В своей прошлой статье я собрал 10 выдающихся вокалистов, которые прославились своими мощными, сильными или красивыми голосами. Но ведь в роке, как и во многих других жанрах музыки, поют не только те, кто обладает великолепными вокальными данными, но и те, кто имеет голос попроще. В таком случае они компенсируют это чем-то другим: своей харизмой, необычным или просто приятным тембром или особой подачей. И таким вокалистам тоже нужно отдать должное. Ведь порой одного академического пения мало. Хочется какой-то искры, необыкновенного драйва.
И, как мне кажется, приведенные ниже музыканты обладают такой особенностью. Они не брали самых высоких нот, не охватывали своим голосом несколько октав и не воспроизводили кристально чисто сложнейшие мелодии. Справедливости ради, стоит сказать, что среди них все же есть довольно сильные вокалисты. Но фишка тут в другом. Скажем так: для них более важно не то, что ты поешь, а как.
Как мы увидим дальше, большинство из них просто обычные парни, не обладавшие каким-то незаурядным голосом. Однако каждый из них навсегда вошел в историю рок-музыки.
Думаю, более правильно будет перечислить их списком, а не рейтингом, так как харизма в голосе - вещь, неподдающаяся сравнению.
Рэй Дэвис
Песни The Kinks примечательны вокалом отнюдь не в первую очередь. Рэй Дэвис всегда пел без особых изысков, и повторить его партии под силу любому, даже начинающему, исполнителю. Да и более талантлив и ценен он, прежде всего, как остроумный поэт. Но для меня голос Рэя в творчестве The Kinks не менее важен.
Да, вокал Дэвиса был нетипичным и иногда даже странным: очень часто Рэй как будто пел в нос, и многих это может оттолкнуть. Однако в его голосе определенно есть изюминка. Вокал Рэя, конечно, не будоражит сознание, но цепляет. Своим мягким, сладким звучанием, ласковостью, протяжностью или же хулиганством раннего творчества. В общем, много чем!
Джон Леннон
По сравнению с тем же Полом Маккартни, голос Джона Леннона был несколько послабее. Но в то время как Пол представлял более мелодичную, гармоничную сторону The Beatles, Леннон олицетворял противоположную ей часть. В группе он всегда был бунтовщиком и задирой и вполне ожидаемо привнес эти качества в свое исполнение. Его голос прекрасно подходил для каверов на заводной рок-н-ролл 50-х или же для самых бойких песен Битлз.
В то же время ему замечательно удавались и мелодии: Леннон исполнял их своим уникальным, я бы назвал его "сладостно-приторным", голосом. Но "сладостно-приторным" в хорошем смысле слова. Думаю, этот особый "ленноновский" вокал все и так отлично знают. И согласятся со мной, что он стал неотъемлемым элементом Битлз и всей музыки в целом.
Боб Дилан
Боб Дилан вообще фигура в музыке довольно странная. Он особо не выделялся аранжировками своих песен, чаще всего играя простые гитарные аккорды и заправляя все это губной гармошкой. Не был выдающимся он и в вокале. Неоспоримо только то, что Дилан являлся сильнейшим поэтом своего времени и талантливым сочинителем песен.
Но при этом мало кто будет спорить, что его голос был уникальным и запоминающимся. И неважно, что Боб больше не пел, а произносил слова речитативом, причем сильно гнусавым гундосым голосом. Этот голос узнаешь из тысячи. Что непременно является заслугой его особого шарма как исполнителя.
Дэвид Боуи
Как и в случае с Бобом Диланом, Дэвид Боуи - персона в музыке весьма необычная. Только по странности ему, наверно, принадлежит пальма первенства. Андрогинный музыкант-пришелец, Белый Изможденный Герцог - за свою жизнь этот "хамелеон рок-музыки" примерил множество образов. И его вокал, соответственно, тоже всегда был разный.
От ярко-показного гламурного пения Боуи переходил к спокойному, немного безразличному исполнению, так же иногда включал речитатив или выводил мелодию протяжно и заунывно. Его вокал был, скорее, отражением того или иного сценического образа. И кто-то скажет, что в голосе Боуи вообще нет ничего примечательного. Но, на мой взгляд, это и есть тот случай, когда вокал исполнителя совершенно не важен. Важна его подача, сопутствующий образ, высвобождающаяся энергетика. И по части харизмы Дэвиду Боуи не было и нет равных.
Нодди Холдер
Голос Нодди Холдера безо всяких оговорок выдающийся и единственный в своем роде: сильный, мощный и забористый. На его лужёной глотке, стойкости которой в самом деле порой удивляешься, построены все песни Slade. Но, наверное, как и во всем глэм-роке, здесь больше играет роль харизма, способ подачи своего голоса, стиль и облик самой группы.
Slade с самого начала заняли свою собственную нишу в рок-музыке, создав себе образ чудаковатых горлопанящих футбольных фанатов. И в этой эстетике надрывного, больше кричащего, исполнения Холдер был вне конкуренции. Он вполне мог бы петь обычно, но тогда это были бы уже не Slade. А так группа выработала свое уникальное и неповторимое фирменное звучание и навсегда вошла в историю как один из самых необыкновенных и ярких коллективов. И Нодди Холдер, будучи лицом Slade, по праву является наиболее харизматичным и узнаваемым певцом в роке.
Джон Фогерти
Creedence Clearwater Revival воплощали простоту во всем: музыке, темах песен, своем сценическим поведении, облике и, конечно же, вокале. Джон Фогерти пел настолько просто, позитивно и по-доброму, что складывалось впечатление, что рядом с гитарой сидит твой старый друг. Он - полная противоположность всем техничным и изощренным вокалистам 60-х и 70-х. Но, черт возьми, какой у него был голос!
