Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала. Наверное каждый ездил на старых вагонах в метро и замечал, что в каждом вагоне зачем-то размещено по кабине машиниста с одной стороны. Из этой статьи вы узнаете, зачем была нужна такая мера и почему в новых метровагонах от такого решения избавились.
Какие вообще бывают вагоны
Эта статья рассчитана на массовую аудиторию, поэтому считаю нужным немного рассказать о составности любого электропоезда (мотор-вагонного подвижного состава), к коим относятся и поезда метро, а также привычные электрички, «Ласточки», «Сапсаны», «Аллегро» и дизель-поезда. Правда последние уже не электропоезда, но всё ещё мотор-вагонный подвижный состав (МВПС).
Итак, любой МВПС состоит из трёх типов вагонов: головной (находящийся в начале и конце состава, имеет кабину управления), моторный (имеющий тяговый двигатель) и прицепной (не имеющий тягового двигателя). Также есть ещё такое понятие, как промежуточный - это любой вагон, находящийся между головными вагонами.
На примере электрички ЭД4М: первый вагон является головным прицепным, второй вагон (имеет токоприёмник на крыше) является моторным промежуточным, а третий вагон - прицепным промежуточным. Четвёртый снова моторный и так далее.
Пример приведён именно с электричкой, поскольку получается нагляднее. Вряд ли вы увидите токоприёмник для контактного рельса у вагона метро. С особенностями мотор-вагонного подвижного состава разобрались, теперь перемещаемся в метро.
Зачем нужна кабина в промежуточных вагонах метро?
Начать стоит с того, что эта особенность есть только у старых метропоездов, ныне курсирующих в подземке некоторых городов России. Речь идёт о вагонах типа Е, а конкретно Ем, Еж и Еж1. В Петербургском метрополитене Ем сейчас можно встретить только на первой (красной) линии.
Кабина в промежуточных вагонах была отделена от пассажирского салона перегородкой с дверью по центру с окном. К слову окно это почти всегда заделывалось, чтобы машинист не отвлекался от управления. В более поздних версиях окно и вовсе убрали.
Размещали в таких кабинах всё нужное оборудование для управления составом: контроллер машиниста, кран машиниста (для управления тормозной системой), пульт управления и стояночный (горный) тормоз.
Решение размещать кабину в каждом вагоне было принято ещё в 30х годах прошлого столетия при производстве вагонов для Московского метрополитена. Планировалось, что таким образом можно будет легко формировать и изменять составность поездов исходя из колебаний пассажиропотока.
Однако получилось так, что на практике такую возможность попросту почти никогда не использовали, исключения составляли периоды, когда не хватало классических головных вагонов. В итоге в более новых метропоездах кабины в промежуточных вагонах больше не размещались.
Таким образом было сэкономлено пространство в вагонах, которое можно было отдать под размещение сидячих мест, ну и к тому же, увеличилась площадь, на которой можно толпиться стоять.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
Читать далее:
• Почему российский высокоскоростной поезд «Сокол - 250» так и не поехал и был заменён «Сапсанами»?
• Почему машинисты в некоторых случаях специально не тифонят, если видят человека на путях?
• Разбираемся, что реально будет, если нога окажется зажатой в железнодорожной стрелке