Клавишные - явление в рок-музыке не повсеместное, однако довольно важное. Например, без электрооргана Hammond или синтезатора Муга невозможно представить музыку 60-ых - 70-ых. Некоторые группы вполне обходились без задействования клавишных, довольствуясь одними гитарами, поэтому число клавишников в рок-музыке не так уж велико, по сравнению с теми же гитаристами. Но музыка некоторых коллективов целиком и полностью строилась на данном виде инструмента, и представить их творчество без клавишных также нельзя.
Но если сильная сторона клавишников в роке была не количество, то определенно качество. Практически каждый, кто выбрал своим главным инструментом клавишные, являлся выдающимся музыкантом.
7 таких клавишник я и предлагаю вспомнить.
7. Алан Прайс
Клавишные Алана Прайса стали своего рода визитной карточкой группы The Animals. Ведь, помимо необычного голоса Эрика Бёрдона, многим творчество коллектива запомнилось еще и великолепными органными соло. Если Алан Прайс не изобрел подобное звучание клавишных, то во всяком случае популяризировал его, пустил в массы. Своей игрой он показал, как именно должен звучать электроорган в роке.
И в дальнейшем музыка действительно изменилась. Пик использования электрооргана пришелся на конец 60-ых - начало 70-ых годов, и появились сотни музыкантов, включавших партии этого инструмента в свои песни. Но своеобразным ориентиром, иконой всегда оставался именно Алан Прайс со своей потрясающей игрой на клавишных.
6. Рик Райт
Сам знаменитый клавишник Pink Floyd говорил про себя, что являлся самоучкой и играл на фортепиано неправильно, так, как в кругах профессионалов играть "нельзя". Но в чем ему точно не откажешь, так это в собственном уникальном стиле. Наверное, как раз отсутствие шаблонов и рамок и определило формирование характерного для Рика Райта звучания.
Ведь кто скажет, что его музыкальный вклад в творчество Pink Floyd плох? Да, может, Райт как-то по-своему интерпретировал принятые в игре на клавишных правила. Но его изысканные фортепианные партии и красивые синтезаторные переливы по-настоящему ошеломляют! Уж не говоря о том, что они стали неотъемлемой частью музыки Pink Floyd.
5. Кен Хенсли
Участник группы Uriah Heep, Кен Хенсли, был на все руки мастер: играл на гитаре, пел. Но главная его заслуга состоит, конечно же, в игре на клавишных и работе в качестве композитора. Как композитор Кен выступил автором львиной доли репертуара группы, причем сочиняя как простенькие двухаккордные, но в то же время гениальные, песни вроде "Lady In Black", так и многочастные композиции по типу "July Morning" и "The Magician's Birthday".
Своими клавишными Хенсли создавал поистине сказочные и чарующие миры, открывал слушателям неведомые музыкальные пространства. По большому счету он стал ключевым звеном в формировании магическо-волшебной эстетики Uriah Heep, сочиняя тексты ко многим песням и разрабатывая свой неповторимый самобытный способ игры. Поэтому не упомянуть Кена Хенсли в числе выдающихся клавишников в рок-музыке по-моему невозможно.
4. Рэй Манзарек
Как-то в одном интервью Джим Моррисон сказал про своего друга Рэя Манзарека: если вы хотите увидеть главного в этой группе, то это вот этот парень; он - настоящий музыкальный мозг The Doors. И действительно, если лицом группы, ее главным поэтом, был Моррисон, то музыкальным двигателем определенно являлся Рэй Манзарек.
На его клавишных строилась вся музыка группы. Не на гитаре (при всем уважении к Робби Кригеру), не на барабанах, а именно на клавишных. Своей игрой Манзарек приковывал с первых же секунд, а по части электроорганного звучания был, наверное, самой яркой фигурой 60-ых. Его партии не спутаешь ни с чем другим, более того, на мой взгляд, подобного уникального клавишника не было ни до, ни после. Его разноплановая игра могла включать как кислотно-психоделичные органные пассажи, длинной примерно в вечность, так и легкие воздушные пианинные проигрыши.
О виртуозности Рэя говорит то, что на концертах за неимением постоянного басиста в группе, помимо своих основных партий на электрооргане, он одновременно другой рукой вел еще и басовую партию на электропианино. И этот факт не укладывается в голове.
Длительные же соло Манзарека - вообще отдельный разговор. Своей красотой, мелодичностью и некой гипнотической привлекательностью они навсегда вошли в золотой фонд наследия рок-музыки.
3. Джон Лорд
Без клавишных Джона Лорда просто невозможно представить музыку Deep Purple. На пару с Ричи Блэкмором они словно представляли собой два независимых музыкальных начала, которые практически в каждой песне тесно переплетались между собой и соревновались в исполнении своих партий. Но если Ричи давил напором риффов или яростностью соло, то Джон поражал изощренностью и витиеватостью своей игры на органе Hammond.
Звучание его клавишных - определенно эталон звучания электрооргана в хард-роке. На протяжении всей своей карьеры (больше всего, конечно, во времена первого состава Deep Purple), Лорд мастерски вплетал в свою музыку элементы классики, но также работал и над собственным уникальным стилем. И это получилось у него более, чем успешно. Прослушать композицию, в записи которой принимал участие Джон Лорд, и не узнать его характерных клавишных, думаю, нереально даже для тех, кто знаком с музыкой поверхностно.
2. Кит Эмерсон
Кит Эмерсон - настоящий кудесник синтезаторов, органа Hammond и фортепиано, своей игрой потрясавший сознание слушателей сначала в составе собственной группы The Nice, а потом и супергруппы Emerson, Lake & Palmer. Как по мне, Эмерсон - самый нестандартный и нетипичный клавишник в рок-музыке, своим звучанием часто выпадающий из общего ряда подобных ему музыкантов и в игре на клавишных выходящий за рамки сложившихся устоев.
Киту Эмерсону в равной степени удавалось все: как рок-адаптация бессмертной классики в лице Мусоргского, переосмысление произведений Аарона Копленда, так и сочинение собственного материала. Самое главное: во все это он добавлял частичку себя, нечто, присущее только ему, благодаря чему каждый, кто прослушает "Pictures at an Excibition", или хоть "Tarkus", скажет, что в это внес свою лепту Кит Эмерсон.
1. Рик Уэйкман
И, думаю, мало кто будет спорить, что Рик Уэйкман самый выдающийся клавишник в роке. Этот музыкант давно признан виртуозом, однако лучше всех экспертов о его игре скажет его музыка.
Уэйкман настоящий творец от мира клавишных, гений, придумавший собственный подход к игре на синтезаторе и проложивший тем самым себе музыкальный путь. Неоспоримая техничность Рика соединилась с его новаторством по части сочетания электронных клавишных и оркестра и в итоге вылилась в незабываемую музыкальную феерию.
Рик Уэйкман начинал, играя на клавишных еще на ранних песнях Дэвида Боуи, затем впервые ярко продемонстрировал свой талант в группе Yes, записав с ней три альбома, не считая парочки других после возвращения (один, "Fragile", не с самого начала, а два других - гигантские и монструозные "Close to the Edge" и "Tales From Topographic Oceans" - от начала и до конца). Впрочем, задержался в Yes Рик ненадолго, так как не сошелся с остальными участниками характерами, во время их длительных концертных проигрышей предпочитая больше есть курицу прямо на сцене. Примерно в это же время Уэйкман даже успел записать пару синтезаторных партий для альбома Black Sabbath "Sabbath Bloody Sabbath". Однако наиболее полно он раскрылся далее в период своего сольного творчества, каждый раз не переставая удивлять все новыми и новыми открытиями.