12 подписчиков

Мотоциклы "Днепр". Тяжелые парни.

268 прочитали
"Днепр " — семейство тяжёлых дорожных мотоциклов с боковой коляской, выпускавшихся КМЗ — Киевским мотоциклетным заводом.

"Днепр " — тяжёлые дорожные мотоциклы с боковой коляской, выпускавшиеся КМЗ — Киевским мотоциклетным заводом. В наше время все тяжелые мотоциклы КМЗ обобщенно называют «Днепр», хотя первая модель, получившая собственное имя «Днепр» К-650, появилась в 1968 году.

История создания

Свое начало мотоциклы этой серии берут еще в 1945-ом году, вскоре после окончания войны. Гражданская промышленность была практически полностью разрушена, поэтому перед правительством СССР стояла задача по организации восстановительных работ на многих предприятиях. Многие военные фабрики и заводы переходили к выпуску мирной продукции: тракторов, машин и пр. Одним из таких заводов и стал Бронетанковый ремонтный завод №8, расположенный в Киеве. Постановлением Совета народных комиссаров СССР на его базе создали Киевский мотоциклетный завод.

Основой для создания первого мотоцикла на КМЗ стали чертежи и оборудование, доставленные в СССР из Германии в качестве репараций. Модель получила название К-1Б "Киевлянин". Это был лёгкий и изящный одноместный мотоцикл, который внешне напоминал велосипед. Модель стала серийной, выпускалась с 1946 по 1955 год.

Киевлянин К-1-Б
Киевлянин К-1-Б

Мотоцикл оснащался одноцилиндровым двигателем мощностью 23 лошадиных сил, двухступенчатой коробкой передач и велосипедными педалями. Последние служили для запуска двигателя и торможения, также они могли использоваться как дополнительный привод при движении под гору.

К производству тяжелой мототехники завод перешел в 1950-ом году. Немалым подспорьем в этом новом вызове для коллектива Киевского мотоциклетного стал перевод около сотни работников с необходимым опытом с расформированного аналогичного Горьковского завода.

Первым тяжёлым дорожным мотоциклом стал М-72 с двигателем мощностью 22 л. с. Он мог оснащаться коляской, но выпускались и мотоциклы без колясок. Изначально создавался как военный мотоцикл, поэтому в свободной продаже до середины 50-х годов такого транспорта не было.

Надо сказать, что данный мотоцикл был, так сказать, пробой пера Киевского завода и ее можно скорее считать прототипом серии “Днепр”, чем ее первое моделью. Со временем на предприятии появятся собственные уникальные машины.

К-750

Шаги на пути к созданию своего, доморощенного, тяжелого мотоцикла привели к модели К-750 и ее улучшенной версии — К-750М. Пускай это все еще не “Днепр”, но уже очень и очень близко. По сравнению с моделью М-72 мощности движка добавили 4-ре л.с, а потребление бензина на каждые 100 км пути было уменьшено на 1 литр. Значительно улучшили мягкость хода. Теперь мотоцикл ездил и быстрее своего предшественника, и сама езда была куда более комфортной. Детали мотоцикла были взаимозаменяемы с запчастями Ирбитского мотоциклетного завода.

К -750
К -750

В версии К-750М двигатель сделали более долговечным, как и коробку передач. Также улучшили качество тормозов, сделав перемещение более безопасным. Весил этот “монстр” столько же, сколько и его “обычный” предок — 320 кг.

К-650 “Днепр”, он же — МТ-8

В 1968 году Киевский мотоциклетный завод явил миру свое уже теперь легендарное детище — мотоцикл К-650 “Днепр”, он же — МТ-8. В нем были исправлены минуса и недостатки предыдущих версий. Был значительно увеличен моторесурс машины — до 1000 часов. Специалисты завода вместе с учеными Киевского политехнического завода разработали новую конструкцию коленвала, на котором даже после 40-ка тыс. км. пробега практически отсутствовали следы износа. На моделях К-750 коленвал приходил в негодность уже после 20-ти тыс. км. Помимо этого, при конструировании модели К-650 было применено множество других новаторских инженерных решений, позволивших значительно продлить срок службы мотоцикла.

Конструкторы и иженеры-разработчики смогли увеличить мощность мотоциклов «Днепр» до 32 л.с., уменьшив при этом кубатуру двигателя до 650 см³. Они использовали верхнее расположение клапанов. Коленчатый вал в этой конструкции был литой, вкладыши взяли от двигателя из автомобиля «Москвич 407». Также была использована новая система смазки деталей двигателя, благодаря которой он имел гарантийный пробег 40 000 км.

К-650
К-650

Эти мотоциклы «Днепр» имели лучшие характеристики среди аналогов и даже с коляской могли развивать скорость до 105 км/час. Расход топлива стал экономичнее: при скорости 50-60 км/час на 100 км расходовалось 5,8 литров бензина марки А-76. Этот бензин считался дорогим: 75 копеек за литр. Были и более дешёвые марки бензина А-66 и А-72 с меньшим октановым числом и стоимостью 60 и 70 копеек за литр соответственно.

Максимальная скорость, которую мог достигать “Днепр” — 100 км/час.

“Днепр” — МТ-9.

Киевский завод не стоял на месте и в 1971-ом году мир увидела следующая модель серии “Днепр” — МТ-9. Она пользовалась бешенной популярностью среди жителей Советского Союза. За три года производства было выпущено практически 200 тыс. экземпляров!

МТ - 9
МТ - 9

В мотоцикле были обновлены коробки передач, сидения, топливные баки. Была улучшена комфортабельность езды, продлена долговечность, а также немного уменьшен расход топлива на 100 км пути. Впервые на мотоциклах этой серии были установлены указатели поворотов. Появилась задняя передача.

МТ-10

В 1974-ом году вышла следующая модель МТ-10, правда без радикальных изменений в конструкции. Но на МТ-10 стало устанавливаться 12-вольтовое электрооборудование. Примечательно, что такие мотоциклы производились не только для внутреннего рынка страны, но и для экспорта в другие страны.

МТ-10
МТ-10

Максимальная скорость модели составляла 130 км в час, а специальная резина позволяла уверенно держаться на дороге даже в зимнее время на скользкой дороге. На Ижмаш пытались повторить успех киевлян, однако создать машину такого рода им оказалось не под силу.

МТ-10-36

В 1976-ом году вышла модернизированная модель МТ-10-36 с улучшенной мощностью двигателя — 36 л.с. и большей комфортабельностью. Она является модификацией МТ-10. «Днепр МТ-10-36» также имел генератор Г-424 на 12 Вольт. Также в нём был установлен модернизированный карбюратор К-301Д. Выпускалась она очень долго, вплоть до 1984-го.

МТ-10-36
МТ-10-36

"Днепр" МТ-11, 12, 16

Примерно с 1985 года компания начала выпускать различные модификации моделей. Изменения коснулись рамы и некоторых типов креплений. Также усовершенствовались генератор и карбюратор.

В моделях «Днепр-12» устанавливался генератор Г-414, рассчитанный на 6 Вольт. В модели «Днепр-6» устанавливался карбюратор К-63. Расход бензина в данном случае не уменьшился, зато увеличилась проходимость агрегата. Модель мотоцикла «Днепр-11» имела возможность быстрого отсоединения коляски. Без бокового прицепа этот байк мог развить скорость до 140 км/час. А с прицепом-коляской мог везти больше 250 кг груза, при этом развивая довольно высокую скорость до 105 км в час. Многие тысячи таких "рабочих лошадок" стали незаменимыми помощниками жителей сельской местности, дачников, рыбаков и охотников.

МТ-11
МТ-11

Через год после появления МТ-11 появилась модель МТ-16, основной особенностью которой стал полный привод, в том числе и на колесе коляски, а также отдельный тормоз на ней . На дороге подобное новшество могло спасти жизнь, увеличив шансы остановить движение машины до столкновения.

Новый мотоцикл идеально подходил для движения по просёлочной дороге и по бездорожью, показывая высокую проходимость. Правда, его максимальная скорость несколько уступала таковой у предшественника.

КМЗ-8.157-01

«КМЗ-8.157-01» иногда называли «Днепр Соло», так как она выпускалась без бокового прицепа. Хотя любители без труда присоединяли к нему мотоколяску от других моделей или даже от ИМЗ или «Урала». В этом мотоцикле был установлен карбюратор К-65Т. Он заправлялся топливной смесью с маслом.

КМЗ-8.157-01
КМЗ-8.157-01

Использовался бензин А-76. Мотоцикл был оснащен двигателем мощностью 23,5 л.с при оборотах 52000. «КМЗ-8.157-01» развивал скорость до 125 км/час.

Преимущества и недостатки мотоциклов семейства "Днепр"

К достоинствам относятся:

• удобное сидение: даже во время продолжительных поездок сидеть в нём очень комфортно, спина не будет затекать и уставать;

• в морозную погоду двигатель запускается легко (если всё подготовить);

• задняя передача, что при наличии коляски очень полезно;

• четырёхтактный двигатель;

• наличие толстых покрышек;

• доступные к замене запчасти;

• высокая мощность;

• карданный привод;

• неприхотливость;

• устойчивость на дорогах;

• простота конструкции;

• надёжность, долговечность.

Недостатки:

• переднего тормоза не хватает для такого большого веса техники;

• плохое зажигание (слабая искра);

• большой расход топлива;

• неудобная система тормозов на коляске;

• большой вес;

• перегревается двигатель;

• низкое расположение цилиндров двигателя и при поездках по пересечённой местности их можно оборвать;

• шумный.

Заключение

Несмотря на то, что конкретно серией “Днепр” занимался только Киевский мотозавод, его изделия обрели такую популярность в народе, что именем “Днепр” стали называть другие тяжелые мотоциклы. Что само по себе говорит о многом. Сейчас завод переживает не лучшие свои времена, но его мотоциклы живут, даже пользуются спросом, если зайти на различные сайты купли-продажи. А значить, все не так уж и плохо!