"Днепр " — тяжёлые дорожные мотоциклы с боковой коляской, выпускавшиеся КМЗ — Киевским мотоциклетным заводом. В наше время все тяжелые мотоциклы КМЗ обобщенно называют «Днепр», хотя первая модель, получившая собственное имя «Днепр» К-650, появилась в 1968 году.
История создания
Свое начало мотоциклы этой серии берут еще в 1945-ом году, вскоре после окончания войны. Гражданская промышленность была практически полностью разрушена, поэтому перед правительством СССР стояла задача по организации восстановительных работ на многих предприятиях. Многие военные фабрики и заводы переходили к выпуску мирной продукции: тракторов, машин и пр. Одним из таких заводов и стал Бронетанковый ремонтный завод №8, расположенный в Киеве. Постановлением Совета народных комиссаров СССР на его базе создали Киевский мотоциклетный завод.
Основой для создания первого мотоцикла на КМЗ стали чертежи и оборудование, доставленные в СССР из Германии в качестве репараций. Модель получила название К-1Б "Киевлянин". Это был лёгкий и изящный одноместный мотоцикл, который внешне напоминал велосипед. Модель стала серийной, выпускалась с 1946 по 1955 год.
Мотоцикл оснащался одноцилиндровым двигателем мощностью 23 лошадиных сил, двухступенчатой коробкой передач и велосипедными педалями. Последние служили для запуска двигателя и торможения, также они могли использоваться как дополнительный привод при движении под гору.
К производству тяжелой мототехники завод перешел в 1950-ом году. Немалым подспорьем в этом новом вызове для коллектива Киевского мотоциклетного стал перевод около сотни работников с необходимым опытом с расформированного аналогичного Горьковского завода.
Первым тяжёлым дорожным мотоциклом стал М-72 с двигателем мощностью 22 л. с. Он мог оснащаться коляской, но выпускались и мотоциклы без колясок. Изначально создавался как военный мотоцикл, поэтому в свободной продаже до середины 50-х годов такого транспорта не было.
Надо сказать, что данный мотоцикл был, так сказать, пробой пера Киевского завода и ее можно скорее считать прототипом серии “Днепр”, чем ее первое моделью. Со временем на предприятии появятся собственные уникальные машины.
К-750
Шаги на пути к созданию своего, доморощенного, тяжелого мотоцикла привели к модели К-750 и ее улучшенной версии — К-750М. Пускай это все еще не “Днепр”, но уже очень и очень близко. По сравнению с моделью М-72 мощности движка добавили 4-ре л.с, а потребление бензина на каждые 100 км пути было уменьшено на 1 литр. Значительно улучшили мягкость хода. Теперь мотоцикл ездил и быстрее своего предшественника, и сама езда была куда более комфортной. Детали мотоцикла были взаимозаменяемы с запчастями Ирбитского мотоциклетного завода.
В версии К-750М двигатель сделали более долговечным, как и коробку передач. Также улучшили качество тормозов, сделав перемещение более безопасным. Весил этот “монстр” столько же, сколько и его “обычный” предок — 320 кг.
К-650 “Днепр”, он же — МТ-8
В 1968 году Киевский мотоциклетный завод явил миру свое уже теперь легендарное детище — мотоцикл К-650 “Днепр”, он же — МТ-8. В нем были исправлены минуса и недостатки предыдущих версий. Был значительно увеличен моторесурс машины — до 1000 часов. Специалисты завода вместе с учеными Киевского политехнического завода разработали новую конструкцию коленвала, на котором даже после 40-ка тыс. км. пробега практически отсутствовали следы износа. На моделях К-750 коленвал приходил в негодность уже после 20-ти тыс. км. Помимо этого, при конструировании модели К-650 было применено множество других новаторских инженерных решений, позволивших значительно продлить срок службы мотоцикла.
Конструкторы и иженеры-разработчики смогли увеличить мощность мотоциклов «Днепр» до 32 л.с., уменьшив при этом кубатуру двигателя до 650 см³. Они использовали верхнее расположение клапанов. Коленчатый вал в этой конструкции был литой, вкладыши взяли от двигателя из автомобиля «Москвич 407». Также была использована новая система смазки деталей двигателя, благодаря которой он имел гарантийный пробег 40 000 км.
Эти мотоциклы «Днепр» имели лучшие характеристики среди аналогов и даже с коляской могли развивать скорость до 105 км/час. Расход топлива стал экономичнее: при скорости 50-60 км/час на 100 км расходовалось 5,8 литров бензина марки А-76. Этот бензин считался дорогим: 75 копеек за литр. Были и более дешёвые марки бензина А-66 и А-72 с меньшим октановым числом и стоимостью 60 и 70 копеек за литр соответственно.
Максимальная скорость, которую мог достигать “Днепр” — 100 км/час.
“Днепр” — МТ-9.
Киевский завод не стоял на месте и в 1971-ом году мир увидела следующая модель серии “Днепр” — МТ-9. Она пользовалась бешенной популярностью среди жителей Советского Союза. За три года производства было выпущено практически 200 тыс. экземпляров!
В мотоцикле были обновлены коробки передач, сидения, топливные баки. Была улучшена комфортабельность езды, продлена долговечность, а также немного уменьшен расход топлива на 100 км пути. Впервые на мотоциклах этой серии были установлены указатели поворотов. Появилась задняя передача.
МТ-10
В 1974-ом году вышла следующая модель МТ-10, правда без радикальных изменений в конструкции. Но на МТ-10 стало устанавливаться 12-вольтовое электрооборудование. Примечательно, что такие мотоциклы производились не только для внутреннего рынка страны, но и для экспорта в другие страны.
Максимальная скорость модели составляла 130 км в час, а специальная резина позволяла уверенно держаться на дороге даже в зимнее время на скользкой дороге. На Ижмаш пытались повторить успех киевлян, однако создать машину такого рода им оказалось не под силу.
МТ-10-36
В 1976-ом году вышла модернизированная модель МТ-10-36 с улучшенной мощностью двигателя — 36 л.с. и большей комфортабельностью. Она является модификацией МТ-10. «Днепр МТ-10-36» также имел генератор Г-424 на 12 Вольт. Также в нём был установлен модернизированный карбюратор К-301Д. Выпускалась она очень долго, вплоть до 1984-го.
"Днепр" МТ-11, 12, 16
Примерно с 1985 года компания начала выпускать различные модификации моделей. Изменения коснулись рамы и некоторых типов креплений. Также усовершенствовались генератор и карбюратор.
В моделях «Днепр-12» устанавливался генератор Г-414, рассчитанный на 6 Вольт. В модели «Днепр-6» устанавливался карбюратор К-63. Расход бензина в данном случае не уменьшился, зато увеличилась проходимость агрегата. Модель мотоцикла «Днепр-11» имела возможность быстрого отсоединения коляски. Без бокового прицепа этот байк мог развить скорость до 140 км/час. А с прицепом-коляской мог везти больше 250 кг груза, при этом развивая довольно высокую скорость до 105 км в час. Многие тысячи таких "рабочих лошадок" стали незаменимыми помощниками жителей сельской местности, дачников, рыбаков и охотников.
Через год после появления МТ-11 появилась модель МТ-16, основной особенностью которой стал полный привод, в том числе и на колесе коляски, а также отдельный тормоз на ней . На дороге подобное новшество могло спасти жизнь, увеличив шансы остановить движение машины до столкновения.
Новый мотоцикл идеально подходил для движения по просёлочной дороге и по бездорожью, показывая высокую проходимость. Правда, его максимальная скорость несколько уступала таковой у предшественника.
КМЗ-8.157-01
«КМЗ-8.157-01» иногда называли «Днепр Соло», так как она выпускалась без бокового прицепа. Хотя любители без труда присоединяли к нему мотоколяску от других моделей или даже от ИМЗ или «Урала». В этом мотоцикле был установлен карбюратор К-65Т. Он заправлялся топливной смесью с маслом.
Использовался бензин А-76. Мотоцикл был оснащен двигателем мощностью 23,5 л.с при оборотах 52000. «КМЗ-8.157-01» развивал скорость до 125 км/час.
Преимущества и недостатки мотоциклов семейства "Днепр"
К достоинствам относятся:
• удобное сидение: даже во время продолжительных поездок сидеть в нём очень комфортно, спина не будет затекать и уставать;
• в морозную погоду двигатель запускается легко (если всё подготовить);
• задняя передача, что при наличии коляски очень полезно;
• четырёхтактный двигатель;
• наличие толстых покрышек;
• доступные к замене запчасти;
• высокая мощность;
• карданный привод;
• неприхотливость;
• устойчивость на дорогах;
• простота конструкции;
• надёжность, долговечность.
Недостатки:
• переднего тормоза не хватает для такого большого веса техники;
• плохое зажигание (слабая искра);
• большой расход топлива;
• неудобная система тормозов на коляске;
• большой вес;
• перегревается двигатель;
• низкое расположение цилиндров двигателя и при поездках по пересечённой местности их можно оборвать;
• шумный.
Заключение
Несмотря на то, что конкретно серией “Днепр” занимался только Киевский мотозавод, его изделия обрели такую популярность в народе, что именем “Днепр” стали называть другие тяжелые мотоциклы. Что само по себе говорит о многом. Сейчас завод переживает не лучшие свои времена, но его мотоциклы живут, даже пользуются спросом, если зайти на различные сайты купли-продажи. А значить, все не так уж и плохо!