Появление внедорожника Lada Niva Travel стало событием долгожданным и неожиданным одновременно. С одной стороны, автомобилю, который мы знаем как Chevrolet Niva, перемены требовались уже давно — последний (и единственный) рестайлинг был аж в 2009 году, причём без серьёзных изменений. А первая партия ВАЗ-2123, как поначалу официально называлась «Шеви Нива», вообще была выпущена ровно 20 лет назад — в январе 2001-го. С другой стороны, вопреки мировой практике Niva Travel дебютировала внезапно, без предисловий, предпоказов и предсказаний.
Даже первое фото , которое слили в Сеть, появилось всего за пару недель до официальной премьеры. А более-менее подробно рассмотреть автомобиль удалось приближенным к АвтоВАЗу блогерам уже на конвейере завода! С тех пор прошёл всего месяц, и вот такие новые «Нивы», которых мы только что поездили, неизменно вызывают вопросы у окружающих. Даже в Тольятти, в окрестностях которого проходил этот тест. Отвечаем на эт вопросы.
Что в этой Ниве нового?
Внешность. Lada Niva Travel, по сути, рестайлинг «Шеви Нивы». Причём, в самом точном значении этого слова. Прежний стиль, отсылающий к биодизайну девяностых, не просто устарел, а давно пропах нафталином. И предпринятая в 2009 году попытка сделать внедорожник более мужественным с помощью пластикового обвеса «от Бертоне» не превратила его в брутального парня. Как не справился с этой задачей и не слишком нужный шноркель, приделанный несколько лет назад к оффроуд-версии автомобиля.
Niva образца 2021 года тоже не выглядит самой модной новинкой сезона, но и намёков на 20-летний возраст модели почти не осталось. Дизайнерам удалось убрать все округлости относительно малой кровью: новые передние крылья и капот, передок с узкими фарами, другой задний бампер и фонари. А главное — пластиковый обвес, прикрывающий бока аж до середины дверей и меняющий абрис колёсных арок. Как и в прошлой итерации, Niva Travel предлагается в двух вариантах: «городском» и «внедорожном». Второй — с накрашенными боковинами и так полюбившимся тольяттинским дизайнерам шноркелем.
С новым пластиком Niva немного прибавила ещё и в практичности. Стали удобнее буксирные проушины, а спереди их теперь две вместо одной. Кстати, так было ещё у ВАЗ-2123.
Куда делся «икс-фейс» и почему Niva Travel не похожа на другие Лады?
Потому что этот рестайлинг по факту делал не АвтоВАЗ, а ещё GM. Тольяттинский гигант вернул внедорожник под своё крыло лишь в прошлом году, и за столь короткий срок просто невозможно нарисовать, согласовать и внедрить в серийное производство даже косметические изменения. А здесь у машины новая светотехника, которую нужно было разработать, испытать, сертифицировать. Новые кузовные детали, под которые необходимо изготовить штампы и переналадить прессы. Пластик тоже потребовал изготовления новых форм для отливки.
Всем этим General Motors начал заниматься ещё несколько лет назад — вложения в рестайлинг должны были стать теми инвестициями, в обмен на которые правительство предоставляло производителю льготы на промсборку автомобилей. А тамошним дизайнерам «икс-фейс», понятное дело, был не нужен.
В теории, АвтоВАЗ мог сдать всю проделанную ими работу в архив и начать свой рестайлинг-проект с нуля. Но в Тольятти предпочли взять, что было, и поменять то, что меняется быстро и без серьёзных затрат — эмблемы. Да, в итоге дизайн внедорожника не отличается самобытностью. Многим в его внешности видится RAV4; плоским и горизонтальным капотом Niva Travel напоминает старый Mitsubishi или первый Freelander, а колёсные арки недвусмысленно отсылают к автомобилям Jeep.
Изменилось ли что-то по технике?
Ничего. Если не считать таковыми новые фары. Они по-прежнему галогеновые, хотя линзованный ближний свет сменился на рефлекторный. Даже дневные ходовые огни — просто лампочка в крайней секции, совмещённая с «габаритами». Но до рестайлинга не было и таких, а функцию ходовых огней обеспечивали автоматически включавшиеся после пуска двигатели фары. Модные светодиоды достались только задним фонарям. Ещё одно новшество сзади — омыватель для камеры заднего вида. Впрочем, сама камера положена только Ниве в максимальной комплектации Luxe.
А в остальном Niva Travel — всё та же «Шеви Нива». С 1,7-литровым мотором мощностью 80 л.с., ведущим свою родословную ещё от двигателя «копейки». С 5-ступенчатой «механикой» и раздаточной коробкой, у которых редко получается жить дружно, без трансмиссионных подвываний и вибраций. С неразрезным задним мостом на пружинах и независимой передней подвеской, набранной из кованых рычагов.
И кузов внедорожника по-прежнему лишь частично покрыт цинком. Без защиты остаются крыша, капот, арки задних колёс, центральный тоннель… В итоге, гарантия от сквозной коррозии на Ниву — всего 6 лет вместо общепринятых 12. Как и официальный срок службы автомобиля.
А вот салон за все эти годы почти никак не изменился. Базовые сиденья по-прежнему не имеют регулировки по высоте и поясного подпора, в отличие от кресел старших комплектаций, к которым ещё несколько лет назад добавили забавный подлокотник, превращающийся в подстаканники для пассажиров. Здесь та же мультимедийная система с торчащим из панели тачскрином, навигацией и bluetooth, которая в топовых комплектациях сменяет заглушку аудиоподготовки (два динамика + антенна). А новую подложку щитка приборов в фирменном стиле с оранжевыми дугами шкал вазовцы примерили ещё в прошлом году, когда машина впервые получила шильдик Lada. Тогда же комплектации с приставкой Off-road получили чёрную обивку потолка — увы, почему-то без центрального плафона подсветки.
Впрочем, отсутствие видимых изменений не означает, что их нет совсем. В свою бытность Chevrolet машина всё-таки эволюционировала. Дорабатывалась конструкция отдельных узлов, менялись детали и их поставщики, перенастраивалась электроника управления двигателем — инженеры старались убрать «тонкие места», снижающие комфорт и надёжность автомобиля. С возвращением модели на АвтоВАЗ этот процесс наверняка не прекратился, да и выходной контроль, как минимум, не стал мягче. Не исключено, что автомобили для журналистов были собраны с особым цинизмом старанием, но тестовая Niva Travel произвела впечатление вполне добротной машины. Дверные замки работали чётко, передняя панель не скрипела на неровностях — даром что из жёсткого пластика и собрана на саморезах. И даже вечная боль всех «нивоводов» — блокировка центрального дифференциала — не требовала от водителя силового поединка с рычагом раздатки.