Найти в Дзене
Top of the Rocks

10 лучших рок-гитаристов всех времен

Оглавление

Итак, продолжаем путешествие по миру великих и непревзойденных музыкантов. И на очереди гитаристы. Гитара - не менее важная составляющая рок-группы, чем вокал. Без яркого и сочного гитарного звука - риффов, соло и т. д. - невозможно представить ни одну рок-песню.

Поэтому претендентов на звание лучших гитаристов ничуть не меньше, чем вокалистов. Но в данном списке мест всего 10, поэтому попадут в него не все, а лишь лучшие из лучших. Естественно, лучшие на мой субъективный взгляд - кандидатов, которых, на ваш взгляд, незаслуженно не поместили в этот список, можете оставлять в комментариях.

Сначала я думал составить именно рейтинг гитаристов, но все-таки не смог выделить из них лучшего. Каждый из приведенных музыкантов хорош по-своему, и сравнивать настолько разноплановых и уникальных гитаристов по-моему не совсем корректно. Поэтому для меня все они в списке будут плюс-минус равнозначны.

Марк Нопфлер

Марк Нопфлер, лидер группы Dire Straits, являлся левшой, однако играл на гитаре праворуким способом, что нисколько не помешало ему стать одним из самых известных и именитых гитаристов планеты. Его стиль игры выразителен и моментально узнаваем.

По части пения Нопфлер звезд с неба не хватал - его вокал напоминал что-то среднее между речитативом и обычным исполнением, однако он мастерски компенсировал это своей гитарой, которая в прямом смысле стала его "вторым голосом". Перекликаясь с ней, он прекрасно дополнял ей свой родной голос и порой даже "говорил" музыкой гораздо больше, чем словами. Поэтому практически всегда звук инструмента Марка был более мелодичным, ярким и чувственным, чем любое пение.

Наиболее характерным для Нопфлера было чистое, блюзовое звучание ранних альбомов Dire Straits с весьма заковыристыми и оригинальными гитарными рисунками типа "Sultans of Swing". Однако Марку удавалось создавать все: запоминающиеся риффы, как в "Money for Nothing", проникновенные меланхоличные соло, как в "Brothers in Arms". И каждый раз это выходило у него крайне успешно.

Брайан Мэй

-2

Гитарный почерк Брайана Мэя не менее узнаваем - он позволяет сразу же отличить песни Queen от каких-либо других. На это повлияло сразу множество факторов: то, что Мэй играл на единственной в своем роде гитаре Red Special, которую он собственноручно смастерил вместе с отцом из досок от камина; то, что Брайан предпочитал медиатору обычную шестипенсовую монету, но прежде всего - конечно же, талант Мэя, благодаря которому он и сформировал свое уникальное, присущее только ему, звучание.

В рамках Queen Брайан Мэй всегда был больше по чисто рок-н-рольной части. И в период раннего творчества группы 70-х именно он придумывал все тяжелые риффы. И если посмотреть на некоторые песни сочиненные Мэем, то среди них окажется много по-настоящему хард-роковых вещей, как, например, "Tie Your Mother Down", "Stone Cold Crazy" (по сути, вообще металл), "Hummer To Fall" (песня уже 80-х) и многие другие.

Но гораздо больше, чем мастером по тяжелым риффам, Брайан Мэй был мастером великолепных соло. Здесь, как мне кажется, бессменный гитарист Queen раскрылся в полной мере. Мэю всегда удавалось сделать свои соло небанальными, интересными, но самое главное - эмоциональными, прекрасно передающими настроение песни. Достаточно послушать соло Брайана из "Bohemian Rhapsody", "Somebody to Love", "Killer Queen", "The Invisible Man", "Bijou", чтобы понять, что это так.

Кит Ричардс

-3

Нарочито небрежный стиль исполнения Rolling Stones прекрасно дополнял их образ бунтовщиков и хулиганов. И Кит Ричардс был главным в этом деле. Но опустим все подробности его бурной молодости и старости. Поговорим о таланте Ричардса-гитариста.

Если Битлз никогда не славились особым мастерством игры на инструментах - их суть заключалась в другом, - то уровень исполнения Роллинг Стоунз всегда был на порядок выше. Ричардс являлся профессионалом. В свою игру он вплетал множество разных элементов: комбинируя соло- и ритм-партии, он к тому же часто использовал на записях акустическую гитару. Но одной лишь техничностью, естественно, все не ограничивалось. Как раз благодаря намеренной небрежности в игре Кит привносил в свои партии особую красочность и звучность. Прекрасно владея инструментом, он мог себе это позволить. И в результате песни Rolling Stones от этого только выигрывали: становились намного мощнее и живее. За это мы все и любим их до сих пор!

Эдди Ван Хален

-4

О неоспоримом таланте Эдди Ван Халена может говорить многое: стремительный взлет его группы после выхода дебютного альбома, тяжелые наэлектризованные риффы на нем, да хотя бы замечательное соло в песне Майкла Джексона "Beat It", которое попросили сыграть именно Эдди.

В конце концов, Ван Хален сделал для музыки многое: именно он популяризировал технику игры "тэппинг" и своим ярким примером пустил ее в массы.

Но красноречивее всего о гениальности Эдди скажет одна-единственная коротенькая инструментальная композиция со все того же дебютного альбома группы 1978 года. Называется она "Eruption". И это настоящее извержение вулкана! Ей Ван Хален лаконично показал, что он - самый настоящий виртуоз и ему под силу сыграть все что угодно, а гитара в данном случае не инструмент, а продолжение его тела.

К тому же, если вспомнить, что изначально "Eruption" возникла как импровизационный разогрев перед выступлением, в виртуозности Эдди Ван Халена вовсе не остается сомнений.

Дэвид Гилмор

-5

Группу Pink Floyd можно назвать архитекторами от мира музыки. Так уж сложилось, что большая часть ее участников училась на архитектурном факультете и в будущем, как мне кажется, произвела слияние принципов этих двух видов искусств. Но если "дом", построенный музыкой многих групп, - это основательная бетонная постройка, то здание Pink Floyd - красивый изящный дворец. И одним из главных архитекторов, руководивших возведением этого дворца, безусловно, был Дэвид Гилмор.

Его игра на гитаре лишена шума и лишних искажений. Она достаточно тиха и вкрадчива. Но за этой тишиной и вкрадчивостью кроется настоящая сила, которая недоступна многим "громким" гитаристам. Стиль Дэвида Гилмора практически полностью основан на блюзе, и здесь он остается верен своим учителям: Эрику Клэптону, Джеффу Беку, Джими Хендриксу, Чаку Берри. Но, несмотря на подражание своим кумирам, у Гилмора выработан свой авторский почерк. И лучше всего это проявляется, конечно же, в соло. Соло Дэвида красивы и вдохновенны, неторопливы и чисты. А его соло-партия в "Comfortably Numb" вообще считается одним из лучших соло из когда-либо сыгранных.

Дуэйн Оллман

-6

О таланте Дуэйна Оллмана из "The Allman Brothers Band" можно говорить бесконечно. Да, наиболее ярко Оллман раскрылся как слайд-гитарист, играя обычным стеклянным флаконом из-под лекарств и выдавая при этом просто умопомрачительные пассажи. Лучшие примеры его игры слайдом можно найти в концертной "One Way Out" и студийной песне "Layla", на запись которой Оллмана пригласил сам Эрик Клэптон. В данном случае Дуэйн демонстрирует вершину своей техники слайд-гитариста.

Но если бы все ограничивалось только слайдом, Оллман, наверняка, не стал бы одним из лучших гитаристов всех времен. "The Allman Brothers Band" прославилась как группа, выдающая потрясающие импровизации на сцене. Исполнение их песен на концертах порой растягивалось на полчаса, когда все музыканты входили в состояние особого транса и уже не замечали течения времени. И Дуэйн Оллман как никто другой поражал своей феноменальной игрой, в такие моменты давно выходившей за рамки любых джемов и импровизаций. А последняя из написанных Оллманом песен, инструментальная "Little Martha", служит финальным доказательством его мастерства.

Дуэйн Оллман ушел слишком рано. И порой с сожалением задумываешься, сколько бы еще в своей жизни он мог бы написать и сыграть.

Ричи Блэкмор

-7

Ричи Блэкмор - настоящий патриарх хард-рока. Его техника игры точна и выверена, словно каждое движение его пальцев заранее просчитано. Этим он и цепляет: слушая игру Блэкмора, чувствуешь, что каждая нота находится на своем месте, и из партии Ричи не выкинешь ни звука.

Неповторимый и узнаваемый стиль Блэкмора целиком и полностью зиждется на риффах. Даже сам Ричи говорил, что не понимает такого ажиотажа в роке вокруг соло и лично сам всегда старается прежде всего думать об общем звучании песни, а уже в последнюю очередь вспоминать о соло. И его риффы в рамках Deep Purple неподражаемы. Как и вся его игра в целом, они несколько прямолинейны, но благодаря невероятной мощи эта прямолинейность несется сквозь песню локомотивом и в конечном счете сносит слушателям голову.

Но и вне контекста стандартных для хард-рока риффов Ричи Блэкмор представляет собой профессионала в высшей степени. Лично мне из всего вклада Блэкмора в творчество Deep Purple больше всего нравится инструментальная часть композиции "Lazy". Это просто фантастика: записав ее, Ричи явно дал понять, что у него практически нет конкурентов.

Джимми Пейдж

-8

Джимми Пейдж является своего рода противоположностью Ричи Блэкмору. Также обладая выдающимся мастерством, он, однако, больше тяготел к хаотичному, неупорядоченному исполнению. И если риффы Блэкмора были прямы, как линяя, то риффы Пейджа зачастую витиеваты и запутаны, чему, конечно, нередко способствовали остальные участники Led Zeppelin.

Джимми, безусловно, гений гитары, но гений переменчивый, самобытный. Сегодня он водит по струнам гитары смычком, завтра выдает прямолинейный рифф, а еще через день постигает все тайны акустической гитары. Многие упрекают Пейджа за некоторые явные огрехи при игре, но мне кажется, это именно тот случай, когда упор делается не на техничность, а эмоциональность игры. И тут вся эта хаотичность и неупорядоченность Джимми как нельзя лучше идет его музыке на пользу.

Впрочем, это не значит, что Пейдж не был техничен. На мой взгляд, вершина его мастерства - композиция "Since I've Been Loving You". Самая сложная в плане исполнения песня Led Zeppelin, удивительная и непревзойденная, повторить которую удастся далеко не каждому гитаристу.

Эрик Клэптон

-9

Еще в далеком 1965 году у себя на родине, в Англии, Эрик Клэптон был признан "богом" в игре на гитаре. Сохраняет этот статус Эрик и по сей час, правда, уже без кричащих об этом граффити в лондонских подземках. Лучше всего об этом говорит его впечатляющая карьера - лишь в Зал славы рок-н-ролла он был введен трижды: как сольный музыкант и как участник Cream и The Yardbirds.

Один из величайших гитаристов всех времен, "слоухенд" Эрик Клэптон повлиял на всех и вся. Конечно же, своей игрой. До него в партиях многих гитаристов сохранялась простота и незамысловатость. Клэптон же одним из первых привнес в рок-музыку сложность и многослойность, соединив мелодичность блюза с драйвом рок-н-ролла. До него так не играл никто. Впрочем, и сейчас с Клэптоном сравнятся немногие. Ведь выросло уже не одно поколение гитаристов, которые вдохновлялись его примером. А Эрик Клэптон все еще продолжает оставаться в музыкальном зените.

Джими Хендрикс

-10

И в конце хотелось бы отдать дань уважения музыканту, который сделал для рок-музыки чуть больше, чем просто много. Хотя дань уважения было бы справедливее отдавать, когда гитарист достоин, но все-таки по каким-то параметрам не может войти в данный список. Джими Хендрикс же не только должен войти в этот список, но и может легко занять в нем первое место, если бы это был рейтинг. Однако лично я бы вынес его за границы всех топов и поставил бы выше всех рейтингов. Ведь без него вполне возможно не было бы и этого скромного списка.

Джими Хендрикс - уникальный феномен в мире музыки, настоящий бриллиант, который озарил ее своим блеском. Перед его виртуозностью приклонялись многие самые именитые гитаристы, которые упоминались прежде. Потому что то, как играл Джими, не укладывается в голове. То, что он вытворял со своей гитарой, выходит за пределы объяснимого.

Своей музыкой Хендрикс воплощал неукротимую мощь и первобытную энергию, самый хаотичный и разрушительный стихийный поток, который только мог высвободиться из струн его инструмента. Он - тот редкий случай, когда способностью к игре на гитаре пропитана каждая частичка его тела. В общем, дальнейшие комментарии, думаю, излишни. Кто знаком с Хендриксом, и так все знает, а кто нет, тому достаточно лишь послушать любое его живое выступление, чтобы убедиться, что таких, как Джими, один на миллион.

  • Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом

Читайте также: