21,1K подписчиков

Этногенез азербайджанцев

12K прочитали

Происхождение азербайджанцев имеет довольно запутанную историю, в которой попробуем разобраться в данной статье. Имеется несколько версий и разобраться какая из них верная не так просто, как кажется, во многом из-за идеологического давления тюркского фактора, снижающего ценность научного подхода . До сих пор спорят о том, какой этнический компонент является основным: автохтонных племен Кавказа, персо-талышский субстрат или тюркских народов. Является ли название народа географическим признаком или же этническим?

Азербайджанка
Азербайджанка

Дело в том, что до 1918 г. азербайджанцами называли людей по географическому признаку — тех, кто проживал в иранской провинции Азербайджан в не зависимости от их этнической принадлежности. А сам этноним появился только во время создания Азербайджанской республики СССР. Историки считают, что смысл появления данного этнонима были притязания на провинцию Ирана с одноименным названием. Причем по само название имеет персидские корни.

Происхождение названия Азербайджан

В конце II — начале I тысячелетия до н.э. на территорию Ирана начинают проникать родственные персидские и мидийские племена индоевропейского происхождения. Мидяне осели в Северном Иране, а персы — на юге, в современной провинции Фарс, районе древнего эламского Аншана.

Мидийское и раннее Персидское царство 670 до н. э. — 550 до н. э.
Мидийское и раннее Персидское царство 670 до н. э. — 550 до н. э.

Благодаря мидийцам, персидский язык стал межплеменным языком общения и распространился на огромной территории Передней Азии. Талыши и Таты, проживающие ныне на территории Азербайджана являются носителями этого древнего языка. И само название Азербайджана связано с последним ахеменидским сатрапом Мидии и имени основателем нового независимого царства — персидского дворянина Атропата (Атурпатак). Само имя означало буквально «хранитель огня» и встречалось как составная часть имени у жрецов огня вплоть до эпохи Сасанидов. В Баку до сих пр сохранился их древний храм огнепоклонников, где за счет подземной нефти огонь мог не угасать столетиями.

Закавказье в II—I веках до н. э. Заштрихованы земли, отошедшие к Великой Армении во II веке до н. э
Закавказье в II—I веках до н. э. Заштрихованы земли, отошедшие к Великой Армении во II веке до н. э

Атропат (370 г. до н.э. - после 321 г. до н.э) .вначале служил Дарию III, а потом перешел на службу Александру Македонскому, где управлял Мидией. При вавлонском разделе наследства Александра (323 год до н. э.) он был смещён Пифоном, но сохранил власть над меньшей, северной частью страны, которая стала называться «Атропатская Мидия», которая просуществовала до 226 г., войдя в державу Сасанидов.

На Пасху 628 года византийское войско во главе с императором Ираклием захватило столицу Атропатены — город Ганзак.

В середине VII века (между 639 и 643 годами) Атропатена была завоёвана Арабским халифатом и образовала отдельную провинцию в его составе со столицей в городе Ардебиль. В это время название провинции меняется на арабский лад — «Адербайджан» через промежуточную форму «Адарбадган», в основе которого лежит такая древняя семантика как «страна огня».

Атропатена в составе Арабского халифата
Атропатена в составе Арабского халифата

По всей видимости, основное население Атропатены имело смешанное происхождение:

  1. Древние народы Передней Азии и Кавказа, такие как армяне, курды, ассирийцы, народы пришедшие в III-II тыс. д.н.э. и ранее с территорий Ближнего Востока.
  2. Индоевропейские народы, такие как мидийцы, персы, совсем немного греки.

Появлению тюрок на Кавказе

Огузы являются прямыми предками либо участвовали в этногенезе современных тюркоязычных народов: туркмен, сирийских туркмен, иракских туркмен, хорезмийских узбеков, анатолийских турок, турок-месхетинцев, турок-киприотов, гагаузов, саларов и азербайджанцев. Огузские племена также участвовали в формировании казахов, татар, башкир, туркмен и др.

Вместе с тем сами огузские племена представляли собой продукт сложного тюркско-иранского синтеза. По одной из версий, огузские племена сложились в результате смешения тюркютов с местными племенами угорского и ираноязычного сарматского происхождения.

