19 февраля 1980 года погиб вокалист австралийский рок-группы AC/DC Бон Скотт. Для музыкантов его смерть стала неожиданностью, и у коллектива, который трудно было представить без Скотта, имелись все шансы прекратить существование. Похожее случалось, например, с Led Zeppelin и Queen, которые после смерти одного из участников немедленно распались.
Но братья Янги и остальные члены AC/DC, посоветовавшись, решили, что Бон Скотт, будь он жив, хотел бы, чтобы группа продолжила свою деятельность. Поэтому в кратчайшие сроки начался поиск нового вокалиста, и всего через пару месяцев на место Скотта был утвержден Брайан Джонсон - музыкант, известный прежде по работе с британской группой Geordie, которая, впрочем, большой популярности не добилась.
Как это обычно бывает, при смене ведущего вокалиста сильно изменилось и общее звучание группы. Что неминуемо разделило поклонников AC/DC на два лагеря: тех, кто остался верен Бону Скотту, и тех, кто принял нового вокалиста Брайана Джонсона. И в любом другом случае подобные рассуждения со сравнениями фронтменов не имели бы смысла: мало что ли было известных групп, которые меняли своих вокалистов или других участников? В результате таких рокировок музыка коллектива зачастую становится просто другой, не хуже и не лучше.
Но в случае с AC/DC все обстояло немного иначе. До смерти Бона Скотта группа была достаточно популярной, однако после его ухода, уже при Брайане Джонсоне, она пошла еще дальше и порвала все предыдущие представления о популярности, окончательно закрепив за собой статус мирового гиганта рок-н-ролла. Так что по большому счету это была уже другая группа, хоть и практически со всеми теми же музыкантами. Отсюда возникает вопрос: какой же фронтмен AC/DC был лучше, или, по крайней мере, больше соответствовал духу группы?
Казалось бы, тут и отвечать нечего: естественно, первоначальному духу группы соответствовал тот, кто был с ней практически с самого начала, участвовал в формировании ее музыкального облика, то есть Бон Скотт. И большинство поклонников AC/DC, думаю, считают также.
Однако Брайан Джонсон является вокалистом AC/DC с 1980 года по наши дни, то есть даже больше, чем прожил сам Бон Скотт, и просто так отметать его как то, что было "после", мне кажется несправедливо. Поэтому я бы хотел остановиться на обоих фронтменах поподробнее и, сравнив их по различным критериям, выявить, в чем себя лучше показал Бон Скотт или же, наоборот, Брайан Джонсон.
Голос
Разумеется, основное, на чем сконцентрировано внимание при рассмотрении любого вокалиста, это его голос. И по части Брайана Джонсона стоит, наверно, отметить сразу: я считаю его кандидатуру на место Бона Скотта лучшей из возможных. Каждый, кто слушает музыку AC/DC, скажет, что их голоса действительно максимально похожи, и более органичной и безболезненной замены, скорей всего, было не найти.
Брайан Джонсон очень удачно вписался в музыкальный стиль группы и насколько возможно сумел повторить уникальную манеру исполнения Бона Скотта, так что его новый голос никак не резал уши на фоне старого, а даже наоборот - смотрелся как логичное продолжение вокальной линии Скотта.
Но Бон Скотт на то и неповторимый вокалист, что полностью приблизиться к его голосовым характеристикам нереально. Оттого для истинных фанатов AC/DC его вокал всегда будет на первом месте, чуточку приятнее и роднее.
Оба фронтмена пели примерно в одном ключе: высоким скрипучим голосом, на пределе голосовых связок. Однако если у Бона Скотта этот скрип выходил естественным, словно это и был его обычный голос (который, к слову, нравится мне куда меньше намеренно завышенного), то в пении Брайана Джонсона чувствовалась некая натужность, тяга к подражанию, ведь в период Geordie Брайан пел вполне себе своим собственным голосом (который, наоборот, кажется мне красивее, чем его последующий), а тут был вынужден подстраиваться под стиль исполнения, изобретенный предыдущим вокалистом.
Также у Скотта подо всем этим верхним регистром имелась довольно мощная основа, которая и придавала его звучанию особой глубины. Вообще, в голосе Бона присутствовала некая искорка, перчинка, которая мгновенно преображала любую песню. Вокал Джонсона тоже не был лишен мощи, но Брайан часто уходил совсем в фальцет, что иногда превращало его пение в своего рода пародию на исполнение Скотта.
Сценический облик
Еще одна основополагающая характеристика любого фронтмена - то, как он выглядит на сцене.
Бон Скотт буквально источал харизму. Несмотря на высокий голос и длинные волосы, выглядел он максимально мужественно, и благодаря этому сценический образ группы периода 70-х дополняла особая брутальность. Часто выступая с голым торсом и обнажая свои многочисленные татуировки, Бон Скотт давал понять, что он настоящий мужчина: твердый и несгибаемый, готовый сразить наповал своей бешеной энергией.
Брайан Джонсон был в этом немного попроще. Такой же атлетической фигурой, как Скотт, он не обладал, поэтому выступал чаще всего в простой майке, джинсах и, конечно же, своей любимой кепочке. Незатейливый прикид, фигура, а также черты лица пробуждали в зрителях при виде Брайана не чувство адреналина, а, скорее, умиление, так как в нем проявлялся образ такого простого рубаха-парня, давно знакомого тебе приятеля.
Согласитесь, подобный облик немного диссонирует с той музыкой, которую играют AC/DC. Впрочем, обладать соответствующим внешним видом еще мало. Гораздо важнее то, как ты им распоряжаешься, ведешь себя на сцене.
Поведение на сцене
При всей, казалось бы, его импульсивности, Бон Скотт энергию на сцене особо не расточал. Он был статичен, передвигался не так уж быстро, делал четкие выверенные движения. Но в этой статике и заключалась вся его сила: с несколькими основательными движениями он мог предстать эффектнее, чем другие с сотней быстрый и беспорядочных. В момент пения Скотт, словно статуя, замирал в одной позе, полностью концентрируясь лишь на своем голосе.
Чего нельзя сказать о Брайане Джонсоне. Во время исполнения он ведет себя уж больно дергано и нестабильно, все его тело словно сжимается в конвульсиях. Передвижения же по сцене выглядят более стремительными и суетливыми. Тут, в принципе, каждый вправе решать сам, что для него лучше. Лично мне же поведение Бона Скотта на сцене кажется более убедительным.
Авторство песен
Как и многие вокалисты, оба фронтмена AC/DC выступали авторами или соавторами песен группы, в той или иной степени внося в них свою лепту. Бон Скотт писал тексты для композиций с самого начала своего пребывания в коллективе. Брайан Джонсон тоже быстро включился в работу, и благодаря ему альбом "Back In Black", который уже был наполовину сочинен к моменту гибели Бона Скотта, заметно преобразился и стал содержать такие знаковые для AC/DC песни как "Hells Bells" и "You Shook Me All Night Long".
Но Бон Скотт обладал особым талантом автора. Из-под его пера выходили действительно оригинальные и интересные истории, которые затем облачались в музыкальную форму. Взять хоть его знаменитую "Whole Lotta Rosie", в которой Скотт описал личный опыт пребывания в постели со 100-килограмовой девушкой из Тасмании. Или же довольно необычный концепт в "Let There Be Rock", содержащий отсылки на момент из Библии про сотворение мира. Любил Скотт и насыщать свои песни разного рода деталями и отсылками к собственному прошлому, как, например, в "Highway To Hell", где та самая "дорога в ад" - всего лишь название шоссе в Австралии, ведущего к одному из любимых баров Бона.
Музыка
Говоря о вкладе вокалистов AC/DC в написание песен, нельзя не упомянуть и общее музыкальное направление группы в тот или иной период, в которое вписывались ее фронтмены, хоть к инструментальному звучанию они особого отношения не имели.
Творчество AC/DC 70-х - настоящее буйство красок хард-рока и хэви-метала. При том что из года в год парни выпускали плюс-минус одну и ту же музыку - крепко сбитый альбом с зубодробительными риффами - эта музыка, или обычный утяжеленный рок-н-ролл, как называли ее сами AC/DC, била точно в цель и выполняла свою главную функцию: несла в себе огромный заряд драйва и веселья. Большего было и не надо, миссия группы состояла в том, чтобы создавать простые тяжелые песни без всего лишнего.
Хотя даже так AC/DC росли от альбома к альбому и к концу 70-х подарили миру несколько шедевров, которые сильно повлияли на все дальнейшее развитие хэви-метала: "Let There Be Rock", который стал самым удачным воплощением тяжести и мощи группы того периода, и "Highway to Hell", который подвел итоги всему прошедшему десятилетию и окончательно выкристаллизовал всю суть творчества AC/DC на одной пластинке. Музыка группы 70-х кажется мне более дерзкой, ершистой и по-настоящему рок-н-рольной, чем она стала после. Нет нужды говорить, что Бон Скотт являлся неотъемлемой частью этой музыки, которая смотрелась с ним цельно и органично.
В 80-х же, с приходом Брайана Джонсона, некогда безапелляционный хард-рок начал все больше становится приглаженным, в общем тяготеть к попу. Особняком еще стоит первый альбом с Джонсоном "Back In Black", который как минимум наполовину содержал в себе отголоски эры AC/DC 70-х, но после "For Those About to Rock (We Salute You)" группа начала все больше отдалятся от той музыки, которую она когда-то выпускала. Говорил об этом и коммерческий успех коллектива: если в 70-х он развивался по нарастающей, то после 1981 года каждый последующий альбом продавался все меньше и меньше, кроме разве что "Razor's Edge" 1990 года, на некоторое время возродившего группу.
Однако, как ни парадоксально, по популярности AC/DC 80-х на голову превзошла саму себя из предыдущего десятилетия. Взять тот же "Back In Black", который вознес коллектив до небес и до сих пор некоторыми рассматривается как magnum opus AC/DC. Альбом разошелся бешеным тиражом и на данный момент занимает 3 место по количеству проданных копий и 4-е по популярности среди альбомов всех времен. Хотя неизвестно, была бы эта пластинка столь успешна, если бы не гибель Бона Скотта, который подготовил благоприятную почву для ее будущего взлета.
Заключение
Итак, по итогу может показаться, что выводы по каждому критерию сделаны мной далеко не в пользу Брайана Джонсона. И по большому счету так оно и есть: я не скрываю, что фигура Бона Скотта и творчество AC/DC 70-х импонируют мне больше. Таким образом, именно Бон Скотт, по мне, больше соответствовал первоначальному духу группы.
Но делает ли это Брайана Джонсона плохим фронтменом? Конечно же, нет. Безусловно, останься Бон Скотт жив, в будущем мы бы увидели совсем других AC/DC. Однако он умер, и это было никак не изменить. Поэтому кто бы ни пришел на его место, он очевидно не сравнился бы с фигурой Скотта. Хотя, как я уже говорил, для меня кандидатура Брайана Джонсона лучшая из возможных. На свободное место вокалиста, например, рассматривался Нодди Холдер, и, при всем уважении к нему, в этом случае получился бы какой-то Франкенштейн из AC/DC и Slade.
Брайан Джонсон же не только органично вписался в новую для него группу, но и стал максимально точной заменой Бону Скотту, при этом не лишенной индивидуальности. И пусть он уступал своему предшественнику в некоторых моментах. Зато именно Брайан Джонсон подарил нам возможность снова наслаждаться творчеством AC/DC, слушать живьем ее старые хиты и с нетерпением ждать новые.
Читайте также:
Сольная карьера битлов после распада группы - у кого она удалась лучше?
Творчество Queen какого периода лучше: 70-х или 80-х? Для меня ответ очевиден!
Десять вокалистов, которые брали больше не голосом, а своей харизмой