Погрузилась в вопрос: Может ли в предложении слово быть одновременно дополнением и определением или определением и обстоятельством, или обстоятельством и дополнением, или обстоятельством и дополнением и определением?
Оказывается (о, ужас!), что на этот счёт в русском языке нет единообразия.
В школьных учебниках вполне допустим вариант, когда к одному и тому же слову задаются смысловой и падежный вопросы, в результате слово подчёркивается и как дополнение, и как обстоятельство.
Такое явление называют синкретизмом.
Вот, к примеру, переписка между мамой школьника и репетитором (листайте галерею).
Мне ещё "понравилось", в вышеприведённой переписке то, что "будет правильно то, что сумел доказать". То есть, какой вопрос написал, тот вид второстепенного члена и верный.
И это было бы здорово, если бы не одно большое НО
При устном ответе учителю можно объяснить и доказать свой выбор. Но как быть с тестами? С тестами, в которых верен только один ответ? И нужно выбирать между пресловутыми обстоятельством, дополнением и определением, когда к слову можно задать самые разные смысловые вопросы. Не хочется играть в русскую рулетку. Хочется знать, как же отличить один второстепенный член от другого.
И тут советуют поступать так:
Если смысловой и падежный вопросы совпадают - перед нами дополнение, если не совпадают, то обстоятельство.
То есть, вырисовывается следующий алгоритм:
- нужно задать к второстепенному члену предложения все возможные вопросы;
- если можно задать только один вопрос, то понятно сразу, что перед нами либо обстоятельство, либо дополнение;
- если несколько и все они падежные или дополнения - это дополнение;
- если среди вопросов есть вопросы как дополнения, так и обстоятельства, то это - обстоятельство.