Как только вы выехали из автосалона на новеньком автомобиле — он сразу потерял в цене. Хотите вы этого или нет. Дешеветь он будет с каждым днем. Давайте разберемся, для чего нужно знать остаточную стоимость автомобиля? Какой автомобиль купить, чтобы его потом можно было выгодно продать? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в этом материале.
Что такое остаточная стоимость автомобиля?
Точное определение остаточной стоимости транспортного средства можно найти в «Методике оценки остаточной стоимости ТС с учетом технического состояния», которая была утверждена в 1998 году Министерством транспорта нашей страны.
Остаточная стоимость — стоимость транспортного средства на дату оценки в месте оценки с учетом износа, технического состояния, а также других факторов, оказывающих влияние на стоимость транспортного средства.
Говоря простым языком, остаточная стоимость — это цена автомобиля с пробегом на момент расчета с новым (или предполагаемым) покупателем.
Для чего нужно знать остаточную стоимость автомобиля?
«А вы знаете, что :
Средний возраст автомобиля с пробегом в России составляет примерно 11,5 лет (по данным аналитического агентства «Автостат» за 5 месяцев 2019 года)».
Покупая машину, любой человек понимает, что рано или поздно он ее продаст, чтобы купить новую. Как продавать автомобиль с пробегом – самостоятельно или сдавать в трейд-ин дилеру – это другой вопрос. Об этом тоже можно почитать в наших материалах (смотрите ссылки в конце статьи).
Так вот, чтобы выгодно продать автомобиль, важно знать его остаточную стоимость - то есть цену, за которую можно продать на рынке свой автомобиль. Конечно, можно ориентироваться на цены автомобилей, которые представлены на тематических сайтах. Но даже на одну и ту же модель цена может отличаться на сотни тысяч рублей. Почему?
Причин несколько – это и «битая» или нет… Это и уровень оснащения (базовый или улучшенный). Кроме того, одна и та же модель может быть в комплектации с более мощным двигателем (цена выше) и с «коробкой-автомат» (тоже влияет на цену).
Именно поэтому часто автовладеьцы прибегают к помощи «автоброкеров» или «перекупов» - специалистов, которые постоянно « в теме» и разбираются во всех тонкостях рынка авто с пробегом.
От чего зависит остаточная стоимость автомобиля?
Остаточная стоимость (или Residual Value, как ее называют в мире) автомобиля высчитывается по формуле и зависит от множества факторов. Давайте на них посмотрим:
- дата производства
- капитальный ремонт
- физический износ транспортного средства
- моральный износ транспортного средства
- оборудование, которое было установлено дополнительно
- фактический пробег
В мировом сообществе «остаточная стоимость» уже давно признанный термин и для простых автовладельцев. Существуют специальные каталоги, в которых регулярно публикуют Residual Value – и любой автовладелец может следить за ценой своего авто на рынке.
В России пока не очень популярен этот параметр авто. Поэтому мы регулярно проводим исследования «остаточной стоимости» и ежегодно награждаем модели-победители – с 2015 года. Например, в 2015 году победителями в массовом сегменте были:
В премиальном сегменте:
«А вы знаете, что:
В сентябре-октябре 2020 года на вторичном рынке вырос спрос на 8-9 летние автомобили»
Как рассчитывается индекс остаточной стоимости?
Шестое ежегодное исследование проводилось по итогам 2019 года. В нем участвовало 2072 модификации (с учетом типа кузова, объёма двигателя и типа трансмиссии) 49 брендов легковых автомобилей. Учитывались цены на новый автомобиль (2016 года выпуска) и при перепродаже в 2019 году – в рублевом эквиваленте. То есть оценивались «трехлетки".
А результаты лидеров по итогам 2020 года будут объявлены скоро в рамках онлайн-мероприятия «Residual Value– 2021».
В 2020 году эксперты продвинулись еще дальше и стали проводить исследования чаще и брать автомобили с большим сроком службы. Например, недавно рассчитали индекс остаточной стоимости для автомобилей 5-ти летней давности. В ходе исследования аналитики изучили цены на авто в каждом из сегментов авторынка России. Были рассчитаны показатели примерно по 2100 модификациям (с учетом типа кузова, объема двигателя, типа трансмиссии и привода) почти 50 брендов легковых автомобилей.
Как рассчитывался индекс остаточной стоимости? Для этого брали цену на новый автомобиль выбранной модификации, смотрели какой она была в 3 квартале 2015 года. Затем сравнивали с ценой на рынке авто с пробегом в 3 квартале 2020 года. Фактически – с ценой перепродажи на сегодняшнем рынке. По итогам исследования был составлен рейтинг по индексу остаточной стоимости. В него вошли автомобили, которые меньше всего потеряли в цене за 5 лет.
Какие автомобили 5-ти летней давности лучше всего сохранили свою цену?
Сейчас – уникальная ситуация на рынке авто с пробегом. Автомобиль, купленный пять лет назад можно продать почти по той же цене. Смотрите сами – индекс остаточной стоимости 93,7 % у KIA Picantо – то есть авто потерял в цене за 5 лет всего 6%. Условно говоря, если вы купили этот автомобиль за 480 000 рублей в 2015 году, то сегодня его можно продать за 450 000 рублей. Согласитесь, неплохо знать заранее – какой автомобиль «держит» свою цену?
Вот самые надежные с точки зрения цены автомобили.
Лидеры по сохранности стоимости в массовом сегменте легковых автомобилей
Лидером сегмента A стала малолитражка KIA Picanto с литровым двигателем мощностью 66л.с. и механической трансмиссией. Сохранная стоимость автомобиля за 5 лет — 93,7%. С 2015 года машина потеряла в цене всего 6,3%.
В сегменте B лидером оказался Hyundai Solaris с двигателем 1,6 л (123 л.с) с автоматической трансмиссией в кузове «хэтчбек». Его показатель сохранности стоимости – 88,1%. Значит за 5 лет он потерял около 12% стоимости.
Лидер сегмента С – Toyota Corolla. Важна не только модель, но и ее модификация. На первую позицию вышла модель с двигателем объемом 1,3 литра мощностью 99 л.с. и механической трансмиссией. В течение 5 лет сохранная стоимость автомобиля составила 84% . При этом потеря составила 16%.
Mazda 6 в кузове «седан» стала лидером по остаточной стоимости в сегменте D. Автомобиль с двухлитровым двигателем мощностью 150 л.с. и механической коробкой передач 5-ти летней давности имеет показатель сохранности стоимости в 90,9%. То есть за это время он потерял в цене 9,1%.
Далее идет сегмент LAV. Здесь лидером стал отечественный автомобиль LADA Largus Cross с двигателем объемом 1,6 литра мощностью 87 л.с. и механической трансмиссией. Его сохранная стоимость — 82,4%. За 5 лет он потерял в цене 17,6%.
В сегменте MPV лидером стал Toyota Alphard с двигателем объемом 3,5 литра мощностью 275 л.с. и автоматической трансмиссией. За 5 лет эксплуатации, сохранная стоимость составляет 90,1%. За это время он потерял в цене около 10%.
В не самом популярном сегменте PICKUP лидирует полноприводный Toyota Hilux с дизельным двигателем объемом 2,4 литра мощностью 150 л.с. и механической трансмиссией. Его показатель сохранной стоимости — 98,7%. В цене автомобиль потерял всего 1,3%. Забегая вперед, скажем, что это лучший показатель среди автомобилей в массовом сегменте.
Далее идет самый популярный и самый обширный сегмент — SUV, который мы разделили на подсегменты. И первый из них — SUV (B). Здесь в лидеры вышел переднеприводный Renault Duster с двигателем объемом 1,6 литра мощностью 114 л.с. и механической коробкой передач. Сохранная стоимость кроссовера за 5 лет — 85,7%. Потерял в цене он 14,3%.
В сегменте SUV (C) лидером стал переднеприводный автомобиль Mazda CX-5 с двухлитровым двигателем мощностью 150 л.с. и коробкой «автомат». Его показатель сохранной стоимости — 96,5%. Значит за 5 лет он потерял в цене только 3,5%.
В сегменте SUV (D) первое место по сохранной стоимости занимает переднеприводный Toyota Land Cruiser Prado с бензиновым двигателем объемом 2,7 литра мощностью 163 «лошади» и автоматической трансмиссией. За 5 лет сохранная стоимость составила 95,4%. За это время в цене он потерял 4,6%.
И, наконец, последний сегмент в категории массовых автомобилей - SUV(E). Здесь «золотая медаль» у полноприводного внедорожника Toyota Land Cruiser с бензиновым двигателем объемом 4,6 литра мощностью 309 л.с. и автоматической трансмиссией. За 5 лет показатель сохранной стоимости составил 88,7%, а потерял 11,3%.
Лидеры по сохранности стоимости в премиум-сегменте
В сегменте COUPE/CABRIOLETпервое место у заднеприводного Porsche Boxster с двигателем 2,7 литра мощностью 265 л.с и автоматической трансмиссией. Его сохранность стоимости за 5 лет — 89,5%. За это время в цене он потерял 10,5%.
Mercedes-Benz C-Class стал лидером в сегменте D. Это автомобиль с задним приводом, двигателем объемом 1,6 литра и мощностью 150 л.с. Коробка передач — автоматическая. Показатель остаточной стоимости автомобиля — 75,5%. За 5 лет он потерял в цене 24,5%.
В сегменте E лидирует заднеприводный Infunuti M/Q70 с двигателем объемом 2,5 литра мощностью 222 л.с. и автоматической трансмиссией. В цене автомобиль сохранил ровно 82%, а потерял 18% в течение 5 лет.
Далее посмотрим на сегмент F. Здесь победителем стал заднеприводный Mercedes-Benz S-Class с 3-литровым двигателем мощностью 333 л.с.и коробкой «автомат». За 5 лет сохранная стоимость составила 61,7%. Потерял 38,3%.
Еще один представитель Mercedes-Benz в премиальной категории. На этот раз модель GLA. Она стала победителем в категории SUV(С). Это полноприводный внедорожник с двухлитровым двигателем мощностью 211л.с. и автоматической трансмиссией. Его показатель сохранности стоимости за 5 лет — 69,7%. Это значит, что в цене он потерял 30,3%.
В сегменте SUV (D) лидером стал полноприводный Lexus NX с двигателем объемом 1,6 литра, мощностью 150 л.с. и автоматической трансмиссией. Сохранность стоимость — 95,4%. Автомобиль потерял в цене всего 4,6%. Это лучший показатель среди всех категорий премиальных автомобилей.
В последней категории SUV(E) вновь одержал победу. Mercedes-Benz. На этот раз полноприводный GLE/M-Classс трехлитровым дизелем мощностью 249 «лошадей» и коробкой «автомат». За 5 лет внедорожник сохранил в цене 81,7%. Потеря составила 18,3%.
Одним из самых популярных сегментов на российском рынке — SUV. А вот кто стал аутсайдером и больше всего потерял в цене — сейчас узнаем.
Какие кроссоверы в массовом сегменте больше всего потеряли в цене за последние 5 лет?
SUV(B)
В этом сегменте больше всего потерял в цене полноприводный Opel Mokka с бензиновым двигателем объемом 1,4 литра и механической коробкой передач. Его остаточная стоимость составила 55,7%. Всего за 5 лет автомобиль потерял практически половину своей стоимости.
Представьте, вы купили его за 1 миллион 273 тысячи рублей. Такой автомобиль можно сегодня продать примерно за 709,5 тысяч рублей. И это с учетом того, что он находится в хорошем состоянии. Вы еще сомневаетесь в том, что полезно знать «остаточную стоимость» заранее?
SUV (C)
В этом сегменте еще один представитель французской марки Opel. На этот раз поноприводный внедорожник Antara с дизельным двигателем объемом 2,2 литра и коробкой «автомат». Его остаточная стоимость — 48,2%.
Стоить такой внедорожник сегодня будет около 830 тысяч рублей. Кстати, нового такого автомобиля вы тоже больше не найдете, только на вторичном рынке.
SUV (D)
В сегменте SUV (D) больше всего теряет в цене отечественный УАЗ «Патриот» с дизельным двигателем объемом 2,2 литра и механической трансмиссией. Его остаточная стоимость — всего 56,9%.
Автомобиль пятилетней давности можно купить всего за 526 тысяч рублей
SUV (E)
В этом сегменте по показателю "самая большая потеря стоимости" лидирует Nissan Pathfinder, который тоже уже покинул российский рынок. Остаточная стоимость автомобиля с бензиновым двигателем объемом 3,5 литра и автоматической коробкой составила 51,9%.
Для тех, кто интересуется автомобилями с пробегом наши материалы:
Как обменять автомобиль в трейд-ин без проблем
У дилера или «с рук» - где лучше купить авто с пробегом?
Через какой сайт продать свой автомобиль?
Понравилось?
Поставь "лайк" и поделись с друзьями в соцетях.
Автомобили и статистика - твой "конёк"? Подписывайся на наш канал и комментируй публикации!