Обычная рабочая смена, Подъем в шесть утра. Полтора км пешочком до автобазы. Мороз под сорок идешь а снежок под ногами так и хрустит. Лепота! К семи часам ( Не важно, день или ночь) уже в автобазе. Беру путевку и тут новость. Стажер. Стоит дядька лет под сорок , а мне 30. Проходим медосмотр, Машина должна быть в автобазе. Значит в автобусе 30 км трястись не надо. Уже хорошо. Идем молча к Белазовскому боксу. Машина на месте. Напарник увидев мужика, сразу понял что это стажер, улыбнулся и сказал:
– Да отпусти его домой пусть к концу смены приходит. Но мужик попался упертый, нет я хочу попробовать, мне ведь работать надо. Выруливаем с автобазы, механик по выпуску знакомый, не глядя подписывает путевой лист. Стажер сел на свое сидение, я за руль. Спрашиваю:
– Работал уже или в первый раз?
– Сегодня первая смена, после рем-бокса. Поехали.
Рассказываю где, что, по чем. Показываю.
– Да что ты меня учишь, я водитель первого класса, с двадцати летним стажем!
Ответил стажер. Останавливаю.
– Садись за руль.
Эта процедура не простая для тесной кабины. Выходить надо обеим. и только потом, грузимся в обратной последовательности. Поехали. БелАЗ бодро побежал по накатанному насту дороги. Рулил стажер уверенно. Только я замечал что на подъемах когда надо было переходить на низшую передачу, ногой искал педаль сцепления, такой педали на БелАЗ нет. Через полчаса были в карьере.
– Кушать хочешь?
Спросил я.
– Да, ответил стажер. Подрулили к столовой.
Ел стажер хорошо, две порции блинов тупо упали в желудок запиваемые бесплатным молоком Я попил просто чай, завтракал дома. Получаем наряд . Вывоз вскрыши в отвал . Экскаватор №8 седьмой горизонт, расстояние 3,5 км, значит надо делать 35 рейсов. Сажусь за руль. Поехали.
Спускаемся к экскаватору. Идет пересмена, собирается шесть машин. Полный ковш плавно взмывает в верх. И тут же под него плавно подкатывает машина. Застучали камни по кузову машину качало в разные стороны, а что бы она не убежала, нога нажимала на тормоз. Сигнал и машина срывается с места набирая скорость по прямому горизонту и на скороси врывается на подьем серпантина, визжа турбинами дизеля. В это время ее начинает валить с одного бока на другой. Так как кабина находится высоко над землей, ощущение не очень приятное, кажется что сейчас опрокинется. На подьеме не большой отдых. Врываемся на отвал, перед самой бровкой вираж, задняя передача, еще задниее, колеса не коснулись бровки, кузов на подьем. Когда последние камни летят в отвал, кузов на опускание и в карьер. Когда кузов еще в верху, хорошо видно есть ли камни между колес. На ходу кузов глухо падает на свое место. Карусель закрутилась. Смотрю на стажера. Сидит бледный молчит, видимо блины просятся наружу.
Второй рейс повторил первый, а вот на третьем рейсе возникли проблемы в кузов был загружен негабарит, это такой камешек около 7 тонн веса. Такие камни надо взрывать, но часто их грузят в машину, так как они сильно мешают работе экскаватора.
Машинист предупреждает что в кузове негабарит. Поехали. Машину накренило на одну сторону. Ощущение скажу не очень приятное. Доползли до отвала. Объясняю стажеру как надо выгружать такой камень. Он молчит. К бровке отвала не лезем, а выруливаем вон к тому месту где завал. Кузов пошел на подьем. Посыпались покидая кузов камни, в месте с ними пошел и негабар. Покидая кузов он сильно стукнул по краю кузова. БелАЗ встал на дыбы, передние колеса оторвались от земли. А потом плюхнулись на место. Кузов на опускание и в яму (так мы называли карьер).