Найти в Дзене
SpaceForYou

Як-42. Дедушка МС-21

"Коль в непогоду не летают самолёты не беда,
"Илы" не могут, а "Яки" да."- Сергей Минаев.

Не знаю как вы, друзья, но я видя редкие Як-42 в аэропортах нашей Родины всегда смотрю на этот самолет с каким-то необъяснимым теплом, наверное потому, что эта машина является живым напоминанием той славной эпохи отечественной авиации, которая от нас ушла , а может быть мне просто симпатичен этот самолет. Я не знаю.

Изначально, Як-42 создавался для того, чтобы заменить на региональных линиях бывалый Ту-134, который будучи глубокой модернизацией Ту-124 уже не отвечал требованиям времени по экономичности и дальности перелета.

Кроме того, КБ Яковлева стремилось повторить успех малого Як-40, который оказался удачной машиной и поставлялся на экспорт во многие западные страны.

Самолет получил некоторые технические решения, которые впервые были опробованы в отечественной авиации. Например, машины, направляемые на экспорт имели экипаж из двух пилотов, а три двигателя Д-36 позволяли произвести взлет даже при отказе одной из силовых установок.

Также, двигатели самолета не имели реверса, чему способствовала развитая механизация крыла, а также низкая скорость захода на посадку.

Как и Як-40 самолет мог использоваться на слабо подготовленных аэродромов, а потому имел откидывающийся трап в хвосте, работающий от резервной гидросистемы.

Первый полет Як-42 совершил в 1975, а в серию самолеты пошли уже в 1980.

Красив...
Красив...

И все бы у самолета было хорошо, если бы не дурацкая авария, которая произошла в 1982 году. когда привод резьбы стабилизатор оказался спроектирован неверно, подвержен повышенному износу и разрушился в ходе полета.

К слову, аналогичную ошибку на MD-83 впоследствии совершили и американцы, однако в с 1982 все полеты Як-42 были остановлены, а производство поставлено на паузу.

Прошло 2 года, прежде чем конструктивную ошибку нашли и исправили, однако это стоило самолету больших репутационных потерь, да и счастливое время для советского авиапрома подходило к концу, наступали 90-е.

-3

В 1987 была представлена модификация Як-42Д, этот самолет уже по всем параметрам ничуть не уступал западным аналогам того времени.

Что было с гражданской авиацией в 90-е вы и сами знаете. Нет нужды об этом писать, но именно Як-42 сумел пережить сложные времена успешнее других отечественных самолетов, оставаясь на гражданских линиях.

Все попытки КБ Яковлева модернизировать машину и начать поставки на экспорт претерпели неудачу. Так, представленный в 1993 году Як-142 не нашел заказчиков. Западные авиакомпании к тому времени работали с машинами привычных марок и резона для пересадки на советский Як не видели.

В России, до середины 2000-х до новых самолетов дела никому не было, а после, Як-42 уже перестал отвечать современным требованиям эксплуатации.

-4

Но есть в этом самолете и еще один аспект. Дело в том, что Як-42 является дедушкой современного МС-21. Да, не удивляетесь, ведь МС-21 проектируется с учетом наработок по проекту Як-242, самолета, который был глубокой модернизацией Як-42.

Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