Герметичность пары "седло клапана - его посадочное гнездо в головке блока" позволяет обеспечить нужную компрессию в цилиндрах двигателя и не дает газам из камеры сгорания прорываться во впускной или выпускной коллектор. Тем самым создаются нормальные условия сгорания топливной смеси в камерах сгорания двигателя и с него снимается максимальная мощность.
В случае нарушения этой герметичности, например, при слишком маленьких тепловых зазорах в клапаном механизме или подгорании и разрушении тарелок клапанов и их гнезд, сильного нагара на клапанах, не позволяющего им плотно закрываться, в работе двигателя появляются серьезные проблемы. Как минимум он начинает "троить" на холостых, снижается его мощность и приемистость, появляются провалы и рывки при нажатии на педаль газа, возрастает топливный аппетит.
Так как аналогичные симптомы могут иметь место при иных проблемах с двигателем (износ поршневой), то имеет смысл провести проверку и удостоверится, что во всем "виноваты" именно клапана. Стопроцентно убедится в неисправности клапанов можно только после снятия и разборки головки блока, а без этого разбираться что к чему придется по косвенным признакам.
Существует как минимум два способа проверки герметичности клапанов газораспределительного механизма (ГРМ) двигателя автомобиля. Это измерение компрессии и проверка подачей воздуха.
Как проверить клапана двигателя автомобиля?
Способ первый: измерение компрессии
Измеряем компрессию в цилиндрах двигателя при помощи компрессометра.
По динамике роста показаний на манометре компрессометра делаем вывод об герметичности клапанов.
Если не герметичен клапан или прокладка головки блока – в начале измерения рос до 7-9 кг/см2 , а потом роста практически нет.
Способ второй: подача сжатого воздуха в свечные колодцы
Перед проведением проверки желательно убедиться, что зазоры в клапанном механизме соответствуют норме. Если зазоры слишком маленькие или их нет вовсе, то герметичности камеры сгорания не будет в любом случае.
- Устанавливаем поршень проверяемого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ).
Это должен быть такт сжатия, при котором впускной и выпускной клапана будут закрыты.
- В свечное отверстие подаем под давлением воздух (0,2-0,3 МПа (2-3 бар))
Для подачи воздуха вполне достаточно будет обычного насоса, но удобнее конечно использовать компрессор .
- По выходу воздуха определяем, какой клапан неисправен
Если во впускной коллектор – впускной клапан.
В выпускной коллектор – выпускной клапан.
Через маслозаливную горловину – неисправны поршневые кольца.
Через расширительный бачок системы охлаждения – прогорела прокладка под головку блока.
Для устранения любой из этих неисправностей придется, как минимум снимать головку блока двигателя. Неисправные клапана необходимо заменить и притереть.
Примечания и дополнения
Подробно о неисправностях клапанов "Неисправности клапанов двигателя автомобиля".