Найти тему
Владислав Панкратов

Интерактивная карта перспективного развития будущего метро в Воронеже

Оглавление
Карта развития будущего Воронежского метрополитена.
Карта развития будущего Воронежского метрополитена.

Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики!

А Вы знали, что когда-то в Воронеже хотели построить метрополитен?

Вот и я тоже не знал, мельком слышал. Но в детали не вдавался, никогда. По случаю статьи решил разузнать.

Интерактивная карта развития Воронежского метрополитена: https://yandex.ru/maps/-/CCUMRTVrGB

Краткая история Воронежского метрополитена.

Воронежские власти (городские и региональные) давно хотели повышения статуса областного центра до города-миллионника.

Это открывает новые возможности для федерального финансирования, как следствие новые возможности для экономика региона.

К Воронежу присоединили ближайшие соседние населённые пункты, границы города расширились, что в итоге позволило Воронежу стать городом-миллионником в 2013 году.

Всем известно, что города-миллионники в первую очередь могут потребовать союзный федеральный центр о финансировании метрополитена. Федеральные власти так просто деньги не дают. "Дайте ТЭО", — говорят они. Имеется ввиду технико-экономическое обоснование.

Местные чиновники были подготовлены к этому, и в 2017 году был представлен проект технико-экономическое обоснования Воронежского метрополитена. Он создавался в течении 8 лет, т.е. готовился аж с 2009 года. Даже есть видеопрезентация (+ на английским):

Примечательно, работы по ТЭО выполняла местная проектная организация ООО «Киносарг» с немалым послужным списком выполненных работ (дороги, мосты, путепроводы, развязки, здания)
Т.е. если уж и мечтать о метро в Воронеже, то скорее всего их трассировки наиболее верная с точки зрения пассажиропотока и эффективности метро по стоимости.
Правда, это ТЭО не прошло государственную экспертизу и получило отрицательное заключение.

Линии Воронежского метрополитена.

Всего планировалось построить три линии Воронежского метрополитена:

  1. Московско-Авиазаводская линия (17,98 км – 17 станций). Начало своё берёт на въезде в город со стороны Москвы у спортивного комплекса «Олимпик», далее линия должна была идти вдоль Московского проспекта и Плехановской улицы до Воронежского государственного университета, откуда линия шла далее вдоль улицы 20-летия Октября и через Вогрэсовский мост переходила на левобережную часть города. Конечная была бы на перекрестке ул. Циолковского и пер. Отличников.
  2. Тамбовско-Курская линия (26,6 км – 22 станции, включая ответвление длиной 10 км и 7 станций). Первая конечная находилась бы на юго-западе города на пересечении Южно-Моравской улицы с ул. Генерала Перхоровича, откуда шла бы в сторону центра к другой конечной через ул. Героев Сибиряков -> просп. Патриотов -> ул. Ворошилова -> ул. Кирова -> площадь Ленина -> просп. Революции -> ул. Ленина -> Северный мост -> ул. Остужева и конечная близ Воронежской объездной дороги (М-4 «Дон»). Здесь ещё планировалось ответвление в районе стадиона «Динамо» пойти к Бульвару Победы.
  3. Ростовско-Семилукская линия (14,7 км – 14 станций). Первая конечная начиналась бы на развязке улицы 9 Января с ул. Автонова-Овсеенко и ул. Героев Сибиряков, далее линия шла бы вдоль ул. 9 Января -> Кольцовская ул. -> ул. Коммунаров -> Новый метромост -> ул. Димитрова. Конечная близ Воронежской объездной дороги (М-4 «Дон»), также как и со второй линией.

К работам над Воронежским метрополитенам подключилась японская компания «Nikken Sekkei» и делегация японских представителей во главе с министром по экономическому сотрудничеству с Россией Хиросигэ Сэко.

Стоимость строительства Воронежского метрополитена.

Первую очередь из 19 станций и двух линий длиной 20,25 км оценивали всего-лишь в ~40-60 млрд. рублей или ~1 млрд. евро. Что крайне дёшево, учитывая цены на строительство метро в других городах России и гораздо более скромные участки.

Из характеристик ТЭО, планировалось построить только 9,25 км тоннелей, остальные участки были бы наземные и надземные, используя инфраструктуру ранее демонтированного Воронежского трамвая.

Поезда работали в режиме автоведения, без машинистов. (Экономия на обучении машинистов, необходимых помещений в депо, персонале и эксплуатации в целом)

Закупка подвижного состава осуществлялась бы в лизинг.

Геология в Воронеже со слов представителей «Киносарг» благоприятствует подземным работам. Хотя инженерно-геологических изысканий по трассе Воронежского метрополитена не было, но учитывая, что авторы ТЭО из Воронежа, то им известно немного больше.

Но все равно, сумма слишком маленькая выходит. Может японцам хотели отдать участки под застройку жильём, ТПУ и т.д.? К примеру, в Москве китайским метростроевцам отдали под застройку ТПУ «Мичуринский проспект» и ряда других ТПУ.

Тем не менее, ТЭО не прошло государственную экспертизу. И Воронежские власти понимают, что государственного финансирования не дождёшься. Теперь разрабатывается ТЭО лёгкорельсового транспорта (ЛРТ)/скоростного трамвая/метротрама/преметро. Увы, у нас и в мире нету точной формулировки этого вида транспорта.

В генеральном плане Воронежа на 2021-2041, разработанном институтом «Генплана Москвы», о метро или ЛРТ упоминаний совсем нет.

Московский институт никому, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, не рекомендует строить метро. Даже в Казани, где они также разработали генеральный план города. Тем не менее, власти Татарстана авторитетное экспертное мнение московских проектировщиков игнорирует совсем и продолжает строить вторую линию метрополитена за свои деньги.

Так будут строить метро в Воронеже или нет?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте узнаем какие доходы бюджетов у города и области:

Воронеж: 24,4 млрд. рублей.

Воронежская область: 118,8 млрд. рублей.

Средняя стоимость 1 км линии метро мелкого залегания в городах РФ: ~ 5 млрд. рублей.

Стоимость достройки первой очереди Челябинского и Красноярского метрополитенов: ~80-90 млрд. рублей.

Среднее время строительство одной станции метро: ~3-5 лет.

Среднее время строительство первой очереди новой линии метро (в Москве): ~4-6 лет.

На классическое метро в Воронеже у городских и региональных властей сейчас денег нет.

Лёгкое метро/метротрам, возможно, будет использовать ту же трассировку линий от классического метро, но это уже не так интересно к разбору, хе-хе)

P.S. Спасибо за прочтение статьи! Подписывайтесь на мой канал и ставьте "лайк", продолжу радовать новыми статьями на транспортную тематику. На последок оставляю рендеры Воронежского метрополитена с сайта Киносарг: