У каждого человека бывают моменты, когда различные неблагоприятные обстоятельства, словно сговорившись, накладываются друг на друга, превращая его жизнь в непроглядную кромешную тьму. При этом всё теряет смысл и значение. Ничто не радует. То, что раньше заполняло собой будни, - блекнет и перестаёт интересовать, становясь никчемным и опостылевшим. Что-то подобное может возникать и в глубоких тайниках сердец христиан, протекая у всех по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей той или иной личности. Такое состояние называют «тёмной ночью души», или духовной опустошённостью, применяя этот термин для описания тех периодов в жизни верующих людей, когда Бог, как им кажется, скрывает от них Своё лицо и удаляется. В это время не только христианство, но и сама жизнь теряет для них ценность и значимость.
Причин для появления такой подавленности и духовной опустошённости у верующих очень много.
Рассмотрим основные:
1. Потеря первой любви к Господу. У одних христиан она угасает через земные заботы и плотские интересы. У других охладевает в результате честолюбия и духовного высокомерия, как это произошло в случае с ефесянами (см. Отк. 2:4). Сначала любовь немного охладевает, а потом возникает тёплость, которая со временем заканчивается духовной смертью, как это было с Сардийской церковью. Для того чтобы избежать такого печального конца, необходимы вновь и вновь повторяющиеся раскаяния, благодаря которым первая любовь к Христу обновляется и таким образом сохраняется. Именно поэтому обращённые к ефесянам слова из второй главы Книги Откровение «Покайся и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» относятся в равной степени и к каждой душе, утратившей свою первую любовь или испытывающей духовное охлаждение. Ведь когда мы перестаём гореть и светить, то быстро превращаемся в ненужный подсвечник, который лишь место занимает, как это было с бесплодной смоковницей (см. Лк. 13:7).
2. Духовная опустошённость возникает также и как следствие жизни без смысла и истинных целей. Если человек живёт только для себя, исполняя свои желания и прихоти или служа ложным ценностям, то в конце пути испытывает внутреннюю пустоту и разочарование.
3. Неверие, сомнения, ропот, недовольство и постоянная неудовлетворённость своей жизнью также опустошают душу. Ярким примером возникшего по этим причинам духовного опустошения является израильский народ, который был избавлен от тяжёлого египетского рабства. Являясь свидетелями явленных им Богом многочисленных чудес, израильтяне, тем не менее, не переставали роптать, жаловаться и возмущаться, навлекая на себя Божий гнев. Несмотря на то, что они были спасены, прощены и окружены заботой Небесного Отца, всё же шли в никуда и напрасно проводили жизнь, будучи отрезанными от полноты Божьих благословений. Эти люди обрекли себя на пребывание в пустыне, оставаясь до конца дней духовно сухими, несчастными, вечно неудовлетворёнными, оторванными от обещанной им обетованной земли. И хотя они не были отвергнуты и оставлены Богом, их жизнь сводилась к простому существованию, хождению по кругу и мечтам о том, чему не суждено было осуществиться.
4. Ещё одной причиной духовной опустошённости является постоянная изматывающая нас суета, которой мы отдаём себя, погружаясь с головой. В заботах о пропитании, жилье, работе, зарплате, одежде и многом другом, необходимом для жизни, мы, словно «белка в колесе», носимся, носимся, носимся... Все наши мысли вращаются вокруг дома, хозяйства, машины, оплаты счетов, отдыха и развлечений, а молитвы концентрируются на нуждах, просьбах, здоровье, трудностях, желаниях и многом другом. Само собой разумеется, что работа и попечение о семье и собственном теле не являются грехом. Как раз наоборот. О важности и необходимости этого в Священном Писании сказано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Мы обязаны трудиться, потому что даже первого человека Адама Бог поместил в Эдемский сад именно для того, чтобы он его возделывал. Вопрос здесь в другом: на каком месте стоит у нас забота о нашей тленной плоти и на каком - попечение о своей бессмертной душе?