Государство Сельджукидов (1037 — 1194)

Проникновение огузов (сельджуков) в Восточное Закавказье и Северо-Западный Иран с ХI—ХIII веков привело к тюркизации значительной части местного населения, что положило начало появлению азербайджанской народности.

Изначальная область Огузов
Изначальная область Огузов

Огузы постепенно завоевывали Иран, Византию и почти весь арабский мир, создав такие известные правящие династии как сельджукскую и османскую.

Сельджукиды — тюркская династия, происходившая из туркменского племени кынык.С 1038 года по 1055 год сельджуки овладели Хорасаном, Хорезмом, Западным Ираном, и Ираком. Аббасидский халиф аль-Каим вынужден был признать Тогрул-бека (1038—1063) султаном и «царем Востока и Запада».

Сельджукский Султанат
Сельджукский Султанат

При Алп-Арслане (1063—1072) и Мелик-шахе I (1072—1092) сельджуки завоевали Армению, почти всю Малую Азию, а затем — Сирию и Палестину. После овладения Грузией, Ширваном и Мавераннахром их правители стали вассалами сельджукских султанов. Наибольшего военно-политического могущества Великая Сельджукская империя достигла при Мелик-шахе.

Памятник сельджукским султанам Алп-Арслану и Мелик-шаху в Ашхабаде, Туркменистан
Памятник сельджукским султанам Алп-Арслану и Мелик-шаху в Ашхабаде, Туркменистан

В 1070-1100 годы - из Казахстана в Закавказье, переселяется союз огузских племён кынык, общим числом около 50 тысяч человек, дав начало тюркской общине Закавказья.

Государство Ильдегизидов (1136 — 1225)

С 1092 года, после смерти Мелик-шаха, сельджукское государство начало слабеть. В результате появилось государство во главе с тюркской династией атабеков Ильдегизидов, носивших титул «великих атабеков Азербайджана».

Государство Ильдегизидов
Государство Ильдегизидов

В то же время с 1090 г. на территории государства Ильгезидов, в Сирии и Ливане утвердилась исмаилитская секта ассасинов, державшая в страхе всю Переднюю Азию и являвшаяся самостоятельным источником власти. Неугодных правителей убивали последователи секты — ассасины. Оплотом секты стала крепость Аламут, находящаяся на стыке Талышских гор и центрального Эльбурса в 100 км. от Тегерана.

Крепость ассасинов Аламут
Крепость ассасинов Аламут

В Аламуте были собраны знаменитые учёные, маги и алхимики, шла напряженная научная работа по математике, астрономии, медицине.

Одним из виднейших деятели искусства стал основоположник азербайджанской поэзии — Низами Гянжеви (1141–1209), однако надо учитывать, что поэт писал в персидском стиле.

Памятник  Низами Гянжеви в Гяндже. Скульптор Фуад Абдурахманов, 1946
Памятник Низами Гянжеви в Гяндже. Скульптор Фуад Абдурахманов, 1946

Азербайджан, Арран и Ширван явились тогда новым центром персидской культуры после Хорасана. В «хорасанском» стиле персидской поэзии специалисты выделяют западную — «азербайджанскую» школу, которую иначе называют «тебризской» или «ширванской» или «закавказской», как склонную к усложнённой метафоричности и философичности, к использованию образов, взятых из христианской традиции. Низами считается одним из виднейших представителей этой западной школы персидской поэзии.

Низами Гянджави (Ганджав – название его рода), автор «Пятерицы» («Хамсе»), состоящей из пяти поэм: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искендернаме». Низами Гянджави родился в селе Кум, поэтому цахурские историки считают его цахуром, однако село с таким же названием есть и в Иране.

Сафи-ад-Дин написал книгу по ритмам «Китаб аль адваар» («Книга о кругах», 1256 г.)
Сафи-ад-Дин написал книгу по ритмам «Китаб аль адваар» («Книга о кругах», 1256 г.)

Также хочется отметить, что в этом государстве родился изобретатель нот Сафиаддин Урмави (1217—1294). Именно его книги содержат самые первые записи восточных ритмов, он же считается основоположником теоретического исследования макамо-мугамной музыкальной традиции.

Туркоманы и Кызылбаши Кавказа

В Византийских хрониках XI века, появился термин «туркоманы», которым называли так туркмен, проникших в Малую Азию. Согласно средневековым авторам Аль-Бируни и Марвази, этим термином обозначали огузов, принявших ислам.

Племенные объединения Кара Коюнлу и Ак Коюнлу подпали под влияние суфийского ордена «Сефевийе», чьи шейхи имели резиденцию в Ардебиле. Изначально в союзе было семь огузских племён, признавших себя мюридами сефевидского шейха: шамлу, румлу, устаджлу, текели, афшар, каджар, зулькадар; но в XV веке упоминаются также и другие тюркские племена, примкнувшие к Сефевидам: баят, караманлу, байбуртлу и др.

Влияние воинственных тюркских племён изменило характер ордена, получившего название Кызылбашей. В братстве кызылбашей «не было ни твоего, ни моего, а ели они всё, что имели, сообща». Кызылбаши брили бороды, отпускали длинные усы, а на бритой голове оставляли чуб. Длина чуба могла превышать полуметра, а её обладатели верили в то что с помощью него они легче перенесутся на небо, когда умрут.

Малоазиатские кочевые тюркские племена стали опорой и главной силой ордена «Сефевийе». Красная чалма вскоре стала символов приверженцев шиизма и Сефевидов. С тех пор эти племена начали называть кызылбашами по-азерб. «красноголовые». Так орден Сефевийа в XV веке превратился в военное братство тюркских кочевников, своего рода духовно-рыцарский орден.

Этот орден помог создать Сефевидскую империю, возведя на трон шейха Исмаила в 1501 г. Приход Сефевидов к власти сопровождался созданием военной аристократии из кызылбашей, которые изначально черпали свою силу от короны, но постепенно завладели безграничной властью.

С приходом Исмаила I ко власти кызылбаши Анатолии превратились в большую угрозу для Осман угрозу, поэтому они стали их притеснять. Ещё до похода против Сефевидов под флагом «защиты ислама», султан Селим I казнил более 40 000 кызылбашей, живших в его владениях. Османы были поддержаны курдами в их борьбе против кызылбашей. Это повиновение было результатом обещания султана уважать курдов и осыпать их градом подарков, если они продемонстрируют свою лояльность, сражаясь с кызылбашами.

Знатные кызылбаши. Изображения с мурала XVII века.
Знатные кызылбаши. Изображения с мурала XVII века.

Кызылбашская элита господствовала в Иране вплоть до конца XVI века, то есть до реформ шаха Аббаса I. Центральной областью государства долго был Азербайджан.

Ряд исследователей отмечают принятие шиизма в начале XVI века в период правления Сефевидов как окончательный фактор формирования азербайджанского этноса.

Сефевидское государство (1501 — 1736)
Сефевидское государство (1501 — 1736)

В средневековье тюркские племена продолжили переселения следующим образом:

1480 год - султан Ягуб, переселяет из Туркменистана на границу Армении и Грузии туркменское племя Ак Коюнлу.

1500 год — в Армению, в современную область Нахичеван, с территории современного Узбекистана, переселяется тюркское племя кенгерли, которое обосновалось вдоль берега реки Аракс.

Далее будут иметься ввиду современные географические названия, чтобы было понятно читателям!

1550 год - иранский шах Тохмасп, переселил в Армению (Зангезур и Нахичеван), тюркское племя румлу. Название племя получило по месту своего проживания, в центральной части Анатолии от слова Рум - Рим в восточных. традициях. Румлу наравне с другими семью кызылбашскими племенами, составили первоначально, основную ударную силу ордена Сефевидов.

1560 год - на Кавказ (в Горный Ширван и юг Дагестана) из современного Узбекистана, было переселено тюркское племя падаров.

1580 год - в Закавказье (юго-восток Грузии, Равнинный Карабах и Муганская степь) из Казахстана , переселяется тюркское племя баят.

1597 год - в Армению, в область Еревана, были переселены из Средней Азии 2 тюркских племени - устаджлу и алпаут.

1620 год - в Закавказье из Узбекистана, переселяются 300 тысяч тюрок из племени каджаров,которых расселили в Ереване, Нахичеване, Зангезуре и Арцахе (Нагорном Карабахе).

Миниатюра Каджарского Ирана
Миниатюра Каджарского Ирана

1814 год, Гусейн хан, переселил из Средней Азии в Армению тюркское племя карапапаков, где их расселили вокруг Еревана, заселив ими 28 деревень.

1840 год, 24 тысячи карапапаков были переселены в Карсскую область Армении и южную часть Грузии - в Ахалцих.

1840-1890 года, российская царская власть, переселила из Ирана в Эриванскую губернию 250 тысяч татар из Ирана.

1880-1890 года, из Ирана на Кавказ (Бакинскую и Елизаветпольскую губернии), переселяются 600 тысяч татар, которых в российских источниках называют "татарские отходники". Ещё ранее, в Иран они попали из Средней Азии.

1991 год- на Кавказ (в Нагорный Карабах, в село Ходжалу ), переселяются 2 тысячи турок из Ферганской долины в Узбекистане.

Все эти тюркские племена так или иначе входили в пеструю нацию азербайджанцев.

Государство Ширван на территории современного Азербайджана

Как видим, вплоть до нового времени Азербайджан — это географическое название территорий, находящихся к югу и юго-востоку от современного Азербайджана, на которых проживали разные народы. Что же находилось непосредственно на территории современного Азербйджана в те времена?

С конца II в. до н. э. до начала VIII в н. э. данная территория входила в состав Кавказской Албании. Население этого царства представляло союз племён, говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи.

Кавказская Албания
Кавказская Албания

В 654 году Ширван был занят арабами, но уже с середины VIII века Ширван и Дагестан становятся ареной частых кровопролитных сражений между хазарами и армией арабских халифов династии Омейядов. Важнейшим союзником Ширвана стало лезгинское царство Лакз (позже Лекия). Фактор влияния лезгиноговорящих народов в составе Азербайджана играет важнейшую роль по сей день.

Лекия и Ширван в 11 веке.
Лекия и Ширван в 11 веке.

Ширваншахи — правящие династии в Ширване, хотя и имели арабское происхождение, но были подвергнуты персизации и считали себя потомками персидских царей. Государство включала все земли от Куры до Дербента со столицей в городе Шемаха. Под властью ширваншахов процветала литература, в том числе в XII веке — Хагани Ширвани, а в XIV—XV веках Насими.

«Баядерки из Шемахи». Г. Гагарин, XIX век.
«Баядерки из Шемахи». Г. Гагарин, XIX век.

С усилением государства Сефевидов, Ширван попадает к нему в зависимость и с 1538 года становится его провинцией. В середине XVI века Сефевиды переселяют в Ширван тюркские племена кызылбашей. Собственно, с этого момента и начинается тюркизация населения Ширвана. При этом тюркизация носила в основном лингвистический характер, так как управленческая тюркская аристократия практически не смешивалась с местным населением. Посетивший Ширван в 1690 году иезуитский миссионер сообщал, что в Ширване говорят на трех языках: тюркском (азербайджанском), ломанном персидском и армянском.

В 1721 году Шемаха была взята лезгинским имамом Хаджи-Давудом, которому В 1722 году турецкий султан даровал титул хана. По Константинопольскому договору 1724 года Ширванское ханство было признано Россией в качестве вассала Османской империи. Однако, Хаджи-Давуд стремился к полной независимости, и 1725 году турки начали против своего бывшего вассала.

Хаджи-Давуд Дагистани Дауд-бек Лезгинский
Хаджи-Давуд Дагистани Дауд-бек Лезгинский

Новым ширванским ханом султан назначил легендарного казикумухского Сурхай-хана. В 1734 году фактический правитель Персии Надир-шах нанёс Сурхаю поражение и восстановил контроль над Ширваном. После убийства Надир-шаха ханство, известное также как Шемахинское в 1748 г. вновь обрело независимость, но при протекторате Турции.

Лезгины жили в горной части ханства, в то время как персидские и тюркские народы жили на равнинной области и именовались татарами.

Происхождение азербайджанцев имеет довольно запутанную историю, в которой попробуем разобраться в данной статье.-20

Выводы относительно формирования народности

Этнограф С. Ш. Гаджиева пишет: «Азербайджанцы как народ сложились в результате длительного исторического развития, постепенной консолидации местных древних племён (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюркоязычными племенами — гуннами, огузами, кыпчаками и т. д., — и, по существующему в науке мнению, смена коренных языков населения тюркским разговорным языком здесь относится к XI—XIII в. В свою очередь, тюркоязычные племена были довольно пёстрыми по своим этническим компонентам, объединяя множество других, отчасти более древних племён, впоследствии участвовавших в этногенезе не только азербайджанцев, но и целого ряда других тюркоязычных народов. Надо полагать, что в этнической истории Азербайджана оставили заметный след и оседавшие в Южном Азербайджане племена каракоюнлу («чёрнобаранные») и аккоюнлу («белобаранные»), в государства которых в XV в. входили «азербайджанские земли к югу от Кубы».

Азербайджанка
Азербайджанка

Согласно генетическим исследованиям, тюркский след в этносе азербайджанцев незначителен, так как у народа совершенно отсутствуют монголоидные черты, присущие другим тюркским народам. При этом сильно влияние народов кавказской (в основном лезгинской) и персидской (в основном талышской) семей. По внешности азербайджанцы гораздо ближе к народам Кавказа и Дагестана, но язык со времен господства кызылбашей стал тюркским.

Распространение азербайджанскго языка
Распространение азербайджанскго языка

Создание республики Азербайджан

Русско-персидские войны привели в 1828 году к разделу регионов проживания азербайджанцев по реке Аракс, согласно Туркманчайскому договору, по которому северный Азербайджан (современная Азербайджанская Республика) перешёл под контроль Российской империи, а южный (Иранский Азербайджан) остался в составе Персии.

До 1918 года у азербайджанцев не существовало собственной государственности, и в отличие от соседних грузин и армян, считавших себя продолжателями многовековой национальной традиции, мусульмане Закавказья рассматривали себя как составную часть большого мусульманского мира, уммы.

28 мая 1918 года члены мусульманской фракции Закавказского сейма провозгласили независимость Азербайджанской демократической республики АДР, она претендовала на территорию бывших Бакинской и Елизаветпольской губерний, включая районы со смешанным населением. Однако армянское население этих регионов отказалось признать власть Баку.

В сентябре 1918 азербайджанские войска при помощи Турции захватили Шушу. Армяне Шуши, пытаясь избежать резни, признали власть АДР. Отряды армян отступили в горы и объявили здесь о создании Нагорно-Карабахской Республики. Так впервые появился новый термин — Нагорный Карабах, который является яблоком раздора по сей день.

Отношения персов и азербайджанцев в Иране несмотря на то, что представители обоих народов были в большинстве своём мусульманами-шиитами, трудно было назвать хорошими. Как и другие меньшинства азербайджанцы подвергались в Персии дискриминации. Культурные и языковые различия выступили на передний план: для иранцев азербайджанцы в лучшем случае были подданными второго сорта. В итоге это привело к появлению на территории Иранского Азербайджана националистических настроений и провозглашению государства Азадистан. Произошло это после Первой Мировой войны, в 1920-м году. 11 января 1920 года независимость Азербайджана признала вся Антанта.

Карта Азербайджанской Демократической Республики: 1918-1920 гг.
Карта Азербайджанской Демократической Республики: 1918-1920 гг.

27 апреля 1920 года в Баку началось восстание большевиков. Красная армия на бронепоездах вошла в Баку.  АДР была свергнута.

К 1945-му году Сталин попытался объединить всех азербайджанцев в советских границах. Была создана Демократическая республика Азербайджан. Однако усилению Советов в регионе воспротивились американцы и англичане с французами. Войска вывели, республику ликвидировали, а от идеи отказались.

Проект Азербайджана при Сталине
Проект Азербайджана при Сталине

После событий августа 1991, 30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял Декларацию «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики», а 18 октября был принят Конституционный акт «О государственной независимости Азербайджанской Республики».

В настоящее время большая часть азербайджанцев традиционно расселена в четырёх государствах: Азербайджане, Иране, Грузии и России (Дагестан), причем большинство живут в Иране.

Читайте также: