Клифф Бертон - удивительный человек. Будучи бас-гитаристом Metallica, исполнявшей зверский и агрессивный трэш-метал, он привнес в музыку группы то, что сделало ее интересной не только для любителей довольно узкого направления тяжелого рока.
Знаток музыкальной теории, впоследствии знакомивший с ней своих менее подкованных коллег, Бертон прекрасно разбирался в классике и джазе, с раннего детства обучался игре на пианино и великолепно владел басом, ежедневно оттачивая свои навыки в игре на нем уже в более зрелом возрасте. Также, в равной степени являясь прекрасным композитором, Клифф всегда носил с собой маленькую акустическую гитару, на которой сочинял короткие зарисовки и гармонии, позже становившееся основами для новых песен. Именно Бертон добавил музыке Metallica недостающей ей мелодичности, что пышным цветом расцвело на втором альбоме группы "Ride the Lightning", который во многом обязан ему своим инновационным изобретательным звучанием.
Больше всего на пластинке меня привлекает заключительная вещь под названием "The Call of Ktulu" - композиция необыкновенной мощи и красоты. Однако за годы, проведенные в Metallica, Клифф Бертон создал как минимум еще один несомненный шедевр - 8-минутное инструментальное полотно "Orion", вышедшее уже на следующем альбоме "Master of Puppets".
Композиции, как и пластинки, во многом схожи. Монументальные, со сложной прогрессирующей структурой, наполненные бертоновскими гармониями и его излюбленными басовыми соло, они больше походят на тяжелые сюиты с четко обозначенными началом, кульминацией и концовкой и в общем-то довольно сильно отличаются от всего того, что записывала Metallica как до, так и после. Даже спустя столько лет они стоят в творчестве группы особняком.
Вне всяких сомнений это квинтэссенция деятельности Клиффа Бертона как музыканта, вмещающая в себя все то, что он успел дать Metallica за период участия в ней. А учитывая то, что вскоре после их создания Клифф трагически погиб в автокатастрофе, "The Call of Ktulu" и "Orion" можно рассматривать как его последние послания этому миру, у которых, в отличие от самого Бертона, есть все шансы стать частью вечности.
Все началось в 1984 году во время работы над грядущим альбомом"Ride the Lightning", когда, то ли испытывая затруднения в написании текста, то ли столкнувшись с необходимостью заполнить оставшееся место на пластинке, группа решила взяться за неоконченную инструментальную композицию своего экс-участника Дэйва Мастейна под названием "When Hell Freezes Over" ("Когда преисподняя замерзнет"). Вдохновившись любимым писателем Г.Ф. Лавкрафтом, Бертон изменил название на "The Call of Ktulu" и задал песне общее мрачно-угрожающее настроение. Для вступления он придумал красивый гитарный перебор - этот прием неоднократно использовался им в начале других треков пластинки - поверх чего наложил лаконичную басовую партию, которую, по легенде, наигрывал в 3 часа ночи.
Основную аккордовую последовательность, которая развивается на протяжении остальной части композиции, сочинил Кирк Хэмметт, тем не менее вклад Клиффа в "The Call of Ktulu" был определяющим. Получилось нечто устрашающее, но завораживающее: в начале мы слышим плавный и размеренный проигрыш, при этом вселяющий неотвратимое чувство тревоги перед скорым появлением чего-то неведомого и разрушительного, будто выходом реального Ктулху; затем на него обрушивается громоподобная гитара, сквозь которую ближе к середине прорывается яростное соло, ярко иллюстрирующее первоначальный замысел Мастейна о музыкальном изображении ада; а после все вновь возвращается к тихому и теперь уже кажущемуся безмятежным перебору, затихающему в открывающем композицию вое ветра.
Впрочем, как уже говорилось, Клифф Бертон являлся автором "The Call of Ktulu" лишь наполовину. Ему же хотелось создать нечто свое собственное, к разработке чего он приступил в следующем 1985-ом году. Так родился трек "Orion" - по-настоящему зрелая и профессиональная работа Бертона, ставшая в его жизни роковой. На этот раз Клифф не ограничился одной басовой партией и вступлением, а прописал всю аранжировку целиком: в том числе соло, переходы и гитарные гармонии.
Начинается "Orion" с выплывающего из тишины дребезжащего звука баса, пропущенного через эффекты, затем ему на смену приходит тяжелый скрежещущий гитарный рифф, по ходу песни не раз меняющий свой темп, а во второй половине композиция резко обрывается. Вступает контрастирующая с остальными частями "Orion" мелодичная басовая секция, на которую волнами накатывают протяжные гитарные каскады, после чего композиция вновь ускоряется и приходит к изначальной теме.
Как и "The Call of Ktulu", в дальнейшем "Orion" могла бы исполняться вживую и стать одним из самых ярких номеров в концертной программе Metallica. Все решил лишь один день - 27 сентября 1986 года.
Накануне, после выступления в Стокгольме, группа отправилась к следующей площадке в Копенгагене на маленьком неудобном гастрольном автобусе. Ночью, когда пришла пора спать, Клифф Бертон и Кирк Хэмметт не поделили более-менее сносную койку у окна. Решить спор взялись колодой карт. Бертон вытянул туз пик и с радостью занял удобное место, в то время как Хэмметт отправился спать на передние сидения автобуса.
Под утро, проезжая скользкий участок дороги, водитель не справился с управлением, и автобус перевернулся - как раз на ту сторону, на которой спал Клифф. Музыкант наполовину вывалился из окна и был придавлен весом упавшего на него автобуса. Кроме Бертона, больше тогда никто не пострадал.
В следующий раз "Orion" прозвучала уже на его похоронах и больше со сцены никогда не исполнялась вплоть до середины 00-х годов. Горькое предсмертное послание, так или иначе оно до нас дошло. И хоть самого Клиффа уже давно нет, он все еще продолжает говорить с нами - посредством музыки. В грозовом шторме "The Call of Ktulu", космической элегии "Orion" или десятках других песен того славного периода в истории Metallica.
Читайте также:
10 превосходных бас-гитаристов, которые отличились не только техникой своей игры
Кто самый важный участник рок-группы?
5 рок-песен, написанных случайно