Найти тему
Top of the Rocks

10 величайших рок-барабанщиков всех времен

Оглавление

И вот мы, наконец, добрались до последней статьи из моего цикла о лучших рок-музыкантах. И финальную главу этой небольшой саги хотелось бы посвятить чему-то ударному и запоминающемуся. Поэтому рейтинг десяти лучших барабанщиков подходит для нее как нельзя лучше.

Думаю, напоминать о важности ударных и перкуссии в рок-музыке будет излишним. Лучше обратить внимание на такой парадокс: барабанщики вместе с басистами - не самые заметные участники рок-группы. На сцене первые вообще расположены позади всех остальных, поэтому зрители в первую очередь обращают внимание не на них, а на более приметных вокалистов и гитаристов. Но вот сами барабаны - инструмент еще какой громкий и заметный! Попробуйте представить без них любую неакустическую рок-композицию, и она моментально станет практически голой. Так что при должном подходе барабанщик из второстепенного музыканта, сидящего на заднем фоне, может стать самой яркой и важной фигурой группы.

Полагаю, все это самым непосредственным образом относится к тем ударникам, о которых мы поговорим ниже. Кто-то из них брал больше мастерством и виртуозностью, кто-то красотой и оригинальностью игры. Но всех их объединяет одно: без них невозможно представить музыку тех групп, в которых они состояли.

10. Ринго Старр

Для начала оговоримся: Ринго Старр барабанщик не виртуозный. Однако без него было бы невозможно представить всю дальнейшую поп- и рок-музыку, которая по части ударных получила свое развитие именно благодаря барабанным партиям Старра. Поэтому не упомянуть его в этом списке, мне кажется, было бы несправедливо.

В отличие от большинства тех, кто пойдет следом, Ринго никогда не влезал в барабанные дебри. За всю историю Битлз он выдал всего одно барабанное соло в одной из последних песен группы "The End".

Но чего у него точно не отнять, так это красоты и звучности игры. Старр играл просто, но до того ярко и цепляющее, что его партии мгновенно узнавались, приобретая колоритный старровский почерк. К тому же для 60-ых Ринго создавал действительно нестандартные и оригинальные ритмические рисунки, которые тогда было не встретить ни у одной группы. И бесчисленное множество последующих барабанщиков, которые в самом начале пути в своей игре ориентировались именно на Старра, также выбрало его в качестве идеала не зря.

Еще говорят, что во времена использования четырехдорожечной записи выделить отдельный канал под метроном не представлялось возможным. Вдобавок вспомним все концертные выступления Битлов, на которых из-за визга поклонников они даже не могли слышать самих себя. Поэтому точная игра на барабанах являлась принципиально важным моментом. И Ринго Старр, обладая прекрасным чувством ритма, продемонстрировал как раз те необходимые качества, которые требовались от ударника. Он играл настолько точно, что практически никогда не ошибался! И по данному критерию его действительно можно назвать одним из лучших.

Все-таки не прав был Джон Леннон, как-то ответив на вопрос "Правда ли Ринго Старр лучший барабанщик в мире?":

"Нет. Он даже не лучший барабанщик в Битлз"

Все-таки лучший, хоть мы и прекрасно понимаем, что Леннон в своей привычной манере шутил.

Из всего репертуара Битлов меня всегда больше всего поражала игра Старра в "A Day In The Life". Как раз в ней он играет как-то расслаблено и даже вальяжно, но насколько же там его барабаны звучат объемно и осязаемо! Такого я больше не слышал ни у кого, даже у самих Битлз.

9. Фил Коллинз

-2

Фил Коллинз - легенда среди барабанщиков, как и Ринго Старр, ставшая иконой не только для своих современников, но и для последующих поколений музыкантов. Только если диапазон значимости Старра охватывал самые разнообразные жанры, Фил Коллинз оказал влияние больше на барабанщиков прогрессивного и арт-рока. Отдавали дань уважения ему такие известные ударники как Нил Пирт, Майк Портной и даже сам Джон Бонэм, который любил играть "Turn It On Again" Genesis.

Во время своей сольной карьеры Коллинз раскрылся еще и как певец и автор песен, способный создавать замечательные мелодичные произведения. Однако именно его барабаны всегда были и остаются настоящей поэзией, запечатлённой в ритмических ударах. А его первая сольная песня "In the Air Tonight" - прекрасный пример того, как всего несколькими барабанными штрихами можно создать фрагмент, который будут помнить века.

8. Дэйв Грол

-3

Британский журнал Classic Rock поставил Дэйва Грола на 2 место в списке лучших барабанщиков в рок-музыке, сразу же после Бонэма. Лично я бы, конечно же, не стал возносить его так высоко, так как считаю подобное решение мягко говоря странным: есть огромное количество барабанщиков, объективно играющих лучше него. Однако Грола и Led Zeppelin связывает еще один факт: в 2012 году во время концерта-трибьюта в честь великой группы в Кеннеди Центре Дэйв в числе прочих немногих музыкантов сидел за ударной установкой, исполнив песню "Rock And Roll". Наверняка, подобный выбор был неслучайным.

Хоть в середине 90-ых Дэйв Грол решил перепрофилироваться и, создав собственную группу Foo Fighters, стать вокалистом и гитаристом, для многих он прежде всего останется барабанщиком Nirvana. И барабанщиком весьма талантливым. Для меня его игра в Нирване - это своеобразный плотный сгусток энергии. Благодаря своей ярости, скорости и напору она, как мне кажется, стала ключевым моментом в создании эффекта сырой мощи, характерной для группы. На каждом концерте Дэйв выкладывался более чем на 100% и играл так, будто делает это в последний раз. К счастью, этот последний раз так еще и не наступил.

7. Митч Митчелл

-4

Cлава Джона "Митча" Митчелла продлилась совсем недолго - всего три с небольшим года, когда он входил в состав трио The Jimi Hendrix Experience. После смерти Хендрикса он, конечно, принимал участие в других проектах, но прежнего успеха уже не достиг. Однако за такой короткий срок Митчелл успел проявить свой талант в полной мере, оставить яркий след в истории рок-музыки и стать одним из величайших барабанщиков всех времен.

На пике своей формы Митчелл играл очень насыщенно и, я бы сказал, "аппетитно" - его партии было реально интересно слушать, ведь они отличались особенным разнообразием, что не могло не захватывать. При этом сам Митч искусно совмещал скоростную технику игры с медленной и размеренной, когда он словно отчеканивал каждый звук. В конце 60-ых же Митчелл был по-настоящему знаковой и влиятельной фигурой. Так, в объявлении о поиске барабанщика для группы Smile, в будущем преобразовавшейся в Queen, говорилось, что требуется ударник для игры в стиле Митча Митчелла, на что откликнулся будущий барабанщик Queen Роджер Тейлор.

А барабанной партией Митчелла к песне "Little Miss Lover" был, возможно, вдохновлен гитарный рифф "Immigrant Song" уже не раз упоминаемой здесь группы.

Но, пожалуй, главная песня для ударника-Митчелла - это "Fire", ставшая феерией его барабанов.

6. Кози Пауэлл

-5

Виртуозный барабанщик и большой любитель скорости, Кози Пауэлл и в игре оставался верен своему жизненному кредо, наполовину состоявшему из гоночных автомобилей и мотоциклов: предельная скорость, драйв и неиссякаемая энергия во всем. Но в то время как увлечение скоростью в жизни в конечном счете свело его в могилу, в игре на барабанах это пошло только на пользу и сформировало уникальный стиль Пауэлла.

За свою карьеру он сменил множество коллективов от группы Джеффа Бека до Black Sabbath, в каждом из которых был нарасхват. Рассматривался Кози даже на место того же Джона Бонэма, который красный нитью идет сквозь всю эту статью. Но звездный час Пауэлла - определенно группа Rainbow, в частности ее великий альбом "Rising" 1976 года. Многие песни Rainbow периода Кози начинались с короткого барабанного соло, которое, словно спусковой механизм, приводило в движение всю дальнейшую композицию. Но монументальная "Stargazer" - это не только одна из лучших песен по части ударных. Ее начальный фрагмент - это краткая, но достаточно убедительная, квинтэссенция игры Кози Пауэлла, которая уместилась в 10 секунд.

5. Иэн Пейс

-6

При частой смене составов группы остается мало музыкантов, которые задерживались бы в ней надолго. Особенно это касается барабанщиков, когда самой страшной заменой для любого коллектива является замена его "голоса" или гитары. Но Иэн Пейс не только задержался в Deep Purple надолго - он был с этой группой с самого начала и остается с ней по сей час. Менялись составы, группа прекращала свое существование и вновь возрождалась, но в ней всегда неизменно присутствовала одна постоянная - и это ее барабанщик Иэн Пейс. А это уже что-то значит.

Без его виртуозной игры невозможно представить музыку Deep Purple любых составов, будь то первый Mark I или состав нынешний. Ударная установка Пейса являлась словно твердым фундаментом группы, который было невозможно разрушить, а остальное же - лишь надстройкой над этим базисом. Однако Иэн Пейс выполнял роль не только основы для музыки Deep Purple. Своими чудесами за барабанами он украшал каждую песню, записанную этим коллективом за долгие годы его существования.

4. Кит Мун

-7

Знаменитый ударник группы The Who, Кит Мун, являлся, наверно, единственным барабанщиком в мире, который наиболее ярко и красочно воплощал бы своей фигурой всю неукротимую и необузданную первобытную стихийную силу, которая была заложена внутри него.

И речь здесь даже не о его буйном образе жизни, который давно лег в основу мифологии рок-н-ролла: шумных вечеринках, диких попойках, взрывах унитазов и уничтожении телевизоров. Речь, конечно же, о его игре, которая вполне закономерно стала отражением его бурной жизни и взрывного характера.

Если в основе подхода большинства барабанщиков лежит техника, точность исполнения, мастерство, то подход Кита Муна был кардинально противоположным. Во главе угла его стиля прежде всего стояла экспрессия, чистая энергия и неугомонная прыть. Если посмотреть на любое видео с концерта The Who, то может показаться, что игра Муна какая-то уж слишком хаотичная и беспорядочная - ему будто сложно усидеть на месте (что отчасти правда, так как в студии Кит был настолько бешеным, что его барабанный стул приходилось привинчивать к полу).

Но в этом-то как раз и состоит фишка. Кит Мун - чистейший барабанный самородок, вся жизнь и профессиональная деятельность которого проходили под знаком хаоса и разрушений. Даже в группу он попал после того, как вызвался заменить прошлого барабанщика прямо из зала. Поэтому ожидать от него такой же игры, как у других, было бы странно.

Однако все это не помешало стать Муну новатором и одним из величайших барабанщиков всех времен. Своей игрой он одним из первых выдвинул ударные на первый план и привнес в их звучание много новых элементов. Говорят, что ему не требовались барабанные соло, так как каждая его партия являлась соло. И это сущая правда. Барабанным соло была вся его жизнь - мощным, динамичным, порой экспериментальным, но до того интересным и захватывающим соло!

3. Нил Пирт

-8

Нил Пирт, барабанщик и автор песен группы Rush, был известен также по прозвищу "Профессор". И данное прозвище подходило ему как нельзя лучше. В игре на барабанах он и впрямь выглядел академиком, умудренным опытом музыкантом, который играет основательно и точно, причем это не зависело от его возраста - он был таким что в 80-ые, что в 2000-ые.

Пирт не раз признавался одним из лучших барабанщиков всех времен. И с этим тоже невозможно не согласиться. Его подход, потрясающая техника, комбинация самых различных стилей говорят сами за себя, а барабанные соло выходят за рамки возможного. Добавить особо нечего. Нил Пирт - легенда, к сожалению, недавно нас покинувшая. Светлая память "Профессору"!

2. Джинджер Бейкер

-9

Джинджер Бейкер барабанщик особый. Начинал он, играя джаз, и впоследствии всегда называл себя в первую очередь джазовым барабанщиком, однако всемирную известность приобрел будучи ударником рок-группы Cream. Наверное, это и сформировало его неповторимый стиль игры: на одной стороне находилось мастерство джаза, на другой - энергия и драйв рок-н-ролла, что в конечном счете вылилось в симбиоз этих двух жанров, заключенный в такой яркой и уникальной фигуре в мире барабанщиков как Джинджер Бейкер.

Для меня этот ударник имеет особое значение. Его живые и насыщенные партии, напичканные сложными элементами и переходами, изящными мелодиями и ритмами и приправленные сверху пробирающей до глубины души дробью, не оставляют равнодушным с первых же секунд. Но дело даже не столько в этом. Своей игрой Бейкер совершает настоящую магию, создает эффект гипноза, погружает в транс, не зря в его особенных ритмах буквально сразу же считываются элементы африканских ритуальных барабанов. И вот спустя несколько секунд после начала песни ты уже не столько слушаешь пение Джека Брюса или игру Эрика Клэптона. Ты неотрывно следишь за звуковым рисунком барабанов Джинджера Бейкера, не в состоянии оторваться от них.

И именно это я считаю высшей точкой мастерства любого барабанщика. Когда из всего плотного музыкального потока и многообразия звуков ты выделяешь именно его ударные. А остальное уже неважно.

1. Джон Бонэм

-10

Ну и куда же без нашего Бонзо. Всю эту статью он так или иначе был связан со всеми барабанщиками, и только под конец мы подошли к нему самому. Все нити, наконец, соединились воедино, чтобы представить нам лучшего рок-барабанщика всех времен и народов. Особые комментарии по поводу его персоны также, думаю, не нужны. Но и не сказать совсем ничего о нем тоже было бы преступлением.

Джон Бонэм - безусловно, гений барабанной установки. В его фигуре соединилось все: новаторство, техника, мощь, энергия и мастерство. Также это тот случай, когда именно барабанщик задает тон музыке группы, движет ее композиции вперед. Однако с Джоном Бонэмом все обстояло еще интересней: своей игрой он как бы "тащил" музыку Led Zeppelin назад, немного одергивая спешащих музыкантов группы и не давая им умчаться вдаль. В результате мы слышим необыкновенное сочетание, которое трудно передать словами.

Без участия Бонзо группу Led Zeppelin представить было нельзя. Поэтому после его смерти в 1980 году коллектив единогласно решили распустить. Ведь такого же барабанщика не только не было среди его современников, но и вряд ли будет еще когда-либо.

***

Дорогие друзья и подписчики! На этом мой цикл публикаций с рейтингами лучших рок-музыкантов подошел к концу. Спасибо, что все это время оставались с каналом Top of the Rocks, читали данные статьи, оценивали, комментировали, не соглашались. Надеюсь, вам понравились мои подборки и вы почерпнули из них что-то интересное и новое или же просто вспомнили о всеми нами любимых группах и исполнителях.

Все предыдущие части:

10 лучших вокалистов в истории рока

Десять вокалистов, которые брали больше не голосом, а своей харизмой

10 лучших рок-гитаристов всех времен

7 выдающихся клавишников, которые навсегда вошли в историю рока

10 превосходных бас-гитаристов, которые отличились не только техникой своей игры