Найти в Дзене
Автокультура CARAKOOM

Погрузчик контейнеров из СССР, который производил автобусный завод КаВЗ

Глядя на фотографии этого транспортного средства, сложно предположить, что его разработали и производили в Советском Союзе, да еще и на всем известном Курганском автобусном заводе, который выпускал пухлые автобусы на шасси грузовиков ГАЗ.

Я уверен, что многие из вас никогда не слышали об этом агрегате. Поэтому надо бы рассказать про него подробнее.

Если не знаешь, то даже назначение его определить достаточно сложно. Это супер-эвакуатор? Нет! Может, кран? Нет. Перегружатель баллистических ракет дальнего следования? Тоже нет!

Всё проще. Перед нами необычный портовый погрузчик.

В начале 70-ых годов ХХ века ГСКБ львовского завода «Автопогрузчик» (впоследствии ОАО «Автовантажмаш») приступило к разработке тяжелых портовых погрузчиков, предназначенных для выгрузки, штабелирования и перевозки морских 20-футовых контейнеров массой не более 25 тонн.

Первый опытный образец построили в 1976 году, а годом позже были утверждены все технические условия и присвоен индекс «7806».

Обратите внимание на то, что передние колеса сдвоенные, как и задние
Обратите внимание на то, что передние колеса сдвоенные, как и задние

Производство было поручено Курганскому автобусному заводу. Но было бы нечестно называть именно его производителем погрузчика.

Фактически, КаВЗ делал то, что происходит на отверточном производстве иномарок в России. То есть он лишь собирал погрузчики из готовых элементов.

Изготовлением всех оригинальных крупных металлоконструкций (рама шасси, погрузочные захваты) занимался Курганский завод колесных тягачей.

Опоры с правой стороны предназначены для предотвращения переворота во время подъема контейнера
Опоры с правой стороны предназначены для предотвращения переворота во время подъема контейнера

При этом большая часть элементов шасси была унифицирована с серийно производившимися в стране грузовиками и тракторами.

Этот список включал двигатель, гидромеханическую трансмиссию, рулевое управление, тормозную систему, а также оборудование кабины.

Но вы вряд ли можете это сказать, просто глядя на фотографии КаВЗ-7806. Выглядит он очень необычно.

Механизм привода подъемника - цепной
Механизм привода подъемника - цепной

Вот как он работает. Погрузчик подъезжает сбоку от грузовика с контейнером.

Чтобы зафиксировать положение погрузчика по правому борту выдвигаются четыре гидравлические опоры.

Они помогают предотвратить опрокидывание машины во время подъема контейнера.

Далее рабочий орган погрузчика зацепляет контейнер сверху и поднимает его над грузовиком.

Специальные зажимы рабочего органа погрузчика способны автоматически зафиксировать контейнер.
Специальные зажимы рабочего органа погрузчика способны автоматически зафиксировать контейнер.

Это еще не всё. Потом подъемник задвигается внутрь погрузчика, погружая тем самым контейнер на специальные площадки.

Далее остаётся просто довезти контейнер до места разгрузки и проделать все операции в обратном порядке.

А теперь я хочу, чтобы вы посмотрели на фотографию ниже. Ввиду компоновочных решений силовая структура погрузчика имеет П-образную форму.

Могу представить, сколько головной боли это доставило конструкторам.

Передняя и задняя часть погрузчика соединяются лишь с одной стороны.
Передняя и задняя часть погрузчика соединяются лишь с одной стороны.

В 1980 г. была выпущена единственная опытно-промышленная партия из 5 погрузчиков.

Потом было небольшое затишье, но их штучный выпуск удалось возобновить в XII пятилетке.

В 1988 году, после проведенной модернизации, погрузчикам был присвоен индекс КАвЗ-7816. Тогда же, в 1988 году, был собран первый образец модернизированного погрузчика.

Модернизированный погрузчик модели 7816.
Модернизированный погрузчик модели 7816.