5. Опустошает души христиан и чрезмерное увлечение тем, что способно удалять нас от Господа. К таким вещам можно отнести телевизор, компьютер, интернет, светские романы, художественные фильмы (особенно мелодрамы и сериалы), всевозможные путешествия и экскурсии, неразборчивое прослушивание различных проповедей и очень сомнительных свидетельств, выискивание на Ютубе разной вредящей духовному состоянию информации, после ознакомления с которой теряется мир, душевный покой и упование на Господа, появляются тревоги, страхи и преждевременные переживания по поводу событий, которые могут вообще не произойти. Ведь какой духовной пищей мы питаем свою душу, о том потом думаем, размышляем и переживаем. Подобные увлечения верующих людей говорят о любви к миру и характеризуют их печальное духовное состояние. Проявляется это заигрыванием с миром, нескрываемым интересом к нему, подражанием в поведении, одежде, разговорах, манере общения и так далее. Жажда близости с Господом вытесняется желанием общения с миром. Размышления о небесном заменяются размышлениями о земном. Вместо служения Богу начинается мирская жизнь с отдачей себя тому, что она в избытке предлагает.
6. Следующей причиной духовного опустошения является повторяющееся проявление непослушания Богу. Покаяние, освящение и очищение жизни от греха делает нас истинными детьми Божьими, которым должно быть свойственно послушание. В духовной жизни подобный разлад с Господом проявляется в том, что мы перестаём слышать голос Духа Святого, Который предостерегает и увещевает нас в нашем земном хождении. Потеряв способность слышать голос Божий, мы теряем ориентацию, сбиваемся с пути истины, совершаем ошибку за ошибкой и рано или поздно превращаемся в опустошённые духовные развалины.
7. Духовная опустошённость возникает порой у тружеников Божьих, если их служение на протяжении многих лет не приносит плода и явно видимого результата. Печаль, сомнения, уныние и разочарование ломает их души, побуждая всё бросить и уехать куда-нибудь подальше от глаз тех, для кого они не сумели стать помощью, благословением и духовным авторитетом. Мучительные размышления о напрасно прожитых годах жизни, неосуществившихся планах и намерениях ввергают их в глубокую пропасть отчаяния. Среди христиан много и таких, которые безуспешно стараются узнать своё предназначение, однако Господь не открывает им этого по той лишь причине, что они не исполняют того, что им уже известно, - не стремятся жить чистой и праведной жизнью. Если мы не живём правильно в своей повседневной жизни теперь, то не стоит надеяться на благословенное служение в будущем, потому что Бог использует только тех, кто на данный момент исполняет призвание быть святым в своих делах и поступках (1 Пет. 1:15).
8. К появлению подавленности и опустошённости души приводят также долго не исполняющиеся желания и мечты, подтверждением чему могут быть слова Священного Писания: «Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание – как древо жизни» (Прит. 13:12).
9. К духовному опустошению приводит недостаток или полное отсутствие духовной пищи, что наблюдалось и во времена Иисуса Христа. У иудеев было много духовных учителей: священников, раввинов, законников, книжников и других духовных лидеров, однако, когда простые люди собирались вокруг Иисуса, Ему приходилось «учить их много», потому что при всех слышимых ими в синагогах поучениях они не знали элементарных азов истинной веры и были, как овцы, не имеющие пастыря (см. Мк. 6:34). Именно так происходит и в наши дни. Чуть ли не в каждой христианской общине есть проповедники, дьяконы, пасторы и другие служители, которые учат высоким материям, преподают отвлечённые знания и рассказывают интересные факты, а их рядовые члены не знают самых необходимых основ практического христианства и вынуждены на стороне (часто в Ютубе) находить для себя необходимую для их душ духовную пищу.
10. К появлению духовного опустошения ведёт также замедление или полное прекращение духовного роста. В следовании за Господом стоячего положения не бывает. Если мы духовно не растём и не идём вперёд, то непременно скатываемся назад или начинаем «ходить по кругу». При этом может казаться, что мы всё же хоть медленно, но идём, однако в действительности остаёмся на месте. Именно такое состояние является типичным для современных христиан. Время первой любви и связанной с ней эйфории у них быстро проходит, и они начинают влачить жалкое номинальное христианство, не приносящее радости ни им, ни Богу.
Из книги Людмилы Плетт "Имеющие вид благочестия" (публикуется с разрешения автора)
Реклама: Книги душепопечителя и миссионера Людмилы Плетт вы можете приобрести на сайте: livewaters.ru