Часть I тут
Посмотрел, на стажера. Тот сидел тихо вздыхая. Подъехали на загрузку. Спрашиваю:
– Ну что попробуешь ходку нарисовать?
– Пока не готов!
Работа продолжалась, счетчик отсчитывал выполненные рейсы.
Когда увидел что стажер пришел в себя. Передал ему руль. Поехали. При погрузке машинист экскаватора подает звуковые сигналы:
«Стоп» — один короткий.
Начало погрузки: – Два коротких. Один длинный начало движения, после загрузки.
Ковш завис в воздухе машина начала движение под загрузку.
Что там происходило я не видел, но с первого раза не получилось четко встать под загрузку. Второй тоже . На третьем прозвучал сигнал стоп. И мы почувствовали что взлетаем в воздух. Машинист поддел ковшом машину и поставил ее на положенное место. В кузов ухнула порция вскрыши. Поехали. Ехали медленно.
– Быстрее, на подъем надо заходить с запасом скорости.
– Иначе нас сейчас все начнут обгонять, а я этого не люблю.
Вот и отвал. Не доезжая метра три до бровки, выгрузились. Делаю замечание. Так как появляется опасность вы хвать порцию "комплементов" от бульдозериста, "директора" отвала .
Сажусь за руль. Вижу стажер обиделся. Начинаю движение и комментирую каждый свой шаг, так как учили меня когда стажировался. Особенно обращаю внимание на подъезд под погрузку.
– Нужно открыть дверь и высунувшись смотреть на борт кузова, подгонять машину так, чтобы были видны только зубья ковша. И главное не бояться.
Учение подействовало стажер начал выполнять работу более уверенно. Подходило время обеда. В обед в карьере будет взрыв. Поступает команда всем грузится рудой. Спускаемся на самое дно карьера грузимся. Поехали. Стажер выруливает машину к столовой.
По обедали, ел стажер плохо. Нужна привычка. Проверяем машину, доливаем масло в дизель. Воду в радиатор. Теперь к ТЗ (Топливо заправщик) заливаем топливо. Поехали. По дороге рассказываю стажеру. Почему в мороз нужно заправляться чаще.
Это случилось когда я только начинал работу на БелАЗ. Работа была плотная, хороший забой, опытный машинист вот и молотили рейсы без остановки. Ведь я ехал на север за деньгами, а не за запахом тайги. Короче в конце смены оказался почти пустой бак, емкостью 400 литров. ТЗ стоял на отвале. Заливаю полный бак, а мороз - 40. Поехал. Но не долго, дизель начал бубнить, а затем вообще заглох. Оказалось что холодное топливо попало в насос и образовалась воздушная пробка. Зажигаю факел грею фильтры, Ручной помпой прокачиваю. Окончилось все отмороженными руками. Но дизель заработал. С тех пор заправляю машину два раза за смену. Вот и поселок. Стажера отпускаю домой. Уходит без спора. Тяжело вдвоем в тесной кабине. Смотря в спину удаляющегося от машины стажера, подумал вот и родился новый Белазист.
Машина сорвавшись с места продолжила свой бег.