Найти в Дзене
Московские истории

Уличное движение 1950-х: "Вид приближающейся машины почему-то завораживал прохожих"

Читатель канала "Московские истории" Михаил Новиков вспоминает о тех временах, когда, по сравнению с сегодняшним днем, автомобилей в Москве почти что и не было, но под них все равно ухитрялись попадать.

Улица Горького, 1956 г. Фото С. Фридлянда.
Улица Горького, 1956 г. Фото С. Фридлянда.

Машины вплоть до середины 1950-х годов ездили даже по Красной площади. На улице Горького на каждом перекрёстке стояли светофоры. Ездили по городу тогда неторопливо, но люди довольно часто попадали под машины. В начале шестидесятых, когда машин стало много, на перекрёстке под нашими окнами это случалось почти каждый день. Жили мы тогда на улице Горького, 48 (после разделения в конце 80-х годов улицы Горького на две – дом № 20 по Тверской-Ямской).

Пушкинская площадь, 1956 год. Фото С. Фридлянда.
Пушкинская площадь, 1956 год. Фото С. Фридлянда.

Лет в восемь чуть не попали под машину и мы с братом. Было это на Пушкинской площади. Мы шли с бабушкой, и надо было перейти на другую сторону. Мы дождались, пока проедут машины, и пошли вместе с другими пешеходами через дорогу. Бабушка вела нас за руки. Слева в нашу сторону, к центру, ехала одна единственная «Победа». Ехала она медленно, километров сорок в час, и была довольно далеко. Я её видел, но, поскольку рядом спокойно шли взрослые – на переходе было много людей, – ничего не сказал бабушке. Вдруг какая-то женщина, шедшая рядом с нами, закричала: «Машина!». Все бросились врассыпную. Бабушка отшвырнула нас назад. Я упал и ударился затылком о ребро тротуарного бордюра.

Переход через Пушкинскую площадь у кинотеатра “Центральный”, 1961 год. Фотограф Эрвин Волков.
Переход через Пушкинскую площадь у кинотеатра “Центральный”, 1961 год. Фотограф Эрвин Волков.

Подобные случаи в то время были довольно частыми. Вид приближающейся машины почему-то завораживал прохожих. Впрочем, похоже, вид пешеходов, даже спокойно переходящих дорогу в тридцати-сорока метрах перед капотом, так же завораживал водителей. Уж если они и тормозили, то в последнюю секунду. Это было довольно странно, потому что в те годы при наезде на пешехода виноватым практически всегда считался водитель.

Может быть, наездам способствовали малая скорость машин и малое их количество. Люди не были тренированными на дорожную обстановку. Став водителем, я много раз обращал внимание на то, что по улицам, где скорость ограничена 40 километрами в час, ездить труднее всего: многие пешеходы ведут себя так, словно машин нет вовсе.

Меня после этого случая сильно тошнило, долго болела голова. Я получил сотрясение мозга и почти месяц пролежал дома. Ситуация на дороге до сих пор стоит перед глазами, и до сих пор я уверен, что если бы идущая рядом женщина не закричала, ничего бы не произошло.

К середине 1960-х годов светофоры убрали, проезжим остался только перекрёсток у магазина «Пионер», где улицу Горького пересекал трамвай. Ездить стали быстрее, переход улицы на непроезжих перекрёстках был запрещён, и наезды на людей практически прекратились.

Еще об улице Горького: "Родственники часто приезжали без предупреждения и жили подолгу, иногда месяцами", "Мебель в новую квартиру покупали иногда задолго до переезда, и комнаты у некоторых были забиты доверху".