Ну что, пришло время рассказать, каких таких ужасных последствий после уроков с дефектологом я боялась.
Отдельно напишу: я очень хорошо знаю Гришу. Любые изменения в его поведении, настроении, нервном состоянии мгновенно замечаю. Не потому что такая прям наблюдательная, нет. А потому, что Гриша уже около года стабилен. Никаких особых истерик у него нет. И даже переезд он пережил, как удав. Ну да, случился один припадок, это я так называю внезапную истерику, но событие того стоило, ему сообщили, что он никогда больше не вернётся в дом, который считал своим. Длился минут десять этот припадок, успокоился с помощью диалога. Дальше был стабилен. Это не значит, что он прям белый и пушистый. Нет, случаются у нас скандалы с "О, нет!!!! Я не буду!!!" Но они в пределах нормального диалога. Так же периодически он может начать разбалтываться, хуже идти на компромиссы, но всё в пределах диалога. Ничего невменяемого давно нет. Ну или я привыкла и не замечаю. Или с появлением речи у Гриши мне жизнь кажется сказкой, я не знаю.
Но, в целом, изменение в его состоянии очень легко заметить.
Перейдём к событиям последних дней.
Итак, настигли они нас строго после второго урока, на котором и началось первое сопротивление.
Я организовала уроки так, чтобы дефектолог была в центре. То есть, после её ухода мы проводим ещё два урока. И перед ней - два. Ничего сложного Гриша на них не делает. Всё посильно.
Почему так? Поразмышляв над опытом с учительницей общей школы, я предположила, что было не верно делать её урок последним. Он всегда вызывал смешанные, мягко говоря, чувства у Гриши. И это было последнее, что Гриша запоминал об уроках вообще в этот день. А на следующий день уроки начинались со скандалов. Поэтому я решила заканчивать день всё же нашими уроками, там уж точно ничего страшного не происходит.
И пока два урока показывают, что да, это вроде удачный эксперимент.
Но на следующий день после второго урока, во первых, Гриша внезапно стал несговорчивым. Мы по утрам ходим в магазин. И обычно всё проходит в штатном режиме. Но тут он вдруг заявил, что дорога длинная и он по ней не пойдёт. Да, дорога длинная, но он об этом обычно говорит только на улице, когда идёт. А тут вдруг такие аргументы, не выходя из дома. При этом завалился на диван. Что в быту вообще-то не позволяет. Вот так говорить и куда-то там падать.
Всё это было пресечено и в магазин мы сходили. И я, если честно, не придала этому эпизоду значения. Мало ли.
После похода в магазин у нас уроки. И вот тут - приехали.
Таймер, вода, туалет, чуток нытья, всё, как всегда. Гриша идёт к столу и уже касается спинки стула и вдруг резко вскрикивает и кидается на диван с воплями "Я ненавижу уроки!!!"
Пауза.
С дивана доносятся вопли. Не диалог, не аргументы, а вопли.
2019 года. 2019 год. 2019 год. - Вот что в тот момент промелькнуло в моей голове.
Резкие, неконтролируемые действия, истерические вопли. Я не видела всего этого уже полтора года.
Сглотнула.
Опыт не пропьёшь. Я двинулась к дивану с обычными своими аргументами. Но передо мной был не тот мальчик, который готов слушать и пререкаться. Передо мной был... напуганный до ужаса ребёнок, готовый сорваться в крик в любой момент.
Это для меня. А вообще со стороны вы бы увидели неадекватного ребёнка, валяющегося на диване, барахтающегося и подвывающего.
Что я делаю в таких ситуациях? Без разговоров поднимаю и усаживаю за стол.
Загвоздка только одна. Делала я это последний раз в году 2019. С тех пор человек сильно вырос. И силой это сделать невозможно. Поэтому стоИт нетривиальная задача - поднять Гришу на ноги. Напоминаю, мозг у мальчика взял выходной, диалог невозможен. Точнее, не имеет смысла (я много раз пыталась).
И что я делаю. Начинаю щекотать. Гриша выворачивается и сползает на пол, поднимается. А вот в этот момент аккуратно подталкивается к столу.
Сел. Всё. Немного нытья на тему "не люблю уроки". Но это уже диалог. Слова, аргументы, факты.
Дальше урок. Никаких проблем. Не считая тахикардии, наверное, у меня. Потому что это рассказывать легко, но видеть это... не так просто. Особенно, учитывая тот факт, что год ничего даже близко похожего я не видела. И да, я ждала чего-то нехорошего после уроков дефектолога. Но, честно, не такого буквального отрубания мозгов. И не так быстро. После второго урока?.. Отлично...
И все уроки в этот день норовили начинаться точно так же. Почему норовили? Потому что я не допускала Гришу к дивану. Как только должен был прозвенеть таймер, я реально блокировала подход к дивану. Гриша застревал в туалете, на кухне, в коридоре, упирался рогом в дверном проёме. Но никуда не заваливался и не уходил в истерику.
Предупреждаю, это означает, что всё ещё не так плохо. Он вполне себе может и на пол завалиться. Что с этим буду делать? Щекотать. Папу на помощь звать.
Уточнение. Если кто не понял, как только Гриша дотрагивается попой до стула у рабочего стола, всё прекращается. Это невероятно, но это так. Крайне редко он выходил в истерику за столом. Разве что в самом начале, в 2019 году. Чаще всего для него усаживание является неким переключателем.
---
Следующий день - уроки прошли как обычно. Никаких заваливаний, протестов. Ничего.
Где-то я всё это уже видела... Ах да, с учительницей общей школы. Всё то же самое... Разве что не так ярко и неадекватно.
Потом был выходной.
Это что касается уроков.
---
Но дальше произошло следующее.
В тот день, когда наши уроки происходили с... ну пусть будет "с сопротивлением", Гриша вдруг стал очень тихим. Чтобы было понятно, он вообще любит разделить с семьёй свои чувства, спрашивает что-то, показывает. При этом ненавязчив. Я работаю за соседним с ним столом. Ну, и раз пять за час он у меня что-то спрашивает. И это помимо того, что и сам с собой он непрерывно разговаривает, комментируя происходящее в мультике. Или полностью проигрывает сценки из мультика.
А тут вдруг замолчал. Родители поздно заговоривших детей, как Вам такое? Сердце выдержит? Не разорвётся?
Сидит, работает за своим компьютером и молчит. Я заметила это к вечеру. Но, подумала, может, показалось. Но и уснул он молча. Ээээ. Вопросы я, конечно, ему задавала, отвечал. Но сам не заводил бесед.
На утро я думала, может, мне показалось.
Отступление. В 2019 году весной, когда процесс приучения к занятиям был в самом разгаре, Гриша вдруг начал закрываться в своей комнате и ни с кем не общаться. Это было очень странно. Он обычно, повторюсь, делиться своей жизнью с другими, показывает, что смотрит. А тут засел в комнате. Я проводила два урока, мы ходили на улицу. А всё остальное время он сидел за закрытой дверью. Я наблюдала за ним, приходила в его комнату, пыталась с ним общаться, смотреть мультики. Он не прогонял, но энтузиазма не выражал. Напомню, тогда он не говорил. При этом общался звуками, жестами, отдельными словами, карточками. Но и это он перестал делать по собственной инициативе.
Тогда я подумала, что, наверное, те крошечные 30 минут занятий так сильно его выматывают, что он просто не в силах поддерживать ни с кем контакт. И не настаивала.
Когда этот двухмесячный период закончился, во-первых, Гриша принял занятия, во-вторых, заговорил.
---
И вот опять, молчит... Не не говорит, а не проявляет инициативы говорить.
Всего лишь два занятия с дефектологом его что? Так нагрузили? Два занятия?!!!!!
---
И что? Теперь молчать будет?
Нет, на следующий день нас ждало противоположное. Гриша вдруг превратился в хвостик. Кто не знает, что это, объясняю, это когда самостоятельный ребёнок, вдруг становится очень зависимым от родителей. Всё просит, принеси воды, сделай бутерброд. Хотя он всё сам давно это делает. При этом количество обращений в час (вне уроков) возросло раз в сто. То есть, если обычно, он делится тем, что делает на компе, раз пять за час, то теперь весь день он почти не отпускал меня от себя. Я даже стул уже ближе поставила, потому что поняла, что это на долго.
Так и закончился день. Суббота.
Воскресенье прошло как обычно. Ничего не надо делать. Счастье.
В понедельник мы повесили календарь на новый месяц и я в него вписала дефектолога. Гриша впал в печаль с подвыванием. Я, последовав вашим советам, с удивлением спросила у него, ты не хочешь, чтобы приходила Фея? Она же приз принесёт. Приз Гришу очень заинтересовал. Мы вписали это слово в календарь. И Гриша успокоился. Занятия и в целом жизнь прошли как обычно.
---
Всё, что я описала, лично мне говорит о стрессе. Гриша то ли пробует модели поведения, то ли не понимает, как себя вести, то ли проверяет, а любят ли его родители. То ли проверяет, а контролируют ли они ситуацию. Не рушится ли мир вокруг. В безопасности ли я. Но однозначно одно, Гриша, ОПЯТЬ!!!!! пытается выяснить, а являются ли родители авторитетами. Именно то, о чём я писала здесь.
---
Напоминаю, два занятия. Всего лишь два занятия.
Ничего другого в Гришиной жизни не поменялось. Всё стабильно.
---
Я знала, что будет что-то подобное. Знала, что и истерики вернутся, и знала, что он начнёт очень сильно нуждаться во мне. Такое было.
Но я не знала, что это произойдёт так быстро. А про молчание я вообще забыла.
---
Какую стратегию я вижу в данной ситуации.
С уроками всё просто - они будут, что бы не случилось. Буду отдирать от пола, тащить за ноги, звать на помощь папу. Но они будут. Для незнающих, почему так важны уроки в жизни Гриши, сообщаю: именно систематические ежедневные занятия чем угодно (не только академическими предметами и речью) привели к тому, что Гриша вышел из аута в 9 лет, заговорил и стал адекватен.
Уточнение: Если кто-то переживает за Гришу в этой ситуации, не волнуйтесь. Делаю я это с улыбкой и шутками. А ещё щекочу. Не потому что добрая, а потому что иначе большого мальчика не поднять с горизонтальной поверхности. Орать, угрожать, пытаться наказать, шантажировать, применять физическое воздействие, упрашивать, плакать, заманивать, запугивать - всё это я пробовала. И оно не работает.
---
Жизнь меня пугает на много больше.
Но и здесь я вижу следующие способы действий:
1. Продолжать выстраивать диалог, как бы сложно это ни было, не давая закреплять возможность добиваться желаемого истерикой. Такого пока не было, но все признаки, что будет.
2. Когда Гриша нуждается в общении непомерно, отложить дела и общаться. Практика показывает, что такой напор проходит. Словно он убеждается прям на физическом уровне, что его любят, что он в безопасности, и всё, отпускает.
3. Не очень понимаю, что делать с молчанием. Вытаскивать Гришу из него? Не уверена. Прошлый раз я так не делала. Как я писала выше, это похоже на перезагрузку. Мне бы не хотелось, чтобы меня трогали в такой момент.
---
Такие дела, мои дорогие читатели.
Страшно ли это? Пока нет. Ничего нового я не увидела. Справиться со всем можно.
Учитывая, что всё, как и раньше, сошло на нет. Удалось погасить все последствия и даже проложить позитивный мостик к приходу дефектолога.
Пугает, что так сразу продемонстрировал сильную реакцию. Такое резкое начало обещает дальнейшее развитие с бОльшим пиком, нежели я ожидала. А сейчас даже не представляю, что может выдать Гриша.
---
Что я думаю по этому поводу?
Пока это цена, которую я готова платить за возможность заниматься с дефектологом. Частично потому что у меня уже был в точности такой же опыт в 2019 году. Гриша идёт по тому же пути, что и тогда. И есть предположение, что, если Фея будет действовать верно и не сдастся (к чёрту - верно, главное - не сдастся), Гриша встроит её в свою систему ценностей или чего там ещё он делает, и всё это прекратится. Причём одним днём. Так было тогда. Словно Гриша принимает какое-то решение. И всё. Сопротивление спадает до приемлемых договорных форм и вся неадекватность из жизни уходит.
Что будет сейчас, я не знаю. Справится ли Фея, я не знаю. Гриша справится, я в него верю. И со своей стороны помогу ему, на сколько хватит разума, воли и самообладания. Ну и любви, конечно, тоже.
Выводов не будет.
Сложно своими руками рушить такой дорогой ценой доставшийся и такой долгожданный мир и пытаться как-то это оправдывать и анализировать.
Остаётся только глубоко дышать и убеждать себя в том, что это ради блага Гриши.
Удачи вам, мои дорогие читатели.