В России есть две организации, отслеживающие статистику продаж автомобилей: это «Ассоциация европейского бизнеса», пользующаяся данными автодилеров, а также агентство «Автостат Инфо», чьи выкладки базируются на данных по первичным регистрациям автотранспорта в ГИБДД. Разумеется, в «автостатовские» отчеты попадает и весь «серый импорт», включая ввезенные через границу «бэушки». Поэтому читать их намного интереснее! Так вот, поизучав последний отчет «Автостат Инфо», я с удивлением обнаружил, что в 2020 году на учет в России ставили электромобили как минимум 15 разных моделей! Оговорка про «как минимум» сделана по той причине, что у некоторых брендов гибридные и полностью электрические модификации автомобилей имеют одинаковое название (например, Hyundai Ioniq), и потому я в расчет их не принимал вовсе, чтобы избежать путаницы.
Так вот, просуммировав данные по всем машинам, которые я смог распознать как электрические, у меня получилась итоговая сумма в 631 автомобиль. Мизер? Пока – да, однако держу пари, что дальше эта цифра с каждым годом будет расти, словно снежный ком. Ведь, для сравнения, в 2019-м у нас было продано чуть меньше трехсот «электричек», то есть спрос на них удвоился. А что это конкретно были за машины, сейчас расскажу, начав с самых популярных.
1. Audi e-tron
Полноприводный электро-кроссовер с двумя движками суммарной пиковой мощностью 408 л.с. с прошлого года продается в РФ через официальную дилерскую сеть, что позволило продать рекордное количество машин – 132 штуки (цена их, к слову, начинается с отметки 5,89 млн. руб.). Заявленный запас хода – до 400 км, а потребное на зарядку время – 8,5 часов от обычной розетки. А станция ультрабыстрой зарядки способна «влить» в батарею 80% заряда за полчаса.
2. Tesla Model 3
«Трешка» – самая доступная модель «Теслы», которая минимально стоит сейчас в Штатах меньше 40 тысяч долларов. В эту серию входит несколько модификаций, различающихся кузовами (седан или лифтбек), емкостью батарей и т.д. Запас хода варьируется от 423 до 647 километров в зависимости от модификации, и это, конечно, впечатляет. В нашей стране, правда, цены куда выше и стартуют примерно с 4,3 млн. Но даже так «тройка» нашла здесь 105 покупателей, тогда как в 2019-м ее выбрали всего 20 смельчаков.
3. Porsche Taycan
Полноприводная «четырехдверка», позиционируемая фирмой как купе, продается у нас с 2020 года через официальную дилерскую сеть. Машинка эта очень серьезная в плане энерговооруженности: в различных модификациях может развивать от 530 до 761 л.с.! Ну и цена под стать: от 7,81 млн. руб.! Что не помешало продать у нас 94 экземпляра. В нынешнем году эта цифра точно заметно вырастет, ведь с марта начнутся продажи «бюджетной» версии с приводом только на одну ось, цена которой будет снижена на миллион с четвертью.
4. Tesla Model X
Полноприводный электрокроссовер от фирмы Илона Маска доступен в вариантах мощностью 562 или 795 л.с. Запас хода – 548-561 км. А знаете, за сколько наиболее мощный из этих 7-местных сундуков может разменять «сотню»? За 2,8 секунды. [Прямо вижу, как где-то пустил слезу владелец классического суперкара с огромным 12-цилиндровым бензиновым движком]. За всё про всё – от 8,7 млн. руб. по нынешнему валютному курсу. Таких машин у нас продали 74 штуки, годом ранее – 45.
5. Jaguar i-Pace
Британский электрический не то хэтч, не то кроссовер, продается у нас через «официалов» с 2018 года, цены стартуют от 7,6 млн. руб. У машины два мотора по 200 сил и батарейный блок, позволяющий проехать до 480 км. Ультрабыстрая зарядка пополнит батарейку на 80% за 40 минут, обычная – за 10 часов. Всего в 2020 году у нас купили почти столько же электрических «Ягуаров», сколько и кроссоверов Tesla: 72 штуки. Однако, это не успех, а неудача. Ибо в 2019-м результат продаж i-Pace был выше аж на 55 машин! Причины? Видимо только одна, и имя ей – Audi e-tron ))
6. BMW i3
Первая компактная машина в нашем хит-параде электромобилей. Но отнюдь не «бюджетная» по цене: разговор с официальным дилером начинается с цифры 3,84 млн. руб. – это лишь немногим дешевле «трёшки» от Tesla. И притом это еще и крайне необычная внешне для марки BMW машина! Предлагается в вариантах 170 или 184 л.с. с запасом хода 335 или 325 кмсоответственно. Но по сравнению с «Теслой» BMW – это какой-то тихоход: до сотни разгоняется 7,3 секунды. Похоже, немцам надо идти учиться к Илону Маску делать настоящие «горячие» автомобили ))) Тем не менее, электрических i3 в России купили немало: 61 штуку (против 10 годом ранее).
7. Nissan Leaf
Это настоящий «ветеран» среди электромобилей на российском рынке, за 10 лет производства таких машин к нам в страну ввезли уже, наверное, больше тысячи штук; встречаются они в самых разных городах. Почти все машины попали к нам подержанными, новую же можно было одно время приобрести в представительстве Nissan за сумму порядка 2,5 млн.руб. Движок – 109-сильный, привод – передний, но запас хода при исправной батарее по сегодняшним меркам слишком мал – всего 200 км. Держу пари, что японцы скоро модернизируют и затем введут-таки эту модель в число официально представленных в нашей стране, и ее продажи будут исчисляться сотнями штук. А пока результат – 46 поставленных на учет «серых» Leaf против 58 годом ранее.
8. Tesla Model S
В линейке электромобилей Tesla это вроде как большой представительский седан. Предлагается в трех градациях по мощности: 562, 795 или 1100 л.с., в опциях есть полный автопилот. Наиболее мощная модификация разгоняется до «сотни» за 2,1 секунды и может набрать 320 км/ч. Не знаю, где взять такие дороги, но набрать может. Цены стартуют от 7,9 млн. Модель S в итоге приобрели 25 человек против 15 в 2019 году.
9. JAC iEV7S
Пока японцы раздумывают, выводить на рынок бюджетный электромобиль или подождать еще, китайцы делают! Вот этот кроссовер с неудобоваримым обозначением модели у нас стоит всего 2,3 млн. руб.!!! Движок под капотом развивает 115 сил, запас хода – до 300 км. Я не припоминаю никакой публичной рекламы этой машины, однако 7 человек ее уже купили. Что же будет, когда китайцы возьмутся за PR?!
10. Tesla Model Y
И снова детище «Теслы», которое сложно точно спозиционировать! (По официальной версии это вроде как кроссовер). Model Y пока только-только докатилась до нашего рынка, где успела найти первых 4 покупателей. Это были двухмоторные полноприводные машины ценой от 6,7 млн. руб. В нынешнем году у Model Y продажи в РФ наверняка будут более заметными, ведь уже появилась более бюджетная одномоторная модификация, а в январе дублирующий выпуск «Игреков» начался на новом заводе в Китае, где за первый же год должны выпустить 250 тысяч таких машин. Делаю ставку, что у нас в 2021-м купят не менее полусотни таких «электричек».
11. Mercedes-Benz EQC
«Мерседесовцы» тоже отважились начать в России продажи больших премиальных электрокроссоверов! Первая модель EQC предлагается у нас по цене от 7,1 млн. руб. У автомобиля два мотора суммарной пиковой мощностью 480 л.с. и запас хода порядка 450 километров. Быстрая зарядка восполняет 80% заряда батареи за 40 минут. До конца 2020-го на учет успели поставить лишь 3 машины, но в будущем интерес к EQC явно будет не ниже, чем к тому же Jaguar i-Pace.
12. Renault Twizy
Эта двухместная французская «шутка юмора» – вовсе не новинка нашего рынка, а скорее наоборот: у нас ее предлагали уже несколько лет. И вот теперь французы все-таки поняли, что продавать такие электромобили в РФ бесполезно и приняли решение эту «лягушонку» с рынка убрать. Тем не менее, трех покупателей Twizy все-таки где-то нашел, а в 2019-м у нас купили 5 таких машин. Для соблюдения заведенного порядка сообщу, что на Twizy стоит либо «игрушечный» мотор мощностью 5 сил, либо более-менее приемлемый 17-сильный, а батарейка обеспечивает запас хода до 100 км.
13. Peugeot iOn
Это, на самом деле, не французская разработка, а перелицованный клон электромобиля Mitsubishi MIEV. Его мотор развивает 64 силы, запас хода – 115 км. В нашей стране он никогда официально не продавался, а у серых дилеров предлагается сейчас за 2,9 млн. В 2020-м в РФ поставили на учет три «Иона», годом ранее – два.
14. Toyota Mirai
Единственный в нашем обзоре электромобиль на водородных топливных элементах кто-то купил и поставил на учет в Сибирском федеральном округе. Меня мучает всего один вопрос: ЗАЧЕМ??? Где, блин, его в Сибири заправлять водородом?! Хотя… Может быть, осел он в каком-нибудь новосибирском Академгородке, где его собираются разобрать на винтики молодые российские ученые? Но зачем тогда ставили на учет?! В том же, что касается технических характеристик, Toyota Mirai хороша тем, что заправляется всего за 3 минуты (объем двух водородных баллонов – 122 литра), а запас хода у нее почти как у бензиновой машины: до 650 километров! Электромотор же развивает 155 сил.
15. Xiaopeng G3
Ну и еще один экзотический электрокар – на сей раз китайский "Сяопин". Переднеприводный кроссовер со 197-сильным мотором и запасом хода в 520 км сейчас предлагают в РФ за 3,6 млн. руб., что сильно отличается от цены этой машины на родине. Пока на учет поставили всего один экземпляр, который явно осел где-то в Москве.
В комментариях хотелось бы увидеть ваши мысли относительно того, как быстро электромобили вытеснят привычные нам сейчас автомобили с ДВС: 10 лет на это хватит или нет? Или вы придерживаетесь мнения, что "нам такое не грозит"? ))