Найти тему
Top of the Rocks

Кто снял первый музыкальный клип в истории?

В современном мире видеоклипы являются неотъемлемым дополнением любого музыкального произведения. Однако клипы - явление довольно молодое, возникшее значительно позже как самой музыки, так и кинематографа.

Безусловно, исполнением песен на камеру стали заниматься еще в первой половине XX века. Во многом поспособствовало тому телевидение и различные музыкальные передачи, транслировавшиеся по нему. Подобных примеров можно найти сколь угодно: это зафиксированные на пленку выступления Билла Хейли, Чака Берри, Бадди Холли, ранних The Beatles. И это не считая записи различных концертов.

Бадди Холли на Шоу Эда Салливана, одном из первых музыкальных шоу, которое находилось в эфире с 1948 года.
Бадди Холли на Шоу Эда Салливана, одном из первых музыкальных шоу, которое находилось в эфире с 1948 года.

Но можно ли это все назвать клипами? Думаю, нет. Тогда сперва стоит разобраться с тем, что мы вообще называем музыкальным клипом.

Клип - исполнение песни в видеоформате с последующим применением эффектов, монтажа или с заложенной в видеоряд идеей. И именно этим клипы отличаются от простого "спел на камеру" или от концерта.

Тогда, если мы можем назвать первые примеры обычного исполнения песен на камеру, кто создал именно первый клип? С этим вопросом все гораздо сложнее.

Традиционно прародителем всех видеоклипов считается клип на песню "Bohemian Rhapsody" группы Queen, снятый в 1976 году.

Этот музыкальный клип действительно отличается от всего того, что снимали прежде. И именно он заложил фундамент для последующего развития всей индустрии клипов.

В нем мы видим интересную режиссерскую задумку и множество спецэффектов. Четыре участника группы стоят на темном фоне в полутьме и исполняют песню. Все это чередуется с исполнением композиции на сцене. Планы и ракурсы в клипе постоянно меняются, показывая фигуры участников Queen вместе и по-отдельности. А затем в какой-то момент их лица вообще превращаются в яркие огоньки света и уходят вглубь кадра в бесконечную перспективу.

Кадр из клипа Queen "Bohemian Rhapsody"
Кадр из клипа Queen "Bohemian Rhapsody"

Для того времени такие спецэффекты были новаторскими, и клип на "Bohemian Rhapsody" можно определенно назвать первым клипом с применением особых эффектов. Но не первым клипом вообще.

Практически десятью годами ранее освоили технику создания видеоклипов The Beatles, таким образом, став революционерами не только в музыке, но еще и в создании видео.

Честно говоря, пришли они в клипы из кино. Все мы помним фильмы с их участием: "A Hard Day's Nitht" 1964 года, "Help!" (1965) и их собственный "Magical Mystery Tour" (1967). Все эти кинокартины являлись по большей части мюзиклами, а музыкальные номера битлов в них - клипами, но лишь в составе кино, а не по-отдельности.

Примерно в это же время выходили ролики с исполнением The Beatles своих песен: например, "I Feel Fine", "Help!", "Ticket to Ride","Paperback Writer" и "Rain". Но всех их полноценными клипами опять же назвать нельзя. По большому счету это - юмористические видео, в которых поверх уже наложена готовая композиция, а сами Битлы особо не утруждаются, "исполняя" ее. Так, Ринго Старр в них вместо игры на барабанах просто сидит на полу или крутит педали велосипеда.

-3

А вот видео на песни "Strawberry Fields Forever" и "Penny Lane" уже можно охарактеризовать как настоящие клипы.

В "Penny Lane" мы наблюдаем виды улиц Ливерпуля, задумчиво бродящего по ним Джона Леннона, а также всех битлов верхом на лошадях и их чаепитие на открытом воздухе в стиле XVIII века, где четверка сидит за украшенным подсвечниками столом. Чем не музыкальный клип?

"Strawberry Fields Forever" вообще бы сейчас назвали артхаусом. В нем присутствуют многие сюрреалистические образы: сухое раскидистое дерево, облитое красками пианино и натянутые на него веревки. Дополняет психоделическую музыку перемотка движения задом-наперед и загадочные образы битлов, бегающих по зеленому полю.

В отличие от предыдущих работ, данные видео, снятые в начале 1967 года, гораздо более кинематографичны и неоднозначны в показанных в них образах.

Но, как ни удивительно, на поприще клипов The Beatles опередила другая группа того времени. Причем на целый год. Еще в 1966 The Doors сняли видео на их первый сингл "Break on Through", который чуть позже войдет в их дебютный альбом. Да, по сути это - тоже промо-ролик, снятый с целью продвижения песни. Но обычным исполнением песни на камеру его назвать язык не повернется.

Первый клип The Doors чем-то похож на клип "Bohemian Rhapsody". Точнее, последний на "Break on Through". В нем музыканты так же погружены во тьму, их с разных ракурсов показывают то вместе, то по отдельности, и все это сопровождается умелой игрой с цветом, светом и тенью. Может, это и не полноценный клип, но что-то среднее - не живая запись и что-либо еще точно.

Однако несколькими годами позже, в 1968, The Doors уже самостоятельно сняли музыкальный клип в полном смысле этого слова. Я имею ввиду их "The Unknown Soldier". Данный клип с легкостью можно назвать мини-фильмом с полноценным сюжетом, развитием и драматургией. В нем прекрасно все: задумка, посыл, образность. Не зря его снимали выпускники кинематографического университета Джим Моррисон и Рэй Манзарек. Хромает лишь качество съемки. Но а что вы хотели от любительского видео?

Впрочем это не отменяет тот факт, что это один из первых музыкальных клипов. Но кто же все-таки был первым?

Может, у кого-то это вызовет удивление, но ответ - Боб Дилан. Да, музыкант, который представлял в то время не самый прогрессивный жанр музыки фолк, стал, тем не менее, прародителем всех музыкальных клипов.

Свой клип он снял еще в 1965 году на песню "Subterranean Homesick Blues", которая стала первым треком на первом альбоме из "великой рок-трилогии" Дилана "Bring It All Back Home".

Кто-то клипом данное видео совсем не посчитает, а примет, скорее, за шутку. В нем Боб просто стоит в подворотне одной из нью-йоркских улиц и перелистывает заранее заготовленные листы с некоторыми словами из песни, делая это то вовремя, то невпопад. На фоне можно заметить известного поэта-битника Аллена Гинзберга, разговаривающего с кем-то третьим. И все!

Но я возражу - это клип и ничто другое. "Subterranean Homesick Blues" как раз тот самый пример заложенной в видеоряд идеи. Да, в нем нет каких-либо спецэффектов и даже банального монтажа - весь ролик снят одним статичным кадром. Зато какой интересный концепт заложен в его основе. Бессвязные и отрывочные слова из песни дополняются не более связными карточками с текстом, которые то и дело сбрасывает на пол Дилан. И что это, как не искусство?

Самое настоящее искусство создания клипа - видео, которое, помимо самой песни, несет в себе и другой, дополнительный, смысл. Плюс ко всему этот клип еще и стал одним из первых, что только делает его более ценным.

Фотография с обложки "Bring It All Back Home", 1965
Фотография с обложки "Bring It All Back Home", 1965

А вообще, по правде говоря, отследить точное время появления первого клипа невозможно. Нечто похожее на музыкальные видеоклипы стало появляться практически сразу после появления кинематографа, поэтому вполне возможно, до Боба Дилана возникали и какие-то другие зачаточные формы клипов. Однако доподлинно это, скорее всего, не получится узнать никогда. Концептуальный ролик Боба Дилана - первый громкий пример съемки видеоклипа, поэтому и называют его чаще всего первым. Что больше всего близко к истине: "Subterranean Homesick Blues" - первый представитель музыкального видеоклипа в его современном понимании.

Читайте также:

Несколько моих любимых концертов, которые я бы порекомендовал посмотреть всем!

5 фильмов-концертов, которые я бы порекомендовал посмотреть всем!

История возникновения первых двойных рок-альбомов

"Забриски-пойнт": саундтрек, написанный Pink Floyd, отказ The Doors и другие факты о музыке в фильме Микеланджело Антониони