Британская группа Cream не могла похвастаться долгим периодом жизни. Образовавшись в 1966, уже к 1968 году она была распущена. Наследие ее также было невелико. Всего 4 альбома: "Fresh Cream" (1966), "Disraeli Gears" (1967), "Wheels Of Fire" (1968), "Goodbye" (1969) и, конечно, концертные записи. Однако за такой короткий срок Cream удалось кометой пролететь по миру музыки 60-ых, осветить ее своим ярким пламенем и навсегда вписать себя в историю как новатора и революционера рока.
Cream принято считать первой супергруппой в рок-музыке. Ведь состояла она из музыкантов, которые еще до формирования коллектива являлись довольно крупными музыкальными звездами. В первую очередь это, конечно же, Эрик Клэптон.
Свой путь в начале 60-ых он начал еще в группе The Yardbirds (в которую, помимо него, входили и другие будущие звезды - Джимми Пейдж и Джефф Бек). Именно в ней он обрел свою первую славу. Затем, к 1965 году, Клэптон уже состоял в коллективе The Bluesbreakers под руководством Джона Мэйолла, в которой продолжал оттачивать свои гитарные навыки. Как итог: уже к тому времени многие считали Клэптона богом, что весьма удачно писали краской на станциях в лондонском метро, а также ни больше ни меньше - лучшим английским гитаристом тех лет.
В той же группе, The Bluesbreakers, хоть и ненадолго, успел засветиться Джек Брюс, будущий бас-гитарист Cream. Его послужной список был не менее внушительным, чем у Клэптона: Manfred Mann, группа Алексиса Корнера, крестного отца британского блюза, из-под крыла которого вышли The Rolling Stones, а также Graham Bond Organization. Думаю, говорить, что Брюс уже тогда был высококлассным басистом, не стоит.
В Graham Bond Organization вместе с Джеком играл и барабанщик Джинджер Бейкер, последнее звено великой троицы Cream. Бейкер к тому времени был больше известен как джазовый барабанщик и, соответственно, играл во многих джазовых коллективах.
Помимо таланта и мастерского владения своими инструментами, этих троих объединяло лишь одно: всем им к 1966 году было тесно в тех коллективах, в которых они состояли. Что Клэптону, что Брюсу, что Бейкеру не позволяли развернуться в полной мере, так, как они хотели, не давали реализовать все их самые смелые творческие идеи. И тогда объединиться в одну группу казалось не таким уж плохим решением.
Так и вышло: после посещения Джинджером Бейкером концерта The Bluesbreakers он предложил Эрику Клэптону создать свою собственную группу, а тот как раз сам подумывал о том же. Эрик сразу же согласился, но при одном условии: в состав к ним войдет бас-гитарист Джек Брюс. И все бы ничего, только Бейкера и Брюса связывала непримиримая вражда, которая началась еще со времен их пребывания в рамках Graham Bond Organization. Они не переносили друг друга на дух, и дело даже доходило до того, что Джинджер Бейкер уволил Джека Брюса из группы, а впоследствии, когда тот пытался вернуться, пригрозил ему ножом.
Но принять Брюса в Cream Бейкер все же, на удивление, согласился. Наверное, из уважения к Клэптону или потому, что, если опустить личную неприязнь, он все-таки считал Джека первоклассным басистом. Так родился легендарный триумвират Cream, которому было суждено в прямом смысле перевернуть мир рок-музыки.
Первый концерт новоиспеченной группы состоялся в июле 1966 года на фестивале в Виндзоре и приятно удивил, если не шокировал, зрителей. Удивил тем, что три музыкальные светила современности играют вместе на одной сцене. И играют не что-то, а самый настоящий блюз-рок, причем очень качественный и даже гипнотизирующий!
Но в чем именно заключалось величие и влиятельность Cream?
В первую очередь в том, что касается самого блюза. Блюз в Англии в те времена был своего рода музыкой интеллектуалов, небольшой горстки ценителей. Cream же, изначально исполняя именно блюз-рок, сделали его доступным для широких масс. А так как блюз в исполнении группы имел явно утяжеленный характер, то Cream, наравне с Джими Хендриксом, еще и подготовили почву для возникновения всего тяжелого рока.
Кто-то говорит, что лондонское трио заложило основы хард-рока, кто-то даже заявляет, что в своей музыке Cream демонстрировала зачатки металла. Ясно лишь одно: те тяжелые грузные риффы, высекаемые гитарой Клэптона, которые к тому же нередко искажались различными эффектами, являлись для музыки 60-ых чем-то совершенно новым, революционным. Да, может, в некоторых моментах Cream и не были явными первооткрывателями, по части прото-хард-рока опережаемые теми же The Kinks. Но всё то удивительное многообразие блюз-рока и хард-рока 70-ых, например, в лице Led Zeppelin - прямое следствие музыки Cream.
Также велика была значимость группы и для последующих поколений гитаристов, басистов и барабанщиков. Джек Брюс, являясь одним из самых виртуозных и влиятельных бас-гитаристов в истории, вошел и в число тех, кто навсегда изменил отношение к этому инструменту.
- Все это к слову о статье "Кто самый важный участник рок-группы?"
Джек Брюс, выступая между прочим и как вокалист, лицо Cream, развеял миф о том, что бас-гитара это исключительно аккомпанирующий инструмент. Своей игрой он не только вместе с барабанами создавал ритм-секцию, но и творил отдельные, по-настоящему поражающие воображение вещи. Порой именно его бас-гитара задавала тон всей песне и выдвигалась на первый план. Это сейчас, когда мы имеем кучу подобных прецедентов, это не кажется нам чем-то таким уж необычным. Но тогда это было действительно новое слово в музыке! Плюс, в дополнение к своему сильному голосу, Брюс вместе со своим другом, поэтом Питом Брауном, сочинил подавляющее большинство текстов для песен Cream. Поражаешься, насколько же разносторонним человеком он был... Именно Джек Брюс окончательно создал и закрепил в истории рок-музыки образ бас-гитариста творца.
Однако в этом плане его, может, даже чуть превосходил Джинджер Бейкер. В этом барабанщике сошлось все. Изначально играя джаз и даже впоследствии всегда называя себя именно джазовым барабанщиком, он выработал прекрасную виртуозную технику игры, вдохновляясь такими легендарными джазовыми ударниками как Джин Крупа и Бадди Рич. Но когда Бейкер немного сменил свой музыкальный стиль, получилось так, что он соединил свою великолепно отточенную джазовую технику с энергией и драйвом рок-н-ролла. И в результате получилось нечто невообразимое.
Джинджер Бейкер по праву занимает третье место в списке самых лучших барабанщиков всех времен. Его игра в Cream не была похожа ни на чью-либо еще: мастерская, точная, но в то же время яркая, запоминающаяся и насыщенная. В партиях Бейкера было много африканских элементов, что в совокупности с музыкой Брюса и Клэптона вводило в состояние транса. Хотя барабаны Джиндждера можно спокойно слушать отдельно - настолько они отчетливы и изощрены в каждой песне.
К тому же Бейкер первый, кто стал устраивать продолжительные барабанные соло на концертах. Его партии и так всегда отличались особой сложноустроенностью и нестандартностью, но во время подобных импровизаций он с концами пускался во все тяжкие и показывал все, на что был способен. На первом альбоме Cream даже вышла сочиненная Бейкером композиция "Toad", как раз содержавшая такое соло и впоследствии ставшая любимым для Бейкера моментом на концертах, когда он мог продемонстрировать свой талант барабанщика. В будущем импровизации ударников стали неотъемлемой частью многих рок-представлений, а такие мастера барабанного соло как Джон Бонэм и Иэн Пейс явно вдохновлялись первооткрывателем Джинджером Бейкером.
Кстати, импровизировал на сцене в Cream не только Бейкер. В полной мере проявил себя как незаурядного соло-гитариста Эрик Клэптон. Во многом группа стала знаменитой благодаря своим огромным продолжительным импровизациям на 20 и больше минут во время концертов.
Легенда гласит, что однажды, когда публике так понравилось выступление Cream и она не хотела отпускать группу со сцены, постоянно прося сыграть на бис, Клэптон в недоумении спросил: "Что же играть?". Толпа ответила: "Что угодно!". И с тех пор Cream каждый раз превращали свои короткие альбомные песни в нечто гигантское и размашистое - настоящее состязание в виртуозности музыкантов. Это опять же позже нашло отклик в хард-роке, который всегда славился своими длинными гитарными импровизациями.
Но у подобного музыкального мастерства была и своя обратная сторона. Все три участника Cream были очень сильными личностями - причем как в профессиональном, так и в жизненном плане. У всех были свои принципы и амбиции. И то, что в одной группе собралось столько музыкантов с характером, в какой-то степени и предопределило ее развал.
Поначалу все шло более-менее гладко. Джинджер Бейкер даже предпринял попытку (правда, безуспешную) помириться с Джеком Брюсом. Но в конечном счете старая вражда все-таки взяла свое. Эрик Клэптон между такими ярыми противниками выглядел буферной зоной и всегда выступал в роли миротворца. Но и ему отнюдь не было легко. В какой-то момент неприязнь и раздражение всех участников группы достигла такого предела, что они стали добираться до места выступления разными путями и жить в разных отелях.
На сцене же Брюс и Бейкер старались превзойти один другого. Они играли с такой злобой, что их музыке это даже шло на пользу: взаимная ненависть выливалась в неповторимую концертную энергию, которую не получить ни в какой студии. Отражалась такая мощь и на громкости выступлений. Клэптон впоследствии жаловался, что во время оглушительных живых выступлений Cream повредил себе слух, а Джинджер Бейкер однажды кинул свои палочки в Джека Брюса, потому что тот попросил его играть потише.
Во время записи первого альбома "Fresh Cream", вышедшего в конце 1966 года, группа еще являлась единым целым. Собственно, и сам альбом полностью воплотил в себе то направление, в каком изначально планировали двигаться музыканты, и был наиболее близок к блюз-року.
Затем, к 1967 году, пришла пора экспериментов. Результатом их был шикарный, но совершенно отличный от первого, альбом "Disraeli Gears". Чисто блюзовых номеров на нем было всего несколько - остальное же место на пластинке занимала достигшая пика в то время психоделия. Cream экспериментировали с различными инструментами, записали свой главный хит "Sunshine Of Your Love" и потрясающую загадочную "Tales of Brave Ulysses", примечательную гитарой Клэптона с педалью "вау-вау", гипнотизирующими барабанами Бейкера и стихами на тему античных мифов.
Отношения же между участниками портились с каждым днем. И к 1968 году все трое достигли максимальной точки кипения. Ситуацию даже не спас мощный двойной альбом "Wheels Of Fire", первая пластинка которого была отведена под новый материал, в том числе под великолепную песню "White Room", а вторая включала в себя не менее цепляющие концертные записи.
Устав от вечных споров и ссор, Клэптон стал потихоньку отдаляться от группы и уже больше времени уделял сторонним проектам - например, в 1968 он сыграл в песне своего друга Джорджа Харрисона "While My Guitar Gently Weeps" с "Белого Альбома" The Beatles.
А с Cream, между тем, было решено покончить. Отыграв последние концерты, в конце 1968 года музыканты объявили о распаде. Им уже до такой степени было сложно вместе, что последний студийный альбом группы "Goodbye" был выпущен в 1969 году "посмертно". На нем, кстати, присутствовала песня "Badge", написанная в соавторстве с Харрисоном.
После распада каждый участник Cream пошел своей дорогой: Клэптон вместе с Бейкером ненадолго вошел в состав другой супергруппы Blind Faith, затем сформировал собственный коллектив Derek & The Dominos, а после занялся сольной карьерой; остальные музыканты также пробовали себя в новых проектах. У кого-то это получалось более успешно, у кого-то менее, но это, как говорится, уже другая история.
Таким образом, первая супергруппа в истории, группа, которая перевернула музыкальный мир и оставила заметный след в истории рока, просуществовала всего лишь два с небольшим года. В 2005 году Эрик Клэптон, Джек Брюс и Джинджер Бейкер снова воссоединились, отыграв серию концертов в лондонском Альберт-Холле. Но разбежались они так же быстро и внезапно, как и собрались. Бейкер и Брюс так и не сумели найти общий язык и в итоге окончательно объявили, что Cream больше никогда не будет.
Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Таким гигантам было тесно в их прошлых группах, было тесно и в этой. Cream изначально была обречена на распад, учитывая характер и претензии их участников. Вместе они порождали невероятную музыкальную силу. Но, как и всего хорошего, этого не могло быть много. И поэтому всем оставалось насладиться лишь тем коротким мгновением, когда Cream были едины. Тем почти неуловимым, но таким ярким мгновением, когда Cream создавали поистине прекрасную музыку. Музыку, которая изменила если не всё, то очень многое.
- Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом
Читайте также: