maybe I'm a Leo" - вообще сказка.

7. Крис Сквайр

-4

Бас-гитара Криса Сквайра, участника группы Yes, одна из самых колоритных и узнаваемых в роке. Его рычащий "Рикенбекер" стал одной из отличительных особенностей музыки коллектива, а также всех тех проектов, в которых принимал участие за свою жизнь Крис. Жесткий и агрессивный напор его игры действительно поражал. В музыке Сквайра определенно был стержень, и подобная твердость, но в то же время мелодичность звучания его бас-гитары, выступала превосходным фундаментом для любой песни, в которой играл Крис.

Помимо его собственных фишек, добавим сюда высокую техничность и получим одного из лучших бас-гитаристов в истории рока. Лично для меня любимой партией Сквайра является его партия к песне "Roundabout", в которой цепляет особая заковыристость и ломаная мелодичность его бас-гитары.

6. Джек Брюс

-5

Если в истории бас-гитары и были наиболее важные и значимые личности, то одной из них определенно являлся Джек Брюс. В мире баса он устроил революцию. До этого, в 50-е и 60-е, бас-гитару, а до нее и предшествующий ей контрабас, особо не воспринимали всерьез. Это был, скорее, второстепенный инструмент, обслуживающий ведущую гитару или пианино. Такая же роль доставалась и людям, игравшим на басу.

Брюс же выдвинул бас-гитару и, соответственно, себя на первый план. Смотрите сами: в группе Cream Джек играл на басу, пел и являлся автором большинства песен. Его бас-гитара же нередко лидировала в композиции, вела за собой все остальные инструменты. Это потом такая практика стала не такой уж необычной, но в конце 60-х это произвело фурор. И песни наподобие "Sunshine of Your Love" звучали очень свежо и по-новаторски. И, конечно же, сама игра Джека Брюса. Она была божественна.

  • Более подробно о Джеке Брюсе и группе Cream можете почитать в моей статье:

5. Фли (Майкл Бэлзари)

-6

Майкл Бэлзари, также известный как Фли, - самый яркий, экстравагантный и неординарный басист из всех. Под стать самой группе Red Hot Chili Peppers, стиль которой, кстати, основанный на исполнении прифанкованного рэп-рока, практически целиком зиждется именно на бас-гитаре Фли. Ведь то, с какой экспрессией и страстью играет Бэлзари на своем инструменте, как нельзя лучше подходит для той энергичной и динамичной музыки, которую создает RHCP. При прослушивании его баса тебя моментально охватывает чувство ритма и грува, а жирное и мясистое звучание гитары Фли сразу же дает понять, что ты слушаешь не кого-то, а именно "Перцев".

Помимо пальцевой и медиаторной техники, Фли является признанным мастером слэпа, благодаря чему сходств с фанком становится еще больше. И... такой музыки больше не выпускает никто. Разумеется, слэпом играет не только Бэлзари, но то, как именно он это делает. Так может только Фли. И как раз за это мы его любим и ценим.

4. Джон Пол Джонс

-7

В своей профессиональной деятельности Джон Пол Джонс также часто выходил за рамки бас-гитары. Он был превосходным клавишником, играл на меллотроне, флейте - в общем, являлся мультиинструменталистом. Но наибольшую ценность для группы он приносил как композитор. В Led Zeppelin Джонс являлся человеком, который на все руки мастер: помимо своих прямых обязанностей бас-гитариста, он отвечал за все экзотические инструменты, используемые в музыке группы. То, что сочинил Джон Пол Джонс, навсегда вошло в историю.

Это и нестандартная "Black Dog", которая отличается своим ломаным риффом, который как раз придумал Джонс, и потрясающая "No Quarter", и "Trampled Under Foot" с ее основным мотивом на клавинете авторства Джона и еще много всего. Именно подобным нестандартным мышлением Джон Пол Джонс и отличался от ряда других музыкантов. А уж на чем он играл, было дело второстепенное. Ведь без участия Джонса творчество Led Zeppelin в значительной степени лишилось бы своего блеска и величия.

"Houses of the Holy" - лучший альбом Led Zeppelin?
Top of the Rocks14 марта 2021

3. Пол Маккартни

-8

В списке лучших вокалистов я уже затрагивал Пола Маккартни. Но гораздо более талантливым, чем исполнителем, клавишником и даже композитором, он был бас-гитаристом.

Своей игрой он словно оживил до того не самый "живой" инструмент, придал ему некий энергетический импульс и задал дальнейший вектор развития. Бас-партии Пола Маккартни (по крайней мере, в позднем творчестве Битлз) - это ни в коем случае не составная часть ритм-секции. Это нечто другое. Его бас - это отдельный независимый инструмент, наравне с ритм- и лид-гитарой.

Басовые линии Пола красивы и мелодичны. Но что удивляет больше всего: они необыкновенны, ведь таких же интересных небанальных басовых гармоний действительно больше нет. И даже когда Пол заимствовал некоторые басовые ходы у других исполнителей, как это частенько бывало у Битлз, он изменял их по-своему, в результате чего даже иногда настоящие авторы этих фрагментов не догадывались, что они были взяты именно у них.

2. Джон Энтвисл

-9

Согласно опросу, проведенному журналом Rolling Stone в 2011 году, Джон Энтвисл, басист The Who, был признан лучшим бас-гитаристом всех времен (в редакции 2020 года он, впрочем, занял уже 3 место). Так это или нет, можно, конечно, поспорить. Лично я бы не назвал Энтвисла лучшим, так как, на мой взгляд, в музыке The Who бас все-таки не занимает центральное место, благодаря чему нельзя сказать, что Джон движет группой в музыкальной плане.

Одно можно сказать точно: Энтвисл профессионал в высшей степени, превосходно владеющий своим инструментом. Больше всего он прославился своими "каменными пальцами". В своей игре Джон не использовал медиатор, однако благодаря твердым и точным движениям своих рук складывалось впечатление, что он играет именно им, так как из его баса вырывался жесткий, немного дребезжащий звук, похожий на рычащий "Рикенбекер" Криса Сквайра. Уже только этот факт вызывает восхищение. Из-за своего громоподобного баса он даже получил соответствующее прозвище - "Thunderfingers".

И в конце концов, Джон Энтвисл стоял у истоков такого явления, как басовое соло. Его культовая перекличка с гитарой Пита Таунсенда в песне "My Generation" стала объектом всеобщего поклонения для будущих поколений басистов. За это ему тоже стоит отдать должное.

1. Гэри Тэйн

-10

Все басисты группы Uriah Heep были хороши: Пол Ньютон, Джон Уэттон, Тревор Болдер. Но Гэри Тэйн... В этом пантеоне Гэри Тэйн занимает особое место.

Почему-то многие связывают имя Гэри Тэйна лишь со случаем, когда его ударило на концерте током, и с его ранней смертью от передозировки героином в 27 лет. При этом упуская то, насколько Тэйн был великолепным бас-гитаристом.

Ведь он делал больше, чем просто бил по четырем толстым плотным струнам. Своей музыкой он творил, создавал нечто настолько фантастическое и удивительное, что это действительно выходило за рамки стандартной игры на бас-гитаре. О стиле Гэри Тэйна замечательно высказался первый басист Uriah Heep Пол Ньютон:

"Гэри был уникальным исполнителем. Я бы сказал, он был даже не басистом в ритм-секции, а соло-гитаристом на бас-гитаре. Его бас исполнял мелодию, а не ритм".

Тэйн в самом деле больше солировал на своем басу, чем задавал композиции ритм. Его партии при желании можно было бы отделить ото всей остальной музыки и слушать отдельно - и они бы от этого нисколько не потеряли. Вот уж действительно яркий пример того, когда, казалось бы, неприметный инструмент становится одним из главных в композиции и полностью преображает музыку вокруг себя. Чтобы сделать это, требуется опыт, определенная доля смелости, особый тип креативного мышления, но прежде всего - талант. И все это было у Гэри Тэйна. Уникального исполнителя, музыканта и волшебника бас-гитары.

  • Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом

Читайте также: