Найти тему
Духовные зерна

Причины духовной опустошенности и подавленности

У каждого человека бывают моменты, когда различные неблагоприятные обстоятельства, словно сговорив­шись, накладываются друг на друга, превращая его жизнь в непроглядную кромешную тьму. При этом всё теряет смысл и значение. Ничто не радует. То, что раньше заполняло собой будни, - блекнет и перестаёт интересовать, становясь никчемным и опостылевшим. Что-то подобное может возникать и в глубоких тайниках сердец христиан, протекая у всех по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей той или иной личности. Такое состояние называют «тёмной ночью души», или духовной опустошённостью, применяя этот термин для описания тех периодов в жизни верующих людей, когда Бог, как им кажется, скрывает от них Своё лицо и удаляется. В это время не только христианство, но и сама жизнь теряет для них ценность и значимость.

Причин для появления такой подавленности и духовной опустошённости у верующих очень много.

Рассмотрим основные:

1. Потеря первой любви к Господу. У одних христиан она угасает через земные заботы и плотские интересы. У других охладевает в ре­зультате честолюбия и духовного высокомерия, как это произошло в случае с ефесянами (см. Отк. 2:4). Сначала любовь немного охладевает, а потом возникает тёплость, которая со временем заканчивается духовной смертью, как это было с Сардийской церковью. Для того чтобы избежать такого печального конца, необходимы вновь и вновь повторяю­щиеся раскаяния, благодаря которым первая любовь к Христу обновляется и таким образом сохраняется. Именно поэтому обращённые к ефесянам слова из вто­рой главы Книги Откровение «Покайся и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» относятся в равной степени и к каждой душе, утратившей свою пер­вую любовь или испытывающей духовное охлаждение. Ведь когда мы перестаём гореть и светить, то быстро превращаемся в ненужный подсвечник, который лишь место занимает, как это было с бесплодной смоковницей (см. Лк. 13:7).

2. Духовная опустошённость возникает также и как следствие жизни без смысла и истинных целей. Если человек живёт только для себя, исполняя свои желания и прихоти или служа ложным ценностям, то в конце пути испытывает внутреннюю пустоту и разочарование.

3. Неверие, сомнения, ропот, недовольство и постоянная неудовлетворённость своей жизнью также опустошают душу. Ярким примером возникшего по этим причинам духовного опустошения является израиль­ский народ, который был избавлен от тяжёлого египетского рабства. Являясь свидетелями явленных им Богом многочисленных чудес, израильтяне, тем не менее, не переставали роптать, жало­ваться и возмущаться, навлекая на себя Божий гнев. Несмотря на то, что они были спасены, прощены и окру­жены заботой Небесного Отца, всё же шли в никуда и напрасно проводили жизнь, будучи отрезанными от пол­ноты Божьих благословений. Эти люди обрекли себя на пребывание в пустыне, оставаясь до конца дней духовно сухими, несчастными, вечно неудовлетворёнными, ото­рванными от обещанной им обетованной земли. И хотя они не были отвергнуты и оставлены Богом, их жизнь сводилась к простому существованию, хождению по кругу и мечтам о том, чему не суждено было осуществиться.

4. Ещё одной причиной духовной опустошённости яв­ляется постоянная изматывающая нас суета, которой мы отдаём себя, погружаясь с головой. В заботах о пропитании, жилье, работе, зарплате, одежде и многом другом, необходимом для жизни, мы, словно «белка в колесе», носимся, носимся, носимся... Все наши мысли вращаются вокруг дома, хозяйства, машины, оплаты счетов, отдыха и развлечений, а молитвы концентри­руются на нуждах, просьбах, здоровье, трудностях, желаниях и многом другом. Само собой разумеется, что работа и попечение о семье и собственном теле не яв­ляются грехом. Как раз наоборот. О важности и необходимости этого в Священном Писании сказано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Мы обя­заны трудиться, потому что даже первого человека Адама Бог поместил в Эдемский сад именно для того, чтобы он его возделывал. Вопрос здесь в другом: на каком месте стоит у нас забота о нашей тленной плоти и на каком - попечение о своей бессмертной душе?

5. Опустошает души христиан и чрезмерное увлечение тем, что способно удалять нас от Господа. К таким вещам можно отнести телевизор, компьютер, интернет, светские романы, художественные фильмы (особенно мелодрамы и сериалы), всевозможные путешествия и экскурсии, неразборчивое прослушивание различных проповедей и очень сомнительных свидетельств, выискивание на Ютубе разной вредящей духовному со­стоянию информации, после ознакомления с которой теряется мир, душевный покой и упование на Господа, появляются тревоги, страхи и преждевременные пере­живания по поводу событий, которые могут вообще не произойти. Ведь какой духовной пищей мы питаем свою душу, о том потом думаем, размышляем и переживаем. Подобные увлечения верующих людей говорят о любви к миру и характеризуют их печальное духовное состояние. Проявляется это заигрыванием с миром, не­скрываемым интересом к нему, подражанием в поведении, одежде, разговорах, манере общения и так далее. Жажда близости с Господом вытесняется желанием об­щения с миром. Размышления о небесном заменяются размышлениями о земном. Вместо служения Богу на­чинается мирская жизнь с отдачей себя тому, что она в избытке предлагает.

6. Следующей причиной духовного опустошения яв­ляется повторяющееся проявление непослушания Богу. Покаяние, освящение и очищение жизни от гре­ха делает нас истинными детьми Божьими, которым должно быть свойственно послушание. В духовной жизни подобный разлад с Господом проявляется в том, что мы перестаём слышать голос Духа Святого, Который предостерегает и увещевает нас в нашем земном хождении. Потеряв способность слышать голос Божий, мы теряем ориентацию, сбиваемся с пути истины, совершаем ошибку за ошибкой и рано или поздно превращаемся в опустошён­ные духовные развалины.

7. Духовная опустошённость возникает порой у тружеников Божьих, если их служение на протяжении многих лет не приносит плода и явно видимого ре­зультата. Печаль, сомнения, уныние и разочарование ломает их души, побуждая всё бросить и уехать куда-ни­будь подальше от глаз тех, для кого они не сумели стать помощью, благословением и духовным авторитетом. Мучительные размышления о напрасно прожитых годах жизни, неосуществившихся планах и намерениях ввергают их в глубокую пропасть отчаяния. Среди христиан много и таких, которые безуспешно стараются узнать своё предназначение, однако Господь не открывает им этого по той лишь причине, что они не исполняют того, что им уже известно, - не стремятся жить чистой и праведной жизнью. Если мы не живём правильно в своей повседневной жизни теперь, то не стоит надеяться на благословенное служение в будущем, потому что Бог использует только тех, кто на данный мо­мент исполняет призвание быть святым в своих делах и поступках (1 Пет. 1:15).

8. К появлению подавленности и опустошённости души приводят также долго не исполняющиеся желания и мечты, подтверждением чему могут быть слова Священного Писания: «Надежда, долго не сбываю­щаяся, томит сердце, а исполнившееся желание – как древо жизни» (Прит. 13:12).

9. К духовному опустошению приводит недостаток или полное отсутствие духовной пищи, что наблюдалось и во времена Иисуса Христа. У иудеев было много духовных учителей: священников, раввинов, законников, книжников и других духовных лидеров, однако, когда простые люди собирались вокруг Иисуса, Ему приходилось «учить их много», потому что при всех слышимых ими в синагогах поучениях они не знали эле­ментарных азов истинной веры и были, как овцы, не имеющие пастыря (см. Мк. 6:34). Именно так происходит и в наши дни. Чуть ли не в каждой христианской об­щине есть проповедники, дьяконы, пасторы и другие служители, которые учат высоким материям, преподают отвлечённые знания и рассказывают интересные факты, а их рядовые члены не знают самых необходимых основ практического христианства и вынуждены на стороне (часто в Ютубе) находить для себя необходимую для их душ духовную пищу.

10. К появлению духовного опустошения ведёт также замедление или полное прекращение духовного роста. В следовании за Господом стоячего положения не бывает. Если мы духовно не растём и не идём вперёд, то непременно скатываемся назад или начинаем «ходить по кругу». При этом может казаться, что мы всё же хоть медленно, но идём, однако в действительности остаёмся на месте. Именно такое состояние является типичным для современных христиан. Время первой любви и связанной с ней эйфории у них быстро проходит, и они на­чинают влачить жалкое номинальное христианство, не приносящее радости ни им, ни Богу.

Из книги Людмилы Плетт "Имеющие вид благочестия" (публикуется с разрешения автора)

Реклама: Книги душепопечителя и миссионера Людмилы Плетт вы можете приобрести на сайте: livewaters.ru

Обложка книги Л. Плетт "Имеющие вид благочестия" (на правах рекламы)
Обложка книги Л. Плетт "Имеющие вид благочестия" (на правах рекламы)