Немного неровный, с хрипотцой, но прекрасно справляющийся с любой мелодией, вокал Фогерти стал настоящим украшением не самого затейливого творчества Creedence. И Джону реально повезло родиться именно с таким удивительным голосом. В одних песнях он был мягким и теплым, согревающим душу, в других же колким и резким, пробирающим насквозь. Вокал Джона Фогерти был многогранен, но если сложить все эти грани вместе, получится редчайшее сочетание, которое не встретишь ни у кого другого в мире.
Мик Джаггер
Многие Джаггера певцом вовсе не назовут, так как большая часть его пения представляла собой крики, рычание и широкое открывание рта. Сам Мик про себя вообще говорил, что он не вокалист и даже не музыкант, а шоумен, и если бы он жил в 1920-е, то наверняка был бы актером немого кино. И в этих словах определенно содержится доля истины. Суть вокального исполнения Джаггера состоит как раз не в самом пении, а в чистой экспрессии, первобытной энергии, театральном представлении.
И завлечь слушателя своим исполнением, погрузить его в дебри танцевального ритма и грува, в первую очередь подарить ему шоу, Мику всегда удавалось в высшей степени успешно. Но и здесь все не так просто. Вокальные способности Джаггера тоже не стоит совсем сбрасывать со счетов. Взять хотя бы заковыристую мелодию в "Angie", которую на том же уровне воспроизведет далеко не каждый вокалист, или с десяток других мелодичных песен Rolling Stones: "Lady Jane", "Paint it Black", "Ruby Tuesday" и т.д.
Так что, Мик Джаггер не только яркий и запоминающийся шоумен, но еще и талантливый вокалист!
Бон Скотт
Бон Скотт - вокалист великий, достойный находиться в списке самых лучших. Его голос великолепен и узнаваем с первых секунд. Он пел так, как мог мало кто еще, на грани возможного и невозможного, на той тонкой грани, когда кажется еще чуть-чуть и он сорвет голос. Но такого никогда не происходило, и, в том числе своим пением, Бон Скотт вознес AC/DC на олимп славы.
Однако в чем дело: в случае со Скоттом я также считаю, что его вокал больше характеризует не сила и мощь, а экспрессия, энергия, бурный поток страсти. Да всем своим видом Бон показывал, что он не какой-то обычный приглаженный вокалист рок-группы, а самый настоящий ураган, хаос, необузданная стихия. Обладателя таких же качеств встретишь редко - одного на миллион.
По части голоса с ним был схож второй вокалист AC/DC Брайан Джонсон, поэтому все сказанное в принципе касается и его, однако вокал Бона Скотта импонирует мне гораздо больше. Потому что Скотт... Таких незаурядных солистов и харизматичных фронтменов земля действительно рождает не часто.
Джим Моррисон
Джим Моррисон петь никогда не умел и, уж тем более, не учился. Даже музыкантом он никогда становиться не хотел и впоследствии всегда позиционировал себя в первую очередь как поэта. А на первых концертах The Doors он вообще пел спиной к зрителям, так как очень стеснялся своего голоса.
Но в последующие годы музыкальной деятельности группы потенциал Моррисона как певца раскрылся в полной мере. Да, он, как и многие в этом списке, выезжал на экспрессии, эмоциональности, своих чисто природных задатках, эпатаже и театральности выступлений. Однако кто-нибудь скажет, что у него был плохой голос и петь он не умел?
Моррисон обладал приятным глубоким баритоном, который превращал некоторые песни Doors в настоящие произведения искусства, делая их звучание богатым и насыщенным. Джим был также мастером шокирования публики и выведения ее из состояния равновесия благодаря сопровождавшим каждый концерт взвизгиваниям и первобытным крикам. Неплохо удавалась ему и декламация своих поэм - тут главную роль играли чувственность его голоса и особая интонация в речи. В общем, как вокалист Джим весьма разнообразен. И пусть некоторые песни в его исполнении раскрываются не сразу, зато потом раскрывшись они способны погрузить в новые, более глубокие уровни восприятия музыки The Doors и личности самого Моррисона.
Оззи Осборн
Феномен Оззи Осборна - главная загадка рок-музыки всех времен. В голове не укладывается, как обычный парень из пригорода Бирмингема, выросший в рабочей семье и уже в юности отмотавший срок, естественно, вокалом никогда не занимавшийся, смог стать одним из самых знаменитых рок-певцов за всю историю и вместе с Black Sabbath взгромоздиться на один уровень с такими мастодонтами как Led Zeppelin, Deep Purple и Uriah Heep, в каждой из которых вокалист демонстрировал высший пилотаж во владении своим голосом.
Разумеется, Осборн был уникальным самородком и ему просто несказанно повезло, что он встретил Айомми, Батлера и Уорда и все в конечном счете сложилось в его пользу. Ведь какой голос имел Оззи? Гнусавый, едкий и будто намеренно противный, отталкивающий. И, казалось бы, с такими данными любой начинающий вокалист обречен на провал. Но нет. Не без помощи своих друзей по группе Осборн сумел превратить свою особенность в достоинство и сделать свой голос отличительной фишкой Black Sabbath, по крайней мере периода 1970-1978 годов.
Вот что значит иметь по-настоящему необыкновенные данные! Ведь при всей странности его голоса все мы любим слушать протяжные и завывающие мелодии, выводимые Осборном. Как показывает история, Black Sabbath вполне себе могла существовать без Оззи. Но с его уходом песни коллектива утратили некую искорку, привносимую в музыку группы этим незаурядным вокалистом.
- Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом
Читайте также: