Найти тему
Наш маленький рай

Деструктивный контроль сознания в культах: BITE-модель

Первая часть статьи здесь

Основной принцип теории когнитивного диссонанса: "Если вы изменяете поведение человека, то его мысли и чувства изменятся, сводя диссонанс к минимуму". Диссонанс - это психологическое напряжение, возникающее когда поведение человека находится в противоречии с его мыслями, убеждениями или верованиями.

Диссонанс снижается путём рационализации, т.е. убеждением себя, что моё поведение разумно и оправданно. Например, если я несправедливо, незаслуженно, невольно причинила кому-то боль, то я снижаю свой когнитивный диссонанс, принижая жертву, будто "она заслужила".

Диссонанса избегают, "забывая" вещи, которые его вызывают, например, слушая новости, человек выделяет из них то, что соответствует его взглядам, отбрасывая или искажая то, что могло бы им противоречить.

В теории когнитивного диссонанса есть три компонента: поведение, мысли и эмоции. Каждый компонент воздействует на другие. Манипулируя этими компонентами, деструктивные культы управляют и контролируют своих адептов. Стивен Хассен развил эту теорию в BITE-модель, добавив туда четвертый компонент: контроль информации.

"Деструктивный контроль сознания возникает тогда, когда совокупное влияние всех четырёх компонентов вызывает зависимость от лидера и от группы, склоняет к повиновению им. Наличие каждого пункта не обязательно. Члены культа, чьё сознание находится под чужим контролем, могут жить в собственных квартирах, иметь работу с девяти до пяти, состоять в браке, иметь детей и при этом быть неспособными думать и действовать самостоятельно " С. Хассен.

Итак, BITE-модель: 4 столпа

  • Behaviour контроль поведения;
  • Information контроль информации;
  • Thoughts контроль мыслей;
  • Emotions контроль эмоций.

Контроль поведения - это постепенно нарастающее регулирование физической реальности человека:

  • ближайший контекст его жизни (где живет, что ест, с кем общается, сколько спит);
  • поведение (выполнение различных групповых задач или ритуалов).

Культы часто навязывают жесткий режим жизни: перед культистами постоянно ставят конкретные задачи, ограничивающие их свободное время, что угодно, лишь бы они были постоянно заняты, хоть снег на улице выметать, хоть в музей с напарником сходить по заданию/одобрению лидера.

Формы контроля поведения:

1. Регулирование физической реальности человека:

а) изменение круга общения, вторжение в личную жизнь (где, как, с кем живет и общается член группы);

б) изменение внешнего вида (какого цвета и типа одежду носить, какую прическу иметь);

в) изменение диеты (что "хорошо", а что "плохо" есть и пить);

г) манипулирование сном (сколько времени дается человеку на сон в свободное время и вообще отношение ко сну).

д) финансовая зависимость от группы или от лидера. В культе, где я была, фин. зависимость очень активно поддерживалась: лидер культа настаивал, что нам необходимо посещать платные мероприятия культа и, если не было денег, то он милостиво пускал членов культа в долг, и долги эти росли и росли, у некоторых участников они достигали миллионов рублей. Иногда лидер культа давал нам "в долг" на реализацию его проектов и так далее.

е) минимум или полное отсутствие времени на досуг, развлечения, отпуска и каникулы. В культе, где я была, почти все участники в итоге лишались своих работ, должностей ради того, чтобы посвятить свое время только делам культа без выходных и проходных.

2. Основное время обязательно посвящается вербовке, групповым заданиям, встречам и ритуалам.

3. Для принятия важных решений нужно спрашивать позволения или совета (у нас это называлось "согласование").

4. Необходимо сообщать старшим по иерархии или лично лидеру о мыслях, чувствах и действиях.

5. Поощрения и наказания (техники изменения поведения - позитивные (похвала, награда, повышение, "престижная" работа в культе) и негативные подкрепления (выговор, черновая, "непрестижная" работа, игнорирование).

6. Индивидуализм не одобряется, преобладает "групповое мышление" (у нас это называлось "согласованность", что самое смешное, "с реальностью").

7. Жесткие правила и предписания. Например, в культе, где я была, требовалось все свои действия сначала "согласовывать" с участниками группы и лидером, т.о. жестко регулировалось поведение.

"Контроль поведения легче всего понять, исходя из различий между легитимной церковью и библейским культом. К пример, если ваша мать больна или травмирована, вы идёте к священнику и говорите: "Моя мать больна. Я собираюсь навестить её в больнице. Пожалуйста, помолитесь за неё". Если же вы обращаетесь к лидеру библейского культа, то от вас требуется смиренно осведомиться: "Не будет ли мне позволено навестить мать?". В особо деструктивных культах подобные просьбы зачастую встречают отказ, мотивированный тем, что работа в группе важнее. Всякий раз, когда лидеры мунистов не хотели, чтобы участники движения эмоционально вовлекались в семейные дела, им советовали: "Пусть мёртвые хоронят своих мертвецов". Конечно, любые посторонние рассматривались как "духовно" мёртвые ." С. Хассен.

Информационный контроль.

Когда культ запрещает своим адептам общаться с бывшими членами, даже с лучшими друзьями или родственниками, то это не только контроль поведения, но и контроль информации.

В культе, из которого я ушла, никто из оставшихся там людей не общается со мной, некоторые даже заблокировали меня в соцсетях и мессенджерах, не потому, что я лично им сделала что-то плохое, а потому, что лидер культа задал такой контекст, что я - враг и предатель. Никто из ребят лично у меня не спросил, что случилось, почему я ушла, какое мое понимание, никто не встретился, не позвонил, не поговорил со мной, им и так "всё понятно" обо мне.

Управляя потоками информации и влияя на способность ее обрабатывать, культ не позволяет своим адептам адекватно и трезво оценивать собственную жизнь и действия группы.

Именно отношение группы и лидера к информации позволяет быстро понять, использует ли группа деструктивный контроль. Здоровая организация позволяет участникам думать самими и использовать, исследовать разные противоречивые источники информации для нахождения собственных ответов, в то время как культ будет думать за людей и выдавать им готовые тексты и контексты.

Формы контроля информации:

1. Использование обмана:

а) сокрытие информации;

б) искажение информации;

в) чистая ложь.

Это явление было очень ярко видно, когда я уходила из группы. Я слышала речь лидера культа и видела его сообщения оставшимся адептам по поводу ситуации, это была в моментах откровенная, чистая ложь, в моментах - утаивание и искажение. Это просто шедевры манипулятивного извращения ситуации, которые я, возможно, когда-нибудь здесь разберу.

2. Доступ к некультовым источникам информации сведен к минимуму или запрещен:

а) книги, статьи, газеты, журналы, телевидение, радио;

б) критическая информация;

в) бывшие участники,;

г) поддерживается такая загруженность адептов, чтобы у них не оставалось времени на обдумывание и проверку чего бы то ни было.

Лидер культа, где я была, рекомендовал нам литературу, якобы, для развития нашего мышления и уровня культуры. Книги, которые я читала по своему вкусу, он несколько раз высмеял. Однажды я спросила у своей подруги по культу, какую литературу она читает, она ответила мне: "я читаю только то, что рекомендовал ***". Я очень удивилась, почему так. Она ответила: "У меня нет времени на чтение, поэтому я читаю только то, что он рекомендовал, потому что доверяю его вкусу и тому, что эта литература меня развивает".

3. Разделение информации на части и создание барьеров между ними:

а) нет равного свободного доступа к информации, людям выдают только ту информацию, к которой их считают "готовыми" или только тот объем, который необходим для выполнения конкретного задания, новичкам же часто говорят, что они еще "не созрели" (в терминах моей секты - "не доросли") для этой информации;

б) информация варьирует на разных уровнях внутри структуры секты, есть более просвещенные, а есть менее; есть версии для "старичков", есть версии "для новичков" и для внешних к группе людей;

в) лидер решает, кому, что и когда "нужно знать";

4. Поощряется слежка за другими членами группы:

а) составление пар "друзей" по специальной системе в целях наблюдения и контроля.

б) доносительство лидеру о "неправильных" мыслях, чувствах и действиях.

в) поведение личности контролируется всей группой.

5. Широкое использование информации и пропаганды, созданной в рамках культа:

а) Информационные бюллетени, журналы, газеты и дневники, аудио- и видеозаписи, другие средства информации. В культе, где я была, нередко рекомендовали читать или слушать записи прошедших лекций.

б) Искаженные цитаты, выхваченные из контекста формулировки из некультовых источников. Как ни странно, но у нас в последнее время нередко лидер использовал цитаты из Библии, хотя сам культ не был ни библейским, ни в принципе религиозным.

6. Неэтичное использование личных признаний (исповеди):

а) Информация о "грехах" используется, чтобы стереть границы личности (например, становится общим достоянием);

б) Прошлые "грехи" служат средством манипуляции и контроля; нет прощения или отпущения грехов (если ты хочешь изменить свою дурную черту характера, то делай так-то).

Контроль мышления: если вы сможете контролировать слова, которыми люди оперируют, то вы сможете контролировать то, как они мыслят. В культе, где я была, лидер порой говорил "подбери другое слово", когда человек высказывал что-то.

Формы контроля мышления:

1. Необходимо усвоить доктрину группы как истину, закрытую для альтернативных толкований, как единственную возможность решить проблемы:

а) принятие групповой схемы реальности как непосредственной реальности;

б) черно-белое мышление: добро против зла, мы против них, внутреннее против внешнего;

в) нет места для высказываний типа "возможно, лидер неправ", "я не согласен", "возможно, лидер неправильно интерпретирует это";

г) вера в то, что мой "мастер" - единственный просвещенный человек на Земле, уникальный, неповторимый, самый-самый-самый-пресамый.

2. Использование "передернутого" языка (например, "мыслетормозящих клише"), специальные слова или обороты, способные произвести впечатление на непосвященного, или слова, чей "настоящий" смысл понятен только "посвященным", которые ограничивают, а не расширяют понимание и могут даже вовсе блокировать мышление. Их функция - урезать сложные переживания до тривиального явления. В нашем культе очень активно использовался этот специальный язык, этому я планирую посвятить отдельную статью.

3. Поощряются только "хорошие" и "правильные" мысли, т.е. мысли "согласованные", однонаправленные с лидером или с доктриной. В отрицательных мыслях виноват только сам человек. Любое разочарование означает, что только сам человек сделал что-то неправильно.

4. Применение гипнотических, трансовых техник или НЛП, вызывающих измененные психические состояния. Эти техники могут дезориентировать и приводить в замешательство участника культа, превращая его в послушного раба. В культе, где я была, эти методики применялись почти непрерывно.

5. Манипулирование воспоминаниями и культивация ложных воспоминаний. Например, а помнишь, как до культа тебе плохо жилось? как у тебя не было друзей? А помнишь, как классно мы в прошлом месяце провели тренинг? как все гости были в восторге от нашей группы? Или лидер культа может напрямую отрицать прошлые факты или, наоборот, утверждать, что было то, чего не было.

6. Применение мыслетормозящих техник, которые препятствуют проверке реальности, блокируя "отрицательные" (критические) мысли и сомнения, и допуская только "положительные":

а) отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого за действительное;

б) монотонное говорение (скандирование), моление, глоссолалия, пение или гудение. Например, культы внушают своим членам, что отрицательные, негативные мысли помогают "злым духам" овладеть твоим разумом, поэтому при посещении таких мыслей надо сразу твердить про себя молитву или мантру, или сесть в медитацию;

в) медитация.

7. Отказ от разумного аналитического мышления и конструктивной критики. Никаких критических вопросов о лидере группы, его прошлом, его личности, о доктрине и политике группы, которая признается единственно правильной.

8. Никакие альтернативные системы верований не признаются законными, хорошими или полезными.

9. Нет никаких оправданных причин покинуть культ. Люди, ушедшие из группы, с т.з. культа всегда не способны к духовной жертве или превозможению себя, не справляются со своими сексуальными желаниями, зависимы от отношений, алчные карьеристы, их поглотила социальная гонка, они слабаки, бездуховны, поглощены суетой и ненавистью к миру, не могут преодолеть старые зависимости, в них вселились демоны и случилось одержание злыми духами, им промыли мозги и прочая лабудень.

Эмоциональный контроль: культы добиваются снижения самосознания своих адептов постоянно поддерживая их эмоциональный дисбаланс. С одной стороны, участник культа чувствует себя особенным, любимым в своей "семье", а с другой стороны, культы активно развивают у участников чувства вины, стыда и страха. От членов группы всегда ждут, что группа в их жизни будет на первом месте, что они всегда должны думать о группе, а не о своих личных переживаниях и проблемах.

Формы эмоционального контроля:

1. Манипулирование эмоциональным спектром личности и его сужение. Например, тоска по дому, ревность или называются "эгоистичными" чувствами, от которых надо избавляться. Требование отрешенности, бесчувственности под видом того, что это способствует духовному развитию.

2. Стремление заставить человека чувствовать себя так, что если и существуют какие-то проблемы, то в этом всегда повинен он сам, а не лидер или группа.

3. Чрезмерная эксплуатация чувства вины:

а) личностная вина: кто ты (не живешь в соответствии со своим потенциалом), твоя семья, твое прошлое, твои привязанности, твои мысли, чувства, поступки;

б) социальная вина;

в) историческая вина.

4. Чрезмерная эксплуатация чувства страха:

а) боязнь мыслить независимо;

б) боязнь "внешнего" мира;

в) боязнь утратить духовную связь с группой или лидером;

г) боязнь потерять свое "спасение";

д) боязнь покинуть группу или оказаться в положении, когда группа тебя избегает;

е) боязнь неодобрения.

5. Провоцирование частой смены эмоциональных пиков и спадов (В культе, где я была, все время были качели: ребята, вы на гребне волны! и сразу же: ребята, ваша группа разваливается, надо срочно все бросать и спасать группу).

6. Ритуальное и часто публичное признание участниками группы "грехов" (своих надуманных "ошибок" или неудобных для лидера качеств характера, каких-то поступков, сделанных без разрешения лидера).

7. Индоктринация фобий: внушение иррациональных страхов, связанных с уходом из группы или с сомнениями в авторитете лидера. Человек, чье сознание контролируется, не может представить будущую реализацию своих потенциальных возможностей вне группы:

а) нет счастья или удовлетворенности вне группы;

б) уход из группы повлечет за собой страшные последствия (от личных до глобальных катастроф);

в) старательное уклонение от общения с теми, кто осмелился уйти; страх перед тем, что тебя отвергнут друзья, члены группы и семья.

Каждый из видов контроля: поведения, информации, мышления, эмоций - в отдельности способен значительно изменить человека, а когда контроль применяется сразу к нескольким сферам, это дает очень быстрый и поразительный результат. Степень контроля в разных культах разная, также она варьируется внутри группы: чем ближе к лидеру, тем жестче контроль, чем элитнее положение в группе, тем жестче контроль.