1. Очень сложно доказать
Объективности в вопросе дизайна быть не может. Что считать копированием? Точные геометрические размеры и форма всех кузовных элементов? Но клоны, как правило, имеют хоть какие-то малозначительные отличия. Просто образ, издалека напоминающий оригинал? В таком случае можно дойти до абсурда и обвинять всех, даже европейских производителей. Ведь практически все современные хэтчбеки утратили свою оригинальность и похожи друг на друга. А что делать, если копия «слизана» сразу с нескольких машин? Взгляните на фото Shuanghuan SCEO ниже.
Кто должен за него судиться? Toyota за «морду» от 120 Prado или BMW за вид сбоку и сзади от X5 E53?
Поэтому суды, если таковые и происходят, длятся очень долго и требуют проведения нескольких экспертиз. Зачастую предмет спора уже снимают с конвейера до вынесения решения суда.
2. Китайские суды выносят решения в пользу своих производителей
Тем смелым европейским и американским производителям, которые все-таки решались судиться с «китайцами», удалось добиться немногого. Максимум, европейские суды запрещали ввозить нелегальные копии на территорию Евросоюза. Так было с упомянутым выше Shuanghuan SCEO и Great Wall Peri, подозрительно напоминающий Fiat Panda. Однако китайский суд с доводами не согласился и посчитал, что между машинами есть существенные различия, да к тому же «повесил» судебные издержки на итальянцев. Почему так? Правительство КНР поставило четкую цель на развитие собственного автопрома, а «независимые» суды не в силах ослушаться. Ничего не напоминает?
Единственный прецедент удачной защиты интеллектуальных прав произошел совсем недавно, в 2019 г. Модель Landwind X7 (нелицензионная копия Range Rover Evoque) запретили производить и продавать из-за плагиата.
3. Боятся впасть в немилость китайскому правительству
Многие крупные китайские автоконцерны полностью или частично принадлежат государству (SAIC, BAIC, Chery, Changan). Поэтому страшны не только решения судов, но и возможные санкции в отношении конкретных компаний, а то и полный запрет им продавать на территории КНР. С другой стороны, китайский автомобильный рынок самый крупный в мире. Если не брать в расчет кризисный 2020 год, продажи были порядка 25-28 млн. новых автомобилей! Сравните это с российскими полутора миллионами… Поэтому мировые бренды готовы многое терпеть и прощать, в том числе и заимствования дизайна.
4. Клоны не мешают оригиналу.
Да, это мое убеждение. Давайте честно, неужели вы думаете, что человек может выбирать Geländewagen за 15 млн. руб., а потом такой – «Зачем он мне, если можно купить BAIC BJ80 в 7 раз дешевле, это же тоже самое!». Верите в такое? В том и дело. Покупатели оригинала и клона это совершенно разные люди, которые даже, скорее всего, не знакомы и никогда в жизни не пересекаются.
Из этого правила есть исключения, но настолько редкие, что еще больше его подтверждают. Например, продаваемый в свое время на российском рынке Chery QQ – очень точная копия Daewoo Matiz. Обе эти машины охотились за одним типом покупателей, да и разница в цене между ними была небольшой.
Как вы относитесь к воровству в дизайне? Надо запрещать или пусть будет?
Еще статьи по теме: