Найти в Дзене
Top of the Rocks

Ровно 50 лет назад, в декабре 1971 года, Deep Purple прибыли в Монтрё... и записали свой эпохальный альбом "Machine Head"

"We all came out to Montreux" - сообщает нам Иэн Гиллан, как только утихает знаменитый, отпечатанный уже у всех на подкорке, рифф "Smoke on the Water". Как все прекрасно знают, эти слова не являются лишь красивым оборотом речи. Ровно полвека назад, 3 декабря 1971 года, Deep Purple действительно приехали в швейцарский город Монтрё. А на следующий день, согласно не менее заезженной легенде, стали свидетелями одного инцидента на концерте Фрэнка Заппы и его группы Mothers of Invention.

Кто-то из зрителей выстрелил в подвесную бамбуковую крышу зала из ракетницы, в результате чего все здание казино, в котором выступали музыканты, сгорело дотла. Эвакуировавшись в ближайшую гостиницу, Deep Purple наблюдали из окна ее ресторана, как огромный комплекс охватывают языки пламени, а над находящимся рядом Женевским озером стелется густая пелена дыма. Через некоторое время именно это событие вдохновит группу на создание ее поистине знаковой песни "Дым над водой".

"And fire in the sky". Пожар в казино Монтрё, 4 декабря 1971 г.
"And fire in the sky". Пожар в казино Монтрё, 4 декабря 1971 г.

Хотя тогда, в декабре 71-го, родилась не только "Smoke on the Water". Проведя последние несколько месяцев в турне по Великобритании и Америке, Deep Purple наконец-то решили приступить к записи нового альбома. Причем на этот раз сделав это несколько по-другому. Недовольная звучанием своих предыдущих пластинок, группа наметила записать новый диск на сцене, таким образом вдохнув в него энергию своих живых выступлений.

Для этого как нельзя лучше подходила площадка казино в Монтрё, которая закрывалась на зиму и могла предоставить музыкантам свободное место, а также располагалась в зоне пониженных, по сравнению с Англией, налогов.

Вооружившись передвижной студией Rolling Stones и заручившись поддержкой основателя джазового фестиваля в Монтрё Клода Нобса, Deep Purple отправились в Швейцарию. Почти сразу же их планы были нарушены, но на общий замысел это все равно особо не повлияло. Вместо сгоревшего казино они переместились сначала в располагавшийся рядом театр Pavilion, где и была записана "Smoke on the Water", а затем в полупустую неотапливаемую гостиницу Grand Hotel на окраине города, в которой с 6 по 21 декабря 1971 года велась работа над остальными песнями для новой пластинки, вышедшей только в марте 1972-го. Так на свет появился "Machine Head" - возможно, лучший альбом Deep Purple.

Внутренний разворот альбома
Внутренний разворот альбома

Не сказать, что у группы есть какой-то худший или провальный альбом. Но, по крайней мере для меня, многие работы Deep Purple имеют ряд недостатков: "In Rock" довольно быстро утомляет свой запредельной громкостью и скрежетом, "Fireball" располагает несколькими проходными номерами, "Stormbringer" слишком легковесен, ранние пластинки заумны и неаутентичны и т. д. "Machine Head" же выглядит альбомом, идеальным во всем: сбалансированным, гармоничным и цельным. По своему содержанию представляющим собой все тот же бескомпромиссный хард-рок, за тем лишь исключением, что облачен он в элегантную форму.

С первых же секунд "Machine Head" дает понять, что материал на пластинке будет ударным. Бодрое начало "Highway Star" сменяется пронзительным, как сирена, фальцетом Гиллана, локомотивом несутся вперед куплеты и припев... Вступает искрящееся и словно переливающееся на раскаленном полуденном солнце органное соло Джона Лорда, которое затем передает эстафету гитарному соло Ричи Блэкмора - такому же стремительному, выверенному и не менее мастерскому. Вся композиция - яростная гонка на выживание. Как в случае с ее главным героем, так и в случае с музыкантами.

Мало какой альбом может похвастаться тем, что включает в себя два равных по влиятельности и значимости для группы хита. А тут как раз такой случай.

Затем заявляет о себе басист Роджер Гловер, причем заявляет сочиненным им гитарным риффом, что логичнее было бы сделать Ричи Блэкмору. Но Гловер умудряется не только подсидеть в этом деле своего коллегу, но и создать не менее яркий проигрыш, чем три заветные ноты, о которых мы поговорим позже.

Для меня "Maybe I'm A Leo" - риффовая изюминка альбома. По-настоящему вкусная и заедающая в голове мелодия, сдвинутая относительно сильных долей. И пусть Гловер подсмотрел ее у Джона Леннона и его песни "How Do You Sleep?" - на "Machine Head" она смотрится как влитая.

-4

Следующий трек "Pictures Of Home" во многом выполнен по образу "Highway Star" - такая же несущаяся вперед, стремительно развивающаяся песня. Только если в "Highway Star" все ее элементы развиваются параллельно друг другу, а каждый инструмент четко обозначен, тот тут все искусно переплетается между собой. Композицию приводит в движение ураган барабанов Иэна Пейса, который после растворяется в остальном море звуков, а на фоне начинает звучать дребезжащий орган Лорда, который лейтмотивом идет сквозь всю "Pictures Of Home". При этом снова выделены места для соло каждого участника, в том числе Роджера Гловера, который несколькими секундами своего знаменитого басового проигрыша, сумел украсть если и не всю, то значительную часть песни.

"Never Before" - наверное, единственный номер, претендующий на звание слабого места на пластинке. Но и о нем не получается сказать ничего плохого. Собой композиция замечательно оттеняет другие шедевры альбома.

Стоит ли также говорить что-то о "Smoke on the Water"? Кажется, о ней и так все знает каждый, а ее злосчастный рифф уже знатно приелся. Тем не менее нельзя не признать гениальность и простоту этой мелодии, которая давно вышла за рамки данного альбома и вообще рок-музыки.

Лучше поговорим о "Lazy". Как-никак главная, на мой взгляд, композиция на "Machine Head" и шедевр Deep Purple всех времен. Открывает это великолепие длинное вступление Джона Лорда, настраивающее на некий психоделический лад, однако вскоре разрушающее эти ожидания, ведь на смену ему приходит блюз-рок. Вступает гитара Блэкмора, и "Lazy" начинает медленно раскачиваться - вальяжно и неторопливо, сообразно своему названию, с многочисленными паузами и остановками. Ее темп постепенно наращивается, и вскоре прорываются многочисленные гитарные соло - легкие и свободные, - благодаря чему "Lazy" начинает бешено нестись вперед, как практически все предыдущие песни на альбоме.

И только на пятой минуте начинается первый куплет. Кажется, после всего ранее услышанного, это не особо-то и нужно, но "Lazy" и тут в состоянии удивить, ведь вместе с голосом Иэна Гиллана мы слышим губную гармошку.

Ну и закрывающая вещь - "Space Truckin'", самая тяжелая, громоздкая и мощная композиция на "Machine Head", проходящая по тебе катком или, вернее сказать, космическим грузовиком. После нее может возникнуть два желания: пойти дальше уже заряженным или поставить пластинку второй раз, чтобы получить дополнительный прилив энергии.

Переоценить значение альбома "Machine Head" сегодня крайне сложно. Он повлиял на миллионы гитаристов по всему миру. Повлиял на еще большее количество слушателей. Повлиял на целые жанры. Но хотелось бы отметить, что подо всем этим слоем статусности кроется прежде всего замечательная и хорошо записанная музыка, которую приятно слушать спустя многие десятилетия.

  • Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом

Читайте также: