Всем привет!
Грузовики использовались в военных целях с момента своего появления. А известная итальянская компания Fiat стала первой из тех, которая производила легкий грузовой транспорт специально для боевых действий, выпустив аж в 1909 г. автомобиль Fiat -15. О нем-то я сегодня и расскажу.
Автомобилестроение в то время только начало развиваться, так что машина очень простая. Первое время она оснащалась двигателем объемом 3 л и мощностью 20 л.с., а грузоподъемность машины составляла полторы тонны. По меркам тех лет это вполне приемлемый показатель.
Уже с 1910 г. грузовик официально отправлялся на военную службу. Через два года автомобиль модернизировали, а настоящее испытание на прочность для него была устроена во время войны в Ливии. Тогда же выяснилось, что мощность двигателя мала для легкого передвижения по бездорожью.
Но итальянские машиностроители не сдались, и в 1913 г. выпустили новую версию машины, получившую название Fiat -15 ter :
Двигатель уже имел объем 4,4 л, а мощность повысили до 40 лошадок. Колеса же стали металлическими и были уже не со спицами, как у ранней версии, а сплошными. В таком виде машина выпускалась до 1922 г. и получила уже гораздо большее распространение, в том числе и в России.
В 1916 г. в Москве вырастает завод АМО, рассчитанный на выпуск небольших партий автомобилей. На нем до 1919 г. выпускалась «русская» версия Fiat -15 ter , активно используемая Красной Гвардией. Всего было выпущено 1319 таких грузовиков.
И этот же грузовик послужил прототипом АМО-Ф15, вышедший в свет в 1924 г. Но эта машина – отдельная тема на нашем канале, и к ней я однажды вернусь.
Кроме бортовых грузовиков, выпускались также санитарные машины:
И прожекторные станции:
Сегодня же несколько машин сохранилось в Музее военной моторизации в Риме.
Встречаются и коллекционные модельки таких грузовиков:
Я же в качестве бонуса представлю вам еще одну модель Fiat -15, сделанную собственноручно из дерева:
И на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!