Пришедшая в Италию мода на зенитные автопушки не могла ограничится только сухопутными войсками, вторая нога итальянской армии - флот то же должен был иметь собственные батареи. Рассказ о ЗСУ Военно-Морского флота Италии в этой статье.
Autocannone da 76/30 MR su FIAT 18 BLR/Зенитная пушка 75/30 Морского типа на шасси ФИАТ 18 БЛР
Страна: Италия
Производитель шасси: FIAT Veicoili Industriali
Оружия: Gio. Ansaldo Armstrong & C.
Год выпуска: 1917-1924
Кол-во выпущенных: 14
Полная масса: 7,6 тонн
Вооружение: Cannone 76/30 RM (Regia Marina = RM)/CANNONE da 76/30 A. 1915 – mod. 1916
Шасси: Fiat 18BLR
Двигатель: FIAT 64CD, R4, 6234cm3, 40 л.с. (18BLR)
Размеры: 5550х1750х2880 мм
Где посмотреть: Шасси FIAT 18BL (1914), FIAT 18BL (1918), FIAT 18BLR (1914) - Италия, Рим, Музей военной моторизации (Museo Storico della Motorizzazione Militare),
FIAT-18 BLR (1916) Чехия, Лешаны. Музей военной техники, Museum VHU Lesany
Пушка: Rovereto Museo Storico Italiano della Guerra
Эта статья из цикла об итальянских Autocannone, за годы Первой мировой войны превратившихся в полноценные САУ на автомобильном ходу. Предыдущую статью цикла можно прочитать здесь - Итальянские автопушки. Часть 3. Autocannone da 75/27 C.K. Ceirano 50. 1927. В пустыню на новом шасси.
C началом боевых действий в 1915 году показали военным морякам, что даже ощетинившиеся сотнями пушек корабли в гавани беззащитны перед воздушным налётом на порт. Было принято решение поставить на вооружение несколько батарей автопушек, которые прикроют морские базы Италии в районе Венето со стороны суши. В качестве шасси моряки взяли стандартный армейский грузовик FIAT 18 BLR, который массово поставлялся в армию и флот. Рассказ об этом грузовике можно прочитать здесь: FIAT 18BL/BLR. 1914. Становой хребет логистики Итальянской армии. Грузоподъемность грузовика составляла 2600 кг и самая легкая морская пушка в притык подходила к машине. Но военные моряки не собирались ездить по бездорожью и гоняться за дирижаблями и аэростатами, в районах морских баз обычно все было в порядке с хорошими дорогами.
С пушкой было сложнее, их не хватало даже для оснащения кораблей. В качестве образца для переделки в зенитную военные предложили взять корабельную Cannone da 76/40 A 1897 , которая представляла собой выпускавшуюся по лицензии на сов местном предприятии Ансальдо и Армстронга скорострельную пушку Armstrong QF 12-Pdr 12 cwt gun. Пушка была адаптирована для стрельбы по воздушным целям. Фактически от английской пушки остался только ствол с затвором, остальное было полностью переделано. Первые пушки выпускались на стационарном лафете - вариант M1915, в 1916 году пушку приспособили на корабельную тумбу, а в 1917 году доработали для установки на автомобильном шасси. Первые 76,2-мм зенитные пушки имели длину ствола в 30-калибров Cannone 76/30 RM (Regia Marina = RM). Пушки такого типа устанавливались на небольших военных судах. Возможно причина была в том, что на Ансальдо не удавалось сделать 40-калиберные стволы, и первое время выпускали только 30-калиберные.
Cannone 76/30 RM (Regia Marina = RМ)/76,2-мм пушка длиной 30 калибров Морского типа
Страна: Италия
Год выпуска: 1915-1917
Калибр: 76,0 мм
Масса в боевой позиции: 2676 kg
Длина ствола: 30/40
Масса фугасного снаряда: 6.016 kg
Начальная скорость: 690 m/с
Темп стрельбы: 12 выстрелов/мин
Досягаемость: 7900 m
Угол возвышения: -5 - +75 гр
По своей конструкции автопушка Autocannone da 76/30 MR su FIAT 18 BLR была аналогична конструкции пушки Autocannone da 75/27 CK su Itala X - такая же платформа с откидывающимися бортами для работы расчета, боковые опоры были усилены - их стало две перед и за задним колесом. Ящики для снарядов не предусматривались, ведь машины должны быть использованы на постоянных позициях. Расчет перевозился на скамейках в передней и задней частях платформы.
Главным визуальным отличием Autocannone da 76/30 MR su FIAT 18 BLR от схожей системы 75/27 СК является наличие двух цилиндров надо стволом у пушки. Автопушка имеет две опоры с каждой стороны в отличие от одной у пушек на шасси Итала, длинную подножку от колеса до колеса. Капот двигателя с тремя луврами системы охлаждения.
Департамент морской зенитной артиллерии (Reparto Contraerei di Nettuno) Королевского адмиралтейства Италии сформировал в 1917 году из восьми машин Autocannone da 76/30 su FIAT 18 BLR две автомобильные зенитные батареи морского ведомства – RM II и RM IV. Батареи прикрывали с октября 1917 года прибрежные города Венето - Ла Специа, Гротталье, Термоли, Кортелаццо. После войны число зениток довели до 14 создав ещё одну батарею морских зениток. Никаких особых успехов, как впрочем и боевой работы эти части не показали, но уже само их наличие было фактором сдерживания. В 1941 году все пушки были переставлены на шасси тяжёлых грузовиков Лянча Ро и в таком виде прослужили до 1943 года в Северной Африке.
Одна зенитная пушка, правда со стволом длиной 40 калибров - Cannone da 76/40 C.A. хранится рядом с пушкой 75/27 СК в музее Rovereto Museo Storico Italiano della Guerra.
Самая лучшая и надежная крепость та, которую никогда даже не осаждали, значит она только фактом своего наличия выполнила свою задачу. Так и с пушками Autocannone da 76/30 su FIAT 18 BLR, только фактом своего наличия они обеспечили безопасность от налетом приморское побережье восточной Италии.
Эта статья часть цикла статей об итальянских Autocannone, за годы Первой мировой войны превратившихся в полноценные САУ на автомобильном ходу. Следующую статью цикла можно прочитать здесь - Італьянские автопушки. Часть 05. Autocannone da 76/30 su Lancia Ro NM. Всё пошло в дело, даже старые пушки.
Источник:
Кирилец С.В. "Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой "войны моторов"", ЭКСМО
LA MECCANIZZAZIONE DELL'ESERCITO FINO AL 1943 tomo II -parte 2 /Vebuka.com
GLI AUTOVEICOLI DA COMBATTIMENTO DELL'ESERCITO ITALIANO VOL I _ Vebuka.com
www.14-18.it
сайт RCforum.ru, особенно сообщения экспертов @alekse и @slava
http://www.passioncompassion1418.com/Canons/Eng_AfficheCanonGET.php?IdCanonAffiche=1398
http://www.regioesercito.it/armi/artiglieria/art.htm