Найти тему
Remont1969

Італьянские автопушки. Часть 5. Autocannone da 76/30 su Lancia Ro NM. 1940. Всё пошло в дело, даже старые пушки.

В 1917 году итальянские моряки поставили 14 морских зенитных пушек на грузовики ФИАТ 18BL. К 40-м годам 20-го века устарело как само шасси, так и сами пушки. Тем не менее переставленные на новые шасси пушки продолжили свою войну в виде Autocannone da 76/30 su Lancia Ro NM, рассказ об этой системе автопушек в материале ниже.

Autocannone da 76/30 MR su Lancia Ro NM/Зенитная пушка 75/30 Морского типа на шасси Lancia Ro NM

Страна: Италия

Производитель шасси: Lancia Automobiles

Оружия: Gio. Ansaldo Armstrong & C.

Год выпуска: 1940-1941

Кол-во выпущенных: 14

Вооружение: Cannone 76/30 RM (Regia Marina = RM)/CANNONE da 76/30 A. 1915 – mod. 1916

Шасси: Lancia Ro NM, Nafta Militare (tipo 264 militaire)/Ro 265NM (2Ro NM)

Двигатель: Дизель, 3180cm3, 64 л.с./4770cm3, 96 k/c/

Размеры: 7084х2300х3000 мм

Боевая масса: 10 тонн

Пушка: Rovereto Museo Storico Italiano della Guerra

Эта статья из цикла об итальянских Autocannone, за годы Первой мировой войны превратившихся в полноценные САУ на автомобильном ходу. Предыдущую статью цикла можно прочитать здесь - Итальянские автопушки. Часть 4. Autocannone da 76/30 MR su FIAT 18 BLR. 1917. Морская пушка на массовом шасси.

Когда в 1940-м году итальянская армия решила всех стремительно победить, оказалось, что мобильность артиллерии Regio Esercito Italiano совершенно недостаточна для решения задач в пустыне против регулярной армии противника более мощного, чем Эфиопия. Того, чего было достаточно для победы над Эфиопией и Эритреей, стало не хватать для решения боевых задач против английской армии. Пришлось вспомнить об успешном опыте Первой мировой - автопушках, особенно с калибром 102-мм. Когда пушки больших калибров закончились, военные решили посмотреть, что еще есть на складах. Оказалось, что Морской флот (Regia Marina) ещё с первой мировой хранил 14 зенитных пушек Cannone 76/30 RM, переделанных из лицензионных английских корабельных орудий, и в Первую мировую войну охранявших на ФИАТ-18БЛ побережье Венето. К 1940 году эти пушки уже имели значение только как полевые, никакой возможности использовать их как зенитки не было, но 76-мм это нормальный пехотный калибр, да и со снарядами у моряков проблем не было, ведь итальянский флот в Первую мировую почти не воевал.

-2

В качестве шасси использовали тяжелый дизельный грузовик Лянча Ro NM (Nafta Militare от Дизель, Военный). Специальный дизельный грузовик начал выпускаться фирмой Лянча в 1934 году по военному заказу специально для войны в Северной Африке. Грузовик с 2-х цилиндровым оппозитным мотором был выпущен в количестве 3056 штук до 1938 года и отличался огромной высотой для машин своего типа - 3 метра. Дизель машины был лицензионным Tipo 89, выпускался по документации немецкой фирмы Юнкерс, имел объем 3180 cm3 c 4-мя оппозитно-перемещающими поршнями.

Дизель развивал 64 л.с. при 1500 об/мин. В 1938 году в армию поставлялись и 3-х цилиндровые 96-ти сильные Ro-Ro - Ro 265NM (2Ro NM). К 1940-м в армии уже началась замена Lancia Ro NM на более современные 5-ти цилиндровые 3Ro с "нормальным" двигателем.

-4

Складские пушки установили на огромное по сравнению с ФИАТ-18БЛТ шасси вообще без проблем, хватало пространства для расчета и ему не надо было работать с грунта. Сама платформа так же не претерпела изменений - такие же боковые опоры по две с каждой стороны перед и за задней осью. Низкая отдача артсистемы и большая масса шасси позволяла эффективно применять артсистему в качестве полевого орудия прямой поддержки пехоты. Конечно, ни о каком использовании Autocannone da 76/30 MR su Lancia Ro NM, как зенитной пушки речь уже идти не могла. Орудие не обладало ни скорострельностью, ни прицельными приспособлениями, ни досягаемостью для борьбы с воздушными целями во время Второй мировой войны. Но, как полевая САУ, при общем недостатке таких средств у Итальянской армии, она благополучно использовалась для усиления пехотных частей.

-5

Артиллерийскими установками с пушками 76/30 MR были оснащены артиллерийские части Королевского морского флота, воевавшие на земле - Milizia dellArtiglieria di marina (MILMART). Три батареи были вооружены такими пушками - 13-я и 14-я батареи имели по пять автопушек Lancia, 16-я - четыре. 13-я и 16-я батареи с десятью пушками были приданы 16-й пехотной дивизии «Пистойя» (16 ° Divisione di fanteria "Pistoia"), а 14-я - в 60-ю пехотную дивизию «Сабрата» (60ª Divisione di fanteria "Sabratha").

-6
Визуально артиллерийскую систему Autocannone da 76/30 su Lancia Ro NM можно отличить по пушке с двумя цилиндрами над стволом и шасси Лянча, которая, по сравнению с применявшимся для тех же целей грузовиком Fiat 634, была заметно выше и имела редуктор под радиатором сразу под бампером. В отличие от автопушек на Fiat 634 система на шасси Лянча имела в задней части ящики, служившие и лавкой для расчета, расположенные поперек кузова, а так же две трубчатые легкие опоры с каждой стороны. Борта у систем на шасси Лянча были сплошными в отличие от решетчатых бортов у шасси ФИАТ.
-7

Есть информация, что история пушек 76/30 не закончилась их установкой на шасси Лянча Ро, в 1942 году они были снова переставлены, по крайней мере шесть из них были установлены на шасси близкого по своим возможностям к Lancia Ro NM тяжелого грузовика Fiat 634. 3-я боевая группа MILMART входила в состав 31-й танковой дивизии «Сентауро» (131ª Divisione corazzata "Centauro"), где автопушки и служили до конца боевых действий в Тунисе. От автопушек 76/30 на шасси ФИАТ до нашего времени дошла только одна фотография, да и то погибшей автопушки.

Autocannone da 76/30 su Fiat 634 фото
Autocannone da 76/30 su Fiat 634 фото
Эта статья часть цикла статей об итальянских Autocannone, за годы Первой мировой войны превратившихся в полноценные САУ на автомобильном ходу. Следующую статью цикла можно прочитать здесь - Iтальянские автопушки. Часть 6. Autocannone da 75/27 AV su Lancia 1Z. Зенитки по французскому образцу.
На этой не совсем правильной схеме платформа от автопушки на шасси ФИАТ нарисована на шасси Лянча.
На этой не совсем правильной схеме платформа от автопушки на шасси ФИАТ нарисована на шасси Лянча.

Отдельно благодарю @Andrey Akimov из Дзена за крайнюю внимательность при чтении текстов, который указал на многочисленные ошибки и опечатки в них.

Источник:

Кирилец С.В. "Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой "войны моторов"", ЭКСМО

LA MECCANIZZAZIONE DELL'ESERCITO FINO AL 1943 tomo II -parte 2 /Vebuka.com

GLI AUTOVEICOLI DA COMBATTIMENTO DELL'ESERCITO ITALIANO VOL I _ Vebuka.com

http://www.passioncompassion1418.com/Canons/Eng_AfficheCanonGET.php?IdCanonAffiche=1398

http://www.regioesercito.it/armi/artiglieria/art.htm

https://www.o5m6.de/wehrmacht/lancia_3ro.php#Lancia3Ro_Regio

https://zen.yandex.ru/media/id/5f84865b54388d67d4861e58/lancia-3ro-gruzovik-novoi-rimskoi-imperii-5f84aaf898a59436d2f88d49

Авто
5,66 млн интересуются