Этот альбом не любят даже многие поклонники группы. Его считают позорным пятном в ее биографии, нелепым экспериментом, который, к счастью, не получил своего продолжения. Нередко можно услышать, что "Hot Space" - худший альбом Queen.
Однако мне он всегда казался по меньшей мере выдающимся - и это при том, что я являюсь фанатом Queen 70-х:
С одной стороны, "Hot Space" выглядит для меня таким же, как и все остальные альбомы группы: мелодичным, мощным, виртуозно сыгранным и профессионально записанным. С другой же, выделяется каким-то особым и присущим только ему "огоньком".
Долгое время я хранил любовь к "Hot Space" глубоко в душе и, читая или слушая негативные рецензии на него, лишь улыбался, искренне не понимая, за что он навлек на себя столь беспощадную критику. Но недавно, когда я вновь переслушал дискографию Queen и в очередной раз восхитился великолепием "Hot Space", мне стало за него по-настоящему обидно. И хоть теперь я знаю, что мою позицию разделяет не так уж мало человек, я решил попробовать восстановить репутацию данного альбома.
Для этого я сформулировал 5 причин, по которым "Hot Space" стоит признать не худшим, а лучшим альбомом Queen.
1. Экспериментальность
Queen никогда не были заложниками какого-то одного жанра. При общей хард-роковой направленности их музыкальный стиль вбирал в себя элементы прог-рока, панка, фанка и диско. Группа находилась в постоянном поиске и меняла звучание практически на каждом альбоме. В случае с "Hot Space" изменения получились наиболее радикальными, поскольку альбом вышел в 1982 году - в тот момент, когда Queen подводили промежуточные итоги своей деятельности. Участники коллектива понимали, что в новом десятилетии их музыка не может звучать, как прежде, и сделали все, чтобы привнести в нее новые краски.
Если раньше ввиду приверженности рок-пуризму на конверте каждого альбома указывалось, что "никто не играл на синтезаторе", то теперь синтезатор, наоборот, занял центральное место. Помимо этого, Queen экспериментировали с драм-машиной, электронными барабанами, различными звуковыми эффектами и несвойственными для них танцевальными ритмами.
Подобная смелость и делает этот альбом уникальным. "Hot Space" звучит в русле модных тогда музыкальных течений, но в рамках творчества Queen выглядит как настоящий прорыв. Группа вошла в 80-е обновленной и будто начала свою карьеру с чистого листа. Во многом это напоминает ситуацию с King Crimson:
Вот только жаль, что, в отличие от своих коллег, Queen не стали экспериментировать дальше и довольно быстро заиграли обычный стадионный поп-рок.
2. Свежесть звучания
Впрочем, далеко не каждый экспериментальный альбом может оставаться еще и современным. Не будем отрицать, что при всей изобретательности альбомов Queen 70-х, сегодня они звучат немного архаично. Типичным продуктом своего времени являются и более поздние работы группы 80-х. "Hot Space" же звучит так, будто был записан вчера.
Я связываю это с тем, что основной движущей силой при его создании выступили Фредди Меркьюри и Джон Дикон, каждый из которых вдохновлялся актуальными на тот момент музыкальными течениями. Меркьюри был с головой погружен в музыку мюнхенских клубов, а Дикон уже несколько лет фанател от черного диско-фанка типа Chic. Таким образом, они привнесли в "Hot Space" не столько новое звучание, сколько сам дух новаторства, который был подхвачен остальными участниками группы и удачно перенесен на запись.
В итоге Queen сообщили своей музыке новое живое дыхание, которое не иссякает до сих пор: несмотря на то, что "Hot Space" был выпущен 42 года назад, он звучит все так же свежо и дерзко.
3. Поп-ориентированность
Да-да, именно то, за что все обычно "Hot Space" ругают. Но, во-первых, в самом наличии поп-мотивов ничего предосудительного, на мой взгляд, нет. А во-вторых, это может быть минусом лишь тогда, когда больше за ними ничего не стоит. Тут же совершенно другой случай.
Присмотритесь внимательнее к обложке альбома. Ничего не напоминает? Помимо того, что это оммаж на битловский "Let It Be", это еще и коллаж в стиле поп-арт. И духом поп-арта, как мне кажется, проникнута вся пластинка.
Основной принцип поп-арта заключается в том, чтобы превратить в искусство обычную вещь, взять что-то знакомое и даже избитое и насытить это дополнительными смыслами. Так же и здесь: за внешне простой и для некоторых примитивной оболочкой диско скрывается множество оригинальных и нетипичных решений. И лично мне искать такое в чем-то "попсовом" гораздо интереснее, чем в чем-то претенциозном и как бы заранее говорящем о своей исключительности.
Ярким примером поп-арта в "Hot Space" является, на мой взгляд, песня "Under Pressure". Незамысловатый басовый рифф, прилипчивый мотив... Но если погрузиться в композицию глубже, то станет понятно, что это полифоническое произведение с огромным количеством контрапунктов, продуманными вокальными гармониями и постоянными сменами темпа. Прежде всего за это стоит сказать спасибо Дэвиду Боуи, который всегда мог облечь довольно сложный музыкальный материал в доступную форму. Однако для тех, кто считает, что "Under Pressure" - единственная стоящая вещь на альбоме, спешу возразить, что в той или иной степени подобными достоинствами обладают все песни на "Hot Space".
4. Связь с корнями
Было бы странно, если бы лучший альбом группы был бы совершенно не похож на все остальные. Как ни крути, Queen обладали своим фирменным стилем, который позволял мгновенно отличить их от других групп. И на "Hot Space" эта квиновская индивидуальность присутствует.
Те, кто обвиняет "Hot Space" в отходе от канонического звучания, наверно не замечают, что как минимум половина альбома выдержана во вполне традиционном для Queen стиле. За это были в первую очередь ответственны Брайан Мэй и Роджер Тейлор, которые не смогли до конца принять нововведений Меркьюри и Дикона и постарались по возможности сохранить в музыке группы рок-н-рольную основу.
Гитарный боевик "Put Out the Fire", с которого начинается вторая сторона пластинки, можно легко принять за классическую песню Queen конца 70-х. Следующая за ней "Life Is Real (Song for Lennon)" отсылает уже к классике сольного Джона Леннона и насыщена характерными для него интонациями. "Las Palabras de Amor (The Words of Love)", которая посвящена латиноамериканским фанатам группы, является повторением формулы "Teo Torriatte (Let Us Cling Together)", в свое время обращавшейся к фанатам японским.
Безусловно, в таких песнях "старого типа" все же прослеживается присутствие нового дыхания группы. Но точно так же и многие танцевальные композиции на альбоме неокончательно порвали со своими корнями. Под слоем синтезаторных структур в них по-прежнему проступает тяжелая гитара Мэя, уж не говоря о голосе Меркьюри, который неизменно украшает каждый альбом группы и покоряет здесь очередные вершины. Так что, несмотря на свою экстраординарность, "Hot Space" все-таки имеет преемственность с предыдущими работами Queen. Хотя лично я выдержал бы его целиком в электронно-танцевальном стиле.
5. Время создания
Большая часть альбома была записана в 1981 году, и, по мне, это одна из главных причин, почему "Hot Space" получился таким великолепным. 1981 год я считаю пиковым годом "золотого" периода Queen, который продолжался, на мой взгляд, с 1977 по 1982 гг.
26 октября 1981-го, в день выхода сингла "Under Pressure", Queen выпустили свой первый сборник лучших хитов, который по сей день остается самым продаваемым альбомом группы. Спустя месяц они дали свой лучший, по моему мнению, концерт в Монреале. Годом ранее их альбом "The Game" занял первое место в американских чартах, став самым крупным успехом коллектива в музыкальной столице мира.
Queen были на коне, полны сил и энергии, и эта энергия полностью передалась "Hot Space". Период начала - середины 70-х, когда группа находилась в поиске и только формировала собственный стиль, уже прошел; период середины - конца 80-х, когда дала о себе знать болезнь Фредди и его запал начал потихоньку угасать, еще не наступил, поэтому рубеж 70-х - 80-х стал тем временем, когда Queen смогли выложиться на максимум. Они обрели себя, все всем доказали... и просто творили, ни на кого не оглядываясь и прислушиваясь лишь к собственному внутреннему голосу.
Этой бьющей через край творческой энергией, вызванной всеобщим признанием и успехом, я и объясняю тот самый "огонек", которым, как мне кажется, наделен "Hot Space". Однако общественность этих изменений не приняла. Ей нужны были "старые" Queen, и участникам группы пришлось пойти у нее на поводу.
***
Напоследок стоит сказать, что признание "Hot Space" лучшим альбомом Queen - конечно же, преувеличение, призванное подчеркнуть абсурдность противоположной точки зрения. Лично я люблю его наравне с такими альбомами группы, как "Queen II", "A Day at the Races" и "Jazz", каждый из которых в разные периоды жизни вызывает у меня не меньше положительных эмоций. Но что ясно точно, так это то, что "Hot Space" никакой не провальный и неудачный, а совершенно уникальный альбом в творчестве Queen, представляющий собой идеальное сочетание экспериментальности и доступности для восприятия. Именно так группа могла звучать в 80-х. И тогда карьера Queen, а, может быть, и история всей музыкальной индустрии, сложились бы совсем по-другому.
- Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом
Читайте также